Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Бесплатный сыр против мышеловок

АрхивИнтерактив
автор : Сергей Вильянов   02.03.2009

Большинство посетителей нашего портала считает, что бесплатным антивирусам можно доверять. Мы вместе с экспертами решили разобраться, так ли это на самом деле, и какой резон компаниям выпускать защитников на общественных началах?

Недавно на моём ноутбуке закончился срок действия лицензии у одного известного антивирусного пакета. Обычно в таких случаях я либо покупал новую, либо связывался с кем-то из представителей большой пятерки (десятки? двадцатки?) антивирусного бизнеса и с удовольствием тестировал конкурирующий вариант. Но в январе кризисного 2009-го я, не мудрствуя лукаво, поставил на мобильный компьютер avast! Home Edition. Миновал не менее кризисный февраль, и, хотя ноутбук специально подключался к самым различным беспроводным сетям столицы, никакой заразы в системе не появилось. Мне это известно наверняка: компьютеров у меня в хозяйстве аж четыре штуки, между ними идет постоянный файловый обмен, а на каждом стоит свой антивирусный пакет. Случись что, вся компания бы с удовольствием оттопталась на промахе коллеги по бизнесу.

По данным опроса, проведенного нашим порталом, бесплатным антивирусам полностью доверяет более 47-ми процентов читателей. Не доверяет около 18-ти процентов, а ещё 6.75%, обжегшись на дареном коне, предпочли купить своего. Наконец, ещё 16 процентов никогда не пробовали бесплатные антивирусы. Учитывая, что 11 процентов опрошенных вообще не испытывают потребности в антивирусном ПО, за поклонниками бесплатных вариантов хоть и шаткое, но большинство. И тогда мы решили задать несколько вопросов ведущим игрокам рынка.

Больше всего нас интересовало – какие задачи они ставят, выпуская бесплатные утилиты для поиска вирусов, а то и вовсе полнофункциональные пакеты? Ведь очевидно, что напрямую они денег не приносят.


Несмотря на бесплатность, avast! home умеет совсем немало

Алексей Тарасов, генеральный директор компании ООО "Авсофт" (она занимается распространением антивирусов avast! в России и СНГ) считает, что бесплатное решение является превосходным маркетинговым инструментом популяризации продуктов семейства avast!, потому что зачастую пользователь, оценив все преимущества продукта на домашнем компьютере, предлагает использовать подобное решение в своей компании, а также друзьям и коллегам. По мнению Алексея, рост продаж продуктов avast! в коммерческом секторе в последние несколько лет существенно увеличился, в немалой степени благодаря тому, что пользователей бесплатной версии avast! 4 Home Edition уже более 70 млн. "Мы можем с уверенностью утверждать, что данная маркетинговая стратегия, когда бесплатный продукт "работает" на свой коммерческий аналог, успешно реализуется", - добавил он. Здесь, пожалуй, надо сделать оговорку, что всего у компании 75 миллионов зарегистрированных пользователей, и получается, что на одного "платника" приходится четырнадцать любителей дармовщинки. Так ли уж эффективно "превосходное" маркетинговое решение?

К сожалению, представители AVG Technologies, компании, предлагающей вполне функциональный бесплатный антивирусный пакет, предпочли отмолчаться. Поэтому мне остается лишь вспомнить беседу с одной милой девушкой из венгерского офиса McAfee – компании, в свое время тоже предлагавшей пусть и примитивный, но бесплатный антивирусный пакет. По её словам, лучше дать антивирус бесплатно, занести в базу и периодически предлагать купить более полную версию (с файрволом, parent control, анти-трояном и прочими «навесами»), чем ждать, пока он твою программу сломает и выйдет из легального поля. Домашнего пользователя, в отличие от корпоративного, никак поймать и наказать нельзя. А так среди пользователей облегченной версии, которая апдейтится не 24 раза в сутки, как коммерческая, а 1-2 (а нагрузка на сервер - главный вред пиратства), вполне может затесаться ребенок или жена человека, принимающего решение о покупке, скажем, нескольких тысяч лицензий. И овчинка, мягко говоря, будет стоить выделки.

