Архивы: по дате | по разделам | по авторам

В мечтах об ШПД

АрхивИнтерактив
автор : Марина Пелепец   20.02.2009

Как обстоит ситуация с высокоскоростным доступом в Интернет в регионах России? Ведь не так давно появилась информация о сокращении инвестиций "Вымпелкомом" и "Акадо". Что планируют делать крупнейшие участники рынка?

21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа – все это, как нетрудно догадаться, Россия. Очевидно, что высокие технологии не могут развиваться с одинаковой скоростью во всех субъектах федерации: есть в этом плане более успешные регионы, есть – менее, а есть и вообще полные аутсайдеры.

К сожалению, количество последних в ближайшем будущем может значительно возрасти: буквально вчера стало известно, что компания "Вымплеком", успевшая развернуть сети широкополосного доступа (далее – ШПД) в 47-ми городах, планирует сократить инвестиции и отказаться от строительства сетей в других областных центрах. При этом было решено завершить работы в десяти регионах, где они уже идут полным ходом; однако, если взглянуть на "докризисные" планы "Вымпелкома", то масштабы трагедии становится трудно переоценить: ранее сообщалось, что до конца текущего года сети ШПД будут запущены уже в 65 городах, а к концу 2010 – в 180. Теперь же, судя по всему, жителям регионов придется рассчитывать на силы местных провайдеров, хотя далеко не факт, что во время кризиса и они смогут похвастать сколько-нибудь серьезными планами (а главное – воплотить их в реальность в обозримом будущем): рост количества абонентов и желающих ими стать вполне может замедлиться, а вот стоимость магистрального Интернета и аренды зоновых каналов – возрасти (или, по крайней мере, перестать снижаться); а ведь динамика этих процессов и в более благополучные времена оставляла желать лучшего.


Некоторые товарищи в регионах на радостях готовились встречать эру ШПД вот так, но...

Здесь же стоит добавить, что компания "Акадо", также занимавшаяся продвижением ШПД в регионах, еще в ноябре 2008 года объявила о первых антикризисных мерах – сообщалось, что будут уволены от 20 до 25 процентов сотрудников, причем в первую очередь сокращения затронут подразделения, отвечающие за строительство новых сетей. Неудивительно, что в итоге было решено еще и заморозить все региональные проекты как минимум до середины 2009 года, а ведь ранее в них планировалось вложить до пятисот миллионов долларов. Кстати, по прогнозам "Акадо", темпы роста рынка широкополосного доступа и платного телевидения в ближайшие 12 месяцев могут снизиться с ожидаемых ранее 35 до 20 процентов. И это, думается, ещё не предел.

Впрочем, очевидно, что новостные заголовки и пресс-релизы – это дело пусть и интересное, но не содержащее животрепещущих (а посему и интересующих нас) подробностей. Мы обратились за комментариями в крупные компании, планировавшие осчастливить сетями ШПД жителей регионов России. Сильно ли повлиял кризис на их планы? Что изменилось в целом и что произойдет с ценовой политикой? Каким технологиям и областям будет отдано предпочтение?

Виктор Кореш, вице-президент по региональному развитию ОАО "КОМСТАР-ОТС"

- Наши региональные планы: во-первых, строительство сетей будет активно идти в тех регионах, где оно было запланировано или уже осуществляется. Мы активно строим транспортные и распределительные сети в городах присутствия, осуществляем строительство ВОЛС между городами. Более того, в 1 полугодии 2009 года "КОМСТАР-ОТС" планирует завершить создание магистральной транспортной сети Москва-Ростов-на-Дону-Краснодар и начать реализацию проектов в направлениях Саратова и Санкт-Петербурга. Во-вторых, в 2009-2010 годах будет осуществляться активная модернизация сетей Группы СТРИМ ТВ, которую приобрел недавно "КОМСТАР-ОТС". Модернизация будет осуществляться для того, чтобы начать оказание услуг Triple play под брендом "КОМСТАР". В рамках этого проекта модернизация будет идти по технологии FTTB (оптоволокно до здания). В-третьих, мы планируем выходить в 2009 году в новые, интересные для нас регионы путем приобретений операторов-лидеров альтернативного рынка.

- Каким регионам будет уделено больше внимания и почему?

- Мы планируем выходить в города с населением свыше 200 тысяч человек – развивать бизнес в городах с меньшим населением нецелесообразно с точки зрения окупаемости проектов. Мы планируем развиваться в шести макрорегионах (Центр, Северо-Запад, Юг, Поволжье, Урал и Сибирь).

- Где ситуация в настоящее время хуже, а где лучше (с оборудованием и с количеством абонентов)?

- Сегодня большее число абонентов – в крупных городах: Ростове-на-Дону, Рязани, Самаре, Саратове, Тольятти, Тюмени и пр.

- Какая политика ценообразования планируется в этом году?

- Это зависит от ситуации, складывающейся на рынке конкретного региона. Мы не исключаем вероятности того, что в условиях кризиса рост себестоимости услуг может вызвать небольшой рост тарифов.

- Планируется ли развертывание сетей WiMAX в регионах?

- Пока таких планов нет. В некоторых регионах для предоставления услуг на "последней миле" работает технология радиодоступа.

Екатерина Осадчая, пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" ("Билайн")

- Каким регионам будет уделено больше внимания и почему?

