Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ноутбучный горизонт

АрхивИнтерактив
автор : Марина Пелепец   28.02.2009

В недавнем интервью телекомпании YLE президент Nokia Олли-Пекка Каласвуо объявил, что его компания рассматривает возможность выхода на рынок ноутбуков. Какие трудности ждут финского гиганта на этом пути?

В недавнем интервью финской телекомпании YLE президент Nokia Олли-Пекка Каласвуо объявил, что его компания рассматривает возможность выхода на рынок ноутбуков.

По мнению господина Каласвуо, сегодня грань между мобильными телефонами и портативными компьютерами весьма зыбка: возможности многих смартфонов сравнимы с функциональностью полноценного ноутбука, а лэптопы, в свою очередь, постепенно обзаводятся встроенными 3G-модемами, обретая таким образом еще и "телефонную" функциональность.

Слухи о том, что финский гигант планирует заняться разработкой ноутбуков, мелькали в Интернете довольно давно, а к настоящему времени даже появилось описание некого прототипа такого устройства с надписью Nokia на лицевой панели: кодовое имя аппарата звучит как Sparrow, а сам он являет собой нечто, базирующееся на многоядерном ARM-процессоре и выполненное в раздвижном (ну или даже раскладном) формфакторе а-ля Nokia N97. Работает устройство под управлением ОС Linux, что и неудивительно, ведь и в настоящее время в портфолио компании имеются интернет-планшеты N-серии, базирующиеся на схожих программных платформах.

Сегодня уже мало кто помнит, что в конце прошлого века Nokia выпускала ЭЛТ-мониторы для ПК. Причем в этой отрасли финская компания являлась технологическим лидером – многие её передовые наработки в конечном итоге стали стандартом для других производителей.


Nokia 446 Pro

Но затем в компании решили, что мобильные телефоны – бизнес в разы более выгодный, вывели на рынок под своей торговой маркой несколько ODM-разработок Samsung и Tatung, а в 2000 году продали подразделение Nokia Display Products компании ViewSonic. Последняя получила в свое распоряжение бренд Nokia сроком на два года, производственные мощности, а также солидный запас патентов и перспективных разработок.

Ну а утилиту Nokia Monitor Test до окончания "эпохи ЭЛТ" очень многие задействовали для проверки мониторов про покупке, нисколько не задумываясь о том, откуда в её названии взялось первое слово.

Далее следует привести декабрьское заявление аналитика компании UBS Мэйнарда Ума (Maynard Um). По его словам, Nokia готовит крупное устройство с 9-ти или даже 10-дюймовым сенсорным дисплеем, HDMI-разъёмом, тачпадом и дополнительным OLED-экраном небольшого размера. Его стоимость на европейском рынке, по данным г-на Ума, не должна превысить 400 долларов.

А ещё надо заметить, что в текущем году ряд производителей планирует "изменить" архитектуре x86 и выпустить нетбуки именно на базе ARM-процессоров. Например, компания Freescale Semiconductor собирается стимулировать развитие класса подобных устройств: по информации сетевых источников, в их основе будут лежать чипы Freescale i.MX515 на основе ядра ARM Cortex-A8. Как ожидается, это позволит увеличить время их автономной работы до 8-ми часов, уменьшить толщину корпусов и снизить цены до 200 долларов США. Думается, не стоит напоминать, что Nokia и Freescale связывают давние партнерские узы; по другим данным, сейчас финны присматриваются к платформам Qualcomm Snapdragon и даже Intel Atom. Что же касается непосредственно производства ноутбуков, то, по информации авторитетного тайваньского издания Digitimes, Nokia ведет переговоры с рядом азиатских ODM-компаний – в частности, Compal Electronics и Foxconn Electronics. Однако возможно и применение схемы JDM, предполагающей совместную разработку грядущих ноутбуков.

Какой путь предстоит пройти производителю мобильных телефонов №1? До настоящего времени на рынок портативных компьютеров попытался выйти только один разработчик исключительно средств связи – тайваньская компания HTC (с моделью Shift, которая представляет собой UMPC под управлением операционной системы Windows Vista). Мы связались с Евгением Павловым, менеджером по продукции HTC в России, и задали ему несколько вопросов.