Ну и странно надеяться, что человек, обжегшись на чьей-то коммерческой версии, тут же отдаст немалую сумму (до $100) за что-то новое. Наверное, он решит "пока" поставить бесплатный антивирус, а потом, глядишь, подсядет и занесет немного денег в кассу.

С этой версией соглашается и Алексей Тарасов. "Одним из лучших способов продвижения продуктов является создание так называемого "сообщества" пользователей avast! с помощью тесного контакта с пользователями, реакции на их предложения в области совершенствования функционала или изменения интерфейса продукта, например, использование различных скинов", - говорит он.

Увы, представители других компаний относятся к бесплатным пакетам довольно скептически. Откровеннее всех высказался, пожалуй, Кирилл Керценбаум, руководитель группы технических специалистов Symantec в России и СНГ. Когда речь идет о таких продуктах, ему сразу приходит на ум пословица: “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”. "Конечно. нельзя сказать что она на 100% подходит к данному конкретному случаю, однако хорошо отражает его сущность", - уточняет Кирилл.

Григорий Васильев, технический директор ESET, сказал нам, что даже качественные бесплатные антивирусы уступают своим коммерческим конкурентам. Современное антивирусное решение – сложный высокотехнологичный продукт, который практически невозможно создать исключительно на энтузиазме. Разработка антивирусных продуктов и поддержание их актуальности с помощью регулярных обновлений требуют значительных финансовых ресурсов, поэтому существующие на рынке бесплатные решения обычно имеют ограниченный функционал. К примеру, в них может отсутствовать такой важный элемент, как модуль защиты от шпионских приложений. В свою очередь, функционал коммерческих версий более широк. При этом цены на коммерческие антивирусные решения вполне приемлемы, и пользователи готовы идти на такие расходы, чтобы быть уверенными в своей информационной защите.


"Лаборатории Касперского" предлагают проверить свою систему прямо на сайте. Правда, де-факто на компьютер все равно скачается немало файлов

Станислав Шевченко, заместитель директора по исследованиям и разработке "Лаборатории Касперского" обратил наше внимание на такую слабую сторону дармовых защитников, как техническая поддержка. По его мнению, в случае с бесплатным антивирусным ПО говорить о возможности получения круглосуточной высококвалифицированной помощи со стороны экспертов не приходится: вопросами технической поддержки, как правило, в формате дискуссий занимаются сами пользователи бесплатного антивирусного решения или же отдельные энтузиасты.

Стоит подчеркнуть, что все компании, не выпускающие бесплатных антивирусных пакетов, предлагают провести антивирусную проверку компьютера у себя на сайте или скачать полнофункциональную trial-версию. На экстренный случай это неплохие варианты. По крайней мере, лучшие, чем фальшивые бесплатные антивирусы, о которых рекомендует не забывать Кирилл Керценбаум из Symantec. Речь идет о псевдоантивирусах, которые предлагают бесплатно попользоваться ими, находят виртуальные угрозы, а уже потом предлагают заплатить деньги за возможность лечения. Данная категория ПО, которая сама является разновидностью вирусов, набирает в последнее время большую популярность как раз на волне существования других бесплатных, может и ограниченных, но настоящих антивирусных продуктов.

Подводя итоги, можно сказать, что бесплатных антивирусов для корпоративных пользователей нет и не будет (иначе бизнес превратится в благотворительность и сгинет), а вот на домашних системах можно неплохо сэкономить. Отметим – пока. В условиях финансовых неурядиц компании сокращают расходы на всё, что не приносит денег, и, какой бы гениальной ни была маркетинговая идея защищать людей бесплатно, ею могут запросто пожертвовать. Что же, поэкономим, пока дают.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.