Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О полезной экономии

АрхивИнтерактив
автор : Марина Пелепец   12.12.2008

Компаниям сегодня приходится в добровольно-принудительном порядке оптимизировать бизнес и бежать со всех ног, чтобы хотя бы оставаться на месте. Лидеры российского рынка рассказали нам, как сэкономить без ущерба для дела.

Компании, сталкиваясь со снижением прибыли или убытками, начинают уменьшать затраты и оптимизировать свой бизнес. Сейчас эти стремления часто заканчиваются увольнениями, сокращением расходов на R&D, в лучшем случае – урезанием маркетинговых и рекламных бюджетов и сокращением административных расходов.

"К сожалению, с учетом масштаба кризиса, экономить многим компаниям придется практически на всем. На мой взгляд, экономить не стоит на людях: сокращать кадры, расходы на персонал, урезать зарплаты. Это, по моему мнению, самый последний шаг для любого руководителя, – говорит Константин Спиридонов, руководитель отдела маркетинга ГК Blade. – В первую очередь, как ни прискорбно мне будет это признавать, стоит сокращать рекламные и маркетинговые бюджеты, затем расходы на логистику и аренду складских помещений".

Вячеслав Симоненко, генеральный директор MERLION, говорит: "Я считаю, что экономить нужно на затратах, не связанных с основной деятельностью компании. Также осторожно подходить к долгосрочным инвестиционным проектам – отдача может быть меньше ожидаемой, а серьезные затраты уже понесены. Кроме того, сейчас очень многие говорят о сокращении персонала. На мой взгляд, основным капиталом любой торговой IT-компании являются работающие в ней люди. Поэтому для MERLION сокращения затрат на персонал по приоритетам будут находиться на последнем месте".

В МТС тоже заняты оптимизацией затрат. Уменьшено число вакансий и рост заработной платы, сокращаются административные расходы, участие в конференциях и внешние обучающие программы. Также оптимизируются рекламные и маркетинговые расходы - в первую очередь за счет стоимости размещения, а не за счет объемов.

"У людей стало меньше возможностей тратить деньги на предметы не первой необходимости. Это, соответственно, вносит коррективы в планы производителей и ритейлеров. Объемы продаж падают, производство сокращается, – комментирует Елена Серебреникова, глава российского представительства Oregon Scientific. – Что же касается нашей компании, то мы пока не ощущаем на себе последствия кризиса. Те, кто стремился поддерживать себя в форме и вести активный образ жизни, даже во время кризиса продолжают придерживаться намеченной линии. Поэтому наши планы на следующий год пока не изменились".

"КОМСТАР-ОТС" удлиняет сроки реализации инвестиционных проектов и планирует сократить административные и маркетинговые расходы, переключившись на адресный маркетинг. Сокращения остаются плановыми – они уже несколько лет происходят из-за перехода на цифровые сети.

"Главное, о чем необходимо задуматься прежде, чем вычеркнуть ту или иную статью бюджета, – насколько она критична для бизнеса? Если речь идет о прекращении того или иного проекта, хорошо бы посчитать, во сколько обойдется компании его консервация и последующее восстановление, – говорит Алексей Ананьин, президент IBS. – Для сотрудников самое важное в условиях кризиса – это ощущение стабильности и надежности, поэтому и сокращают обычно те расходы, которые в меньшей степени влияют на эти показатели".


Алексей Ананьин: "Люди предпочитают скорее остаться без тусовки, чем без зарплаты"

"Принимая решения о сокращении зарплаты, например, нужно понимать, что сэкономив расходы, можно случайно "выплеснуть заодно и ребенка", получив в качестве результата снижение эффективности, – говорит Наталья Соболева, директор по персоналу OCS. – При этом, конечно же, мы заморозили открытие новых вакансий и рост заработных плат на кризисный период – но об этом даже как-то неловко говорить, на рынке это сейчас общее место и самый очевидный шаг". В компании будут перебрасывать сотрудников между подразделениями, вести переговоры о снижении арендных ставок и повышать оборачиваемость складов.

Короче всего высказалась Елена Ноготкова из "Связного": "Все, что было запланировано на 2008 год, остается в силе. Пока ничего не сокращаем и готовимся к новогодней вечеринке". Можем только порадоваться за "Связной".

Ответившие нам компании подчеркивали, что стремятся избежать увольнений и чрезмерного снижения расходов на сотрудников. В то же время PricewaterhouseCoopers и "Ассоциация менеджеров" опросили 100 руководителей крупных компаний из различных отраслей, 44% будут сокращать персонал, 72% уменьшать потребление материалов, работ и услуг, а сокращать закупки 37%.

Но когда речь идет о сокращении издержек, это не обязательно означает увольнения и другие неприятные последствия.

"Кризис – хороший повод пересмотреть и оптимизировать целый ряд накладных расходов – объем необходимой канцелярки, автопарка, бонусных льгот. Результаты такой ревизии могут привести к неожиданным выводам. Например, выявить неиспользуемое оборудование, требующее дорогостоящей поддержки, неэффективные вложения в новые проекты и так далее", – говорит Алексей Ананьин.

В OZON.ru в первую очередь взялись за маркетинг и рекламу – объем медийной и контентной рекламы сократили и сделали, наконец, доставку заказов в пункты выдачи бесплатной.

Александр Палладин, руководитель российской пресс-службы Cisco, рассказал, что компания экономит немалые средства, используя технологии, позволяющие работать из любого места в любое время. Переведение одного российского подразделения на режим удаленной работы уменьшило арендную плату на 30 тысяч долларов в год, а система для проведения виртуальных совещаний за все время существования сэкономила более 200 миллионов долларов.

"Мы, как и многие другие компании, тоже изыскиваем возможности снизить издержки (но только не за счет, например, программ по обучению – продолжать их нам тоже позволяют те самые технологии), но по своей эффективности мало что идет в сравнение с той экономией, которые мы извлекаем за счет все более широкого и активного внедрения средств удаленной работы", – заключает он.

Некоторые компании сразу призывают оптимизировать бизнес с помощью их решений. Лоран Перез, генеральный директор российского представительства Lexmark, утверждает, что 6% ежегодного оборота компаний тратится на печать, и рекомендует приобретать МФУ для экономии места и электроэнергии, активнее использовать экономичные режимы печати и картриджи повышенной емкости.

Ему вторит Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК: "Некоторым без IT просто и не выйти из кризиса, ведь IT – это оперативная информация для принятия управленческих решений, надежность бизнеса, плюс разумная экономия. Плюс сокращение издержек на электричество, поддержку, связь, информационную безопасность".

Новогодние вечеринки – еще одна статья расходов. МТС отменила все мероприятия, кроме одного для партнеров, инвесторов и СМИ. OCS предпочла дорогой вечеринке скромные праздники в офисах. КРОК совместит встречу 2009 года и новоселье в новом здании. Компании стараются не отказываться от корпоративных праздников полностью – впереди январь, когда новогодний пик продаж пройдет, добиваться результатов придется еще усерднее, и дополнительная праздничная "смазка" не помешает.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.