Евгений Павлов, менеджер по продукции HTC в России

В модельном ряду HTC присутствуют продукты, комбинирующие функциональность телефона и ноутбука, например, HTC Shift, но они не стали популярными. Почему? В чем подводные камни? Есть ли желание попробовать ещё?

На сегодняшний день под описанный функционал в портфолио НТС попадают два устройства: Advantage X7510 и Shift X9500.

X7510 – это больше коммуникатор, чем ноутбук – с магнитной QWERTY-клавиатурой, операционной системой Windows Mobile и очень хорошими характеристиками.

X9500 – это уже явный UMPC, с полноценной клавиатурой, ноутбучной Windows Vista и поддержкой 3G и WiFi-сетей.

Нельзя сказать, что HTC Shift или Advantage не стали популярными. Модели очень успешны в Западной Европе и США. В России же большого распространения они не получили скорее всего из-за стоимости и отсутствия широких потребностей в комплексных мобильных бизнес-решениях, когда то, что вы носите с собой, является полноценным мобильным офисом, позволяющим работать с документами, Интернетом, задачами, календарём таким же образом, как и за офисным ноутбуком, подключенным к Сети. Ещё одним стопорящим фактором у нас я бы назвал низкое распространение быстрых беспроводных каналов связи – 3G, WiFi, WiMAX.

Это основное:
- цена;
- потребности в комплексных решениях;
- недостаточно быстрые каналы связи.

Тем не менее, многие операторы в конце 2008 года анонсировали начало работы своих 3G-сетей в разных городах России, "Билайн" активно развивает городские WiFi-сети, Yota активно наращивает покрытие WiMAX-сети, еще несколько мобильных WiMAX-операторов собираются выходить на рынок, да и сам рынок хоть очень медленно, но верно становится требовательным к возможности оперативного доступа к почте и прочей мобильной инфраструктуре. Поэтому, по моему прогнозу, лет через 5-6 продажи устройств, совмещающих в себе функциональность телефона и ноутбука, будут носить массовый характер.

Тем не менее, в сознании многих людей НТС ассоциируется с бизнесом, как "говорящий" аксессуар, поэтому мы будем и дальше работать над таким сегментом устройств и выводить их на рынок.

Какие трудности ожидают компанию, выходящую на незнакомый для неё рынок?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о сложностях, не зная о компании какого размаха идет речь. Что касается общих сложностей – то они были упомянуты выше. К ним ещё могут добавиться неизвестность компании для потребителей в этой сфере, отсутствие опыта в позиционировании сложных технических продуктов – это очень важно, т.к. продать клиенту дорогой товар, можно только чётко объяснив, зачем он ему нужен, сложность в тестировании продукта во всевозможных режимах на совместимость с нашими сетями и обеспечение качественной поддержки пользователей после покупки.

Отдельно хочется сказать о всестороннем подходе к запуску нового продукта на рынок – важно положить на полки не просто SuperComputer-2009, а полноценный продукт – сочетающий в себе аппаратное, программное и сервисное решения. К примеру, купив такое устройство, человек должен иметь возможность открыть его и начать работать, у него должны быть установлены все необходимые программы, в комплекте может идти контракт с мобильным оператором по выгодному для передачи тарифному плану, возможно включение в комплект сервисов по резервному копированию данных, шифрованию информации, сервисом персонального секретаря и т.д.

Одним словом – сделать так, чтобы потребитель нажал кнопку – и всё заработало!

А еще мы попросили прокомментировать ситуацию представителей крупнейших производителей ноутбуков, которые в свое время прошли "путь Nokia" в обратном направлении - попытались выйти на рынок средств связи. Были заданы следующие вопросы:

1. Какие сложности ждут новичка на рынке, даже если у него, как у Nokia, есть и деньги, и время, и неплохой доступ в канал?

2. С какими трудностями вам пришлось столкнуться, осваивая вроде бы близкий, но на деле принципиально иной рынок коммуникаторов и смартфонов?