- В этом году мы запустим еще примерно десять городов ШПД. В тех регионах, где мы уже начали строительство, например Сибирь, Юг, Центральный регион. Строительство также продолжится и в тех городах, куда мы уже пришли, в данном случае сеть будет расширяться путем подключения новых домохозяйств.

- Какая политика ценообразования планируется в текущем году?

- В этом году мы бы хотели остаться при прежней ценовой политике, а что касается услуг, то мы сделаем их лучше, например:

1. Наши цены на доступ Интернет остаются неизменными, НО мы регулярно улучшаем скоростные предложения для наших пользователей. Со 2 февраля "Билайн" увеличил скорость передачи данных для безлимитных тарифных планов услуги "Домашний Интернет" в Москве и Санкт-Петербурге. Если же услуга "Домашний Интернет" уже подключена на безлимитных тарифных планах, то со 2 февраля скорость на них увеличится автоматически у каждого пользователя. Подробности - на нашем сайте.

2. Очень многие операторы взимают плату за подключение, а мы - нет. И не собираемся в будущем. Тем более - в регионах (Пермь, Самара, Тольятти, Тверь, Уфа, Череповец, Ярославль).

Михаил Силин, вице-президент Группы компаний "АКАДО" по стратегическому развитию

- В настоящее время региональный бизнес Группы компаний "АКАДО" представлен интернет-провайдерами и операторами кабельного телевидения в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Минске (Республика Беларусь).

Мы начали готовиться к кризису заранее, еще осенью прошлого года. Развитие временно приостановлено, но хотелось бы отметить, что в Петербурге и Екатеринбурге у нас остались компании, которые успешно работают. Когда ситуация на рынке улучшится, мы вернемся к теме регионального развития.

Что же касается ценообразования наших операционных компаний на рынке b2c, то мы пока не видим необходимости в повышении тарифов, но внимательно следим за поведением конкурентов и потребителей.

Компания "ЭР-Телеком Холдинг" занимается обеспечением доступа в Сеть в регионах России; какие действия она планирует предпринять в сложившейся ситуации?

Тамара Соколова, руководитель PR-службы ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг"

- В вашем отчетном пресс-релизе говорится о запуске различных сервисов (антивирусный и игровой сайты). Есть ли планы относительно новых сервисов такого рода для пользователей?

- В первую очередь, мы будем развивать уже начатые проекты дистрибуции цифрового контента (ПО, антивирусы, музыка, игры). Есть планы по дистрибуции видеоконтента по запросу через Интернет, но конкретики пока нет.

- Есть ли вероятность того, что снижение темпов строительства сетей и набора абонентов негативно скажется на тарифах на доступ в Интернет?

- Как именно изменится наша тарифная политика, будет зависеть от конкретного региона - говорить о едином федеральном повышении нельзя. В некоторых регионах рост тарифов может составить 5 - 10%. Однако нельзя сказать, что возможное изменение тарифов является следствием снижения темпов строительства и набора абонентской базы. Снижение темпов строительства и набора абонентской базы – такое же следствие экономической ситуации, как и возможное изменение тарифов.

Сегодня у всех операторов серьезно выросли эксплуатационные расходы на оказание услуг связи. Кроме того, рост курса доллара привел к росту затрат на взаиморасчеты с зарубежными компаниями - они осуществлялись в иностранной валюте. Как результат, выросла себестоимость оказания услуги. Вот это и служит основанием для роста тарифов.

Наконец, нам удалось связаться и с одним из региональных провайдеров: если столичные монстры испытывают трудности, то, может, местным компаниям - и карты в руки?

Наталия Пустынская, пресс-секретарь ЗАО "Байкалвестком" (г. Иркутск)

- Какие технологии сетевого доступа планируется использовать в регионах при подключении новых абонентов?

- В GSM - (GPRS/EDGE); в CDMA - 1x, EV-DO. Во II квартале этого года будет внедрена версия EV-DO Revision A.

- На дворе кризис; есть ли у провайдеров планы по сокращению инвестиций в своих регионах? (как, к примеру, у того же "Билайна").

- Основная часть инвестиций ЗАО "Байкалвестком" приходится на развитие сети третьего поколения Wellcom (стандарт CDMA 2000 1x EV-DO). Инвестиции будут реализованы в ранее запланированных объёмах, сокращений не предвидится.

- Может, сейчас самое время для рывка - ведь крупные "общероссийские" конторы заявляют о том, что будут ждать? Следовательно, у регионалов исчезают сильные конкуренты.

- ЗАО "Байкалвестком" внимательно следит за тенденциями как на региональном, так и на федеральном рынках. Исходя из намечающихся трендов и с учетом актуальной экономической ситуации, БВК разрабатывает тарифные предложения и дополнительные услуги, которые способствуют удержанию лидирующей доли на рынке (55-57%). В частности, в феврале БВК открыл для подключений уникальные для региона тарифные планы "Гарантия. Год" и "Гарантия. Полгода" - безлимит с фиксированной однократно вносимой абонентской платой, что "страхует" абонентов от гипотетических изменений в расценках на мобильную связь.

Такие вот дела, товарищи. Остается надеяться, что шествию прогресса по территории России не сможет воспрепятствовать даже кризис. Главное – чтобы интересы крупнейших провайдеров и операторов совпадали с желаниями настоящих и будущих абонентов. И хотя в настоящее время это "совпадение" находится в весьма "подвешенном" состоянии, вера в лучшее никуда не исчезла – слова наших комментаторов выглядят вполне обнадеживающе.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.