Федор Волков, директор по развитию компании RoverComputers

1. По идее, обладая хорошим доступом в канал, сделать линейку ноутбуков не так сложно: нужно обратиться к производственным мощностям тайваньских или китайских компаний, заказать у них в рамках ODM-соглашения готовые ноутбуки с логотипом Nokia и пустить в продажу. Можно даже устроить тотализатор на предмет того, к каким ODM-производителям обратится компания: Quanta, Compal, Wistron, Elitegroup, Flextronics или ещё кому-нибудь. Например, к FIC, оставшейся без крупнейшего заказчика после фактического ухода Fujitsu Siemens с рынка "бытовых" ноутбуков.

А дальше такой бренд может все повести по накатанной: лояльная аудитория (а у Nokia очень лояльные потребители) будет ждать эти ноутбуки. Представляется вполне возможным, что Nokia начнет с производства нетбуков, поскольку это достаточно логичный шаг: расширение линейки мобильных устройств "малого формата". В настоящее время она представлена у Nokia только смартфонами и коммуникаторами. Проблема может быть в стоимости продукта для конечного пользователя. Компания Nokia никогда не была замечена в производстве дешёвых телефонов. Даже её бюджетные модели всегда стоили заметно дороже своих "одноклассников" от других производителей. Но если на рынке мобильных телефонов Nokia занимает доминирующее положение, и ценовой фактор не имеет первостепенной важности, то на рынке нетбуков и ноутбуков реалии совсем другие.

2. Рынок действительно принципиально иной. Как в плане потенциальных потребителей, так и в плане канала. Основная трудность, которая была с самого начала: опасность монополизации этого рынка неким всем известным производителем. Но мы нашли способ, с помощью которого можно было занять свою долю: предложить потребителям альтернативные варианты в концепции вроде бы одинаковых по своей сути устройств, избегая "лобовой" конкуренции с уже существующими моделями.

Светлана Субботина, менеджер по связям с прессой компании Fujitsu Siemens Computers

У нас не принято комментировать то, что еще не произошло, тем более, что мы такой информацией не располагаем. Единственное, что можем с уверенностью сказать: вхождение на смежные рынки всегда очень дорого стоит, поэтому надо зараннее чётко просчитывать эффективность такого шага, или, другими словами, оценивать, стоит ли игра свеч.

Алексей Нистратов, технический специалист департамента ноутбуков компании ASUS

1. Честно говоря, сложно ответить на эти вопросы. По меньшей мере странно говорить о том, чтобы попасть на рынок во время кризиса, когда все, кто там уже присутствует, заняты борьбой за выживание. Что касается времени, то оно безвозвратно упущено - пытаться попасть на рынок имело смысл 5-6 лет назад. Говоря же о доступе в канал, надо учитывать, что это совершенно разные каналы - Nokia никогда не занималась компьютерами, поэтому, пожалуй, и нужного канала у компании сейчас нет.

2. Что же касается опыта ASUS на рынке коммуникаторов, то компания занималась карманными устройствами в течение многих лет - первые образцы КПК, а затем и коммуникаторов, появились уже довольно давно; был пройден сложный путь совершенствования продукции и освоения канала сбыта на рынке, который испытывал период становления и интенсивного роста. В этот период одной из самых сложных задач было уловить и сформулировать зарождающуюся модель потребления коммуникатора как продукта. Современный же рынок ноутбуков фактически сформирован как с точки зрения понимания потребительских предпочтений, так и в отношении ключевых игроков.

Какие-то движения можно было бы предпринять на молодом направлении нетбуков, родоначальником которого является ASUS, но и здесь конкуренция неопытному игроку со стороны производителей классических ноутбуков будет очень и очень велика, а ставки высоки.

Своим мнением о планах финского гиганта поделился и аналитик рынка связи Михаил Фадеев.

Михаил Фадеев

Ну, давайте порассуждаем. Если такой шаг (выход Nokia на рынок компьютеров, точнее ноутбуков) и последует, то это будет хотя и несколько неожиданно, но, с другой стороны, вполне логично.

С одной стороны рынки ПК и телефонов всё более смыкаются. Наблюдается взаимное проникновение: телефоны всё больше обладают функциями классического компьютера (понятное дело, портативного), а портативные компьютеры (прежде всего нетбуки) все больше ориентированы для работы в Сети "на ходу". Остроты ситуации добавляет всеобщее повсеместное проникновение быстрого Интернета в виде сетей третьего, а кое-где уже и четвертого поколения.

Пользователь больше не привязан ни к шнуру, ни к точкам доступа. Интернет работает практически везде. На недавней выставке MWC в Барселоне мне в кулуарах показывали несколько новых моделей нетбуков от известных китайских ODM'ов (то есть компаний, собирающих технику для известных брендов, но своего бренда не имеющих), основной функцией которых было наличие сим-карты и поддержи 3G.

То есть permanent connectivity становится неотъемлемой частью нетбуков. Что вполне логично.

Правда, я так думаю, что расширение бизнеса на телефонный (точнее коммуникаторный) рынок носит скорее долговременно-стратегический характер и быстрой отдачи от рынка никто из этих компаний не ожидает.

Напоследок приводим комментарий одного Большого Человека, программиста и эксперта по операционной системе Symbian. С ним удалось побеседовать нашему коллеге Антону Нехаенко.

Таинственный сотрудник Symbian Foundation

Как вы думаете, может ли Symbian стать ноутбучной ОС? И как вы расцениваете планы Nokia относительно рынка лэптопов?

Если говорить о Symbian, как об ОС для ноутбука... Что вообще нужно ОС для ноутбука:
- поддержка различных формфакторов (тачскрин с управлением пальцами или стилусом, клавиатура, различные размеры экранов);
- быстрая загрузка после выключения или из спящего режима;
- поддержка большого числа бизнес-приложений, включая "офисные" приложения и бизнес-совместимые приложения;
- поддержка самых разных сетей (WiFi, 3G, LTE);
- поддержка веб-браузеров и виджетов.

Все это доступно на Symbian... Так что ничто не должно помешать ей "прописаться" и на ноутбуках.

У меня нет доступа к R&D Nokia, поэтому я могу только рассуждать об их ноутбучных планах, основываясь на их стратегии. С технологической точки зрения я могу указать вам на несколько вещей, с точки зрения бизнеса - это только предположения.

Как я уже писал, Symbian мог бы быть хорошим претендентом на этот рынок, и мы видели интерес со стороны компаний, заинтересованных в рынке MID на Symbian.

Архитектура ARM - это хороший вариант, т.к. компания ARM действительно тратит много сил, чтобы войти на этот рынок, и Nokia может получить преимущество в R&D и маркетинговый бюджет, скрывающиеся за этой инициативой.

Сейчас ходит много слухов, что Nokia может выйти на рынок с платформой Maemo, которая будет выпущена после N800, т.к. у них есть опыт с этим формфактором и бизнес-моделью работы с ПК-образными продуктами на базе этой модели (например, пользователи могут скачивать приложения из Интернета).

Очевидно, Nokia придется искать баланс между временем, функциональностью и юзабилити при создании нетбуков... И я не меньше вас хочу узнать, какой же дорогой они пойдут.

Резюмируя, следует заметить, что путь компании Nokia на рынок ноутбуков может оказаться несколько более тернистым, чем кажется на первый взгляд. С другой стороны, выбор в пользу архитектуры ARM и операционной системы Linux является достаточно сильным ходом – ведь класса подобных устройств пока фактически не существует, и его формирование будет происходить в ближайшие годы.

Вполне возможно, что Nokia сможет стать одним из ключевых игроков в данном сегменте: обгонять время и покорять новые, необычные для нее горизонты компании удавалось уже не раз – в частности, аналогичных N800 и N810 "таблеток для счастья" до сих пор не наблюдается в портфолио ни одного другого "телефонного" или "железного" производителя. Да и пример компании Apple весьма показателен: помните, как полтора года назад она вдруг вышла на совершенно новый для себя рынок с одним инновационным продуктом?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.