RoverComputers: Цвета по осени меняют
АрхивИнтерактивДиректор по развитию бизнеса когда-то самого популярного ноутбучного бренда России сравнивает продукцию
Многие наверняка уже обратили внимание на новые рекламные щиты компании RoverComputers. Известный российский производитель ноутбуков и КПК сменил имидж и видоизменил логотип, который теперь напоминает уже не букву "Р", а, скорее, символ бесконечности. Теперь фирменный стиль RoverComputers - это четыре фирменных цвета - желтый, розовый, голубой и зеленый, которые по словам представителей компании, "символизируют емкую эмоциональность торговой марки, многообразие ее форм и непрерывное эволюционное развитие" (о емкой эмоциональности, конечно, хотелось бы поподробнее).
Руководство RoverComputers представило новое лицо компании журналистам. "Компания много лет была одним из лидеров российского рынка, - заявил президент компании Сергей Шуняев. – Однако изменение экономической ситуации, усиление позиций мировых торговых марок за счет снижения цен и вывода на рынок демократичных продуктов привели к тому, что RoverComputers потерял существенную долю. Сегодня мы разработали новую стратегию и, как следствие, новый имидж компании. Мы по-прежнему предлагаем один из самых инновационных продуктов на нашем рынке, но цель сегодняшних изменений перейти от технологичной модели развития бизнеса к клиентоориентированной, и новое визуальное оформление бренда должно сообщить потребителям о смене наших приоритетов". Но изменение стиля - это далеко не все. Как рассказал исполнительный директор RoverComputers Сергей Смирнов, в течение 2007-2008 годов компания активно рестуктурировала бизнес. "Мы разорвали взаимоотношения с поставщиками комплектующих, которые не готовы были предложить необходимое нам качество продукта, плюс перенесли 45% сборки ноутбуков в Китай", - сказал он.
Мы решили задать несколько вопросов о стратегии и позиционировании компании в связи с новым имиджем ее директору по развитию бизнеса Федору Волкову.
- Чем вызван нынешний ребрендинг вашей компании?
- Со времени принятия прошлого корпоративного стиля нашей компании прошло шесть лет. Срок? Срок. Достаточный? Достаточный. Когда мы принимали предыдущую концепцию формирования модельного ряда и общего имиджа компании, на дворе стоял конец 2001 - начало 2002 года. Тогда на ИТ-рынке были совершенно другие реалии, да и розничного компьютерного рынка, как такового, не было. С тех пор прошло шесть с половиной лет. Разумеется ситуация изменилась. Вполне возможно, что всем этим следовало бы заняться даже раньше. Но лучше поздно, чем никогда. Пора что-то менять.
- В последние годы позиции вашей компании на рынке несколько ослабли. Планируете ли вы каким-то образом улучшить свое рыночное положение с помощью нового имиджа?
- Тут можно ответить двояко. Что мы понимаем под "позициями на рынке"? Долю рынка? Но доля рынка в процентном отношении - это для нас не самоцель. И она никогда для нас таковой не являлась. Несмотря на то, что в процентном отношении наша рыночная доля сократилась по сравнению с тем же 2002 годом, в количественном отношении наши объемы продаж выросли. С другой стороны, у нашей компании никогда не было такого количества средств, чтобы профинансировать экспансию на рынок, как это могут сделать транснациональные корпорации.
Мы не собираемся кого-то целенаправленно теснить, но мы собираемся расширять свою долю на рынке. За счет кого мы будем это делать, будет видно. Мы никогда не говорим, что, мол, покупающие торговую марку такую-то, являются нашими потенциальными покупателями, а покупающие торговую марку другую, нашими потенциальными покупателями не являются. Более правильным вариантом будет аппелировать к тем покупателям, которые готовы рассмотреть несколько торговых марок, и при этом в этот список они готовы добавить и нас.
Речь идет о увеличении объемов продаж, как таковых, но свои результаты мы будем оценивать в соответствии с нашими же планами - сколько мы захотели и смогли продать, на сколько у нас хватило оборотных средств. Заметим, что наша компания живет на свои собственные средства.
- Не планируете ли вы, подобно компании Acer, диверсифицировать свою продукцию на несколько брендов в соответствии с ценовыми сегментами?
- В данном случае мы собираемся запустить несколько товарных серий и несколько по-разному их рекламировать. Acer пошел по такому пути, другие компании идут по другому пути. Это лишь один из вариантов стратегии. Главное, чтобы количество товарных линеек не было безумным по своим размерам, в чем у нас до недавнего времени, действительно, наблюдался некий перебор. Теперь мы сократили количество товарных линеек до четырех, и сразу все стало понятно.
- Сейчас в сегменте ноутбуков особую популярность приобрели так называемые нетбуки. В вашей линейке тоже есть две таких модели. Большинство производителей выпускает их на базе процессора Intel Atom. Но каковы, на ваш взгляд, перспективы платформы AMD на рынке нетбуков?
- Что касается AMD, то здесь речь идет о процессоре AMD Geode. Конечно, по своей мощности он уступает Intel Atom. Это факт известный. Но этот недостаток может обернуться и преимуществом. Ведь нетбуки на базе AMD Geode дольше работают от аккумулятора, так как этот процессор гораздо более экономичен, чем Intel Atom. Это еще не все. У корпорации Intel ожидается двухъядерный Atom, у AMD тоже что-то подобное ожидается. Не будем забывать и про третьего потенциального игрока - VIA Nano. Компанию VIA ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов. Даже те образцы нетбуков на базе VIA C7 M, которые мы изучали, по продолжительности работы показали себя с очень хорошей стороны. Другой вопрос - VIA C7 неинтересен, но интересен VIA Nano, у которого производительность и экономичность выше.
Думаю, Intel Atom можеть служить основой для старших моделей нетбуков, а AMD Geode - для младших, а VIA Nano займет промежуточное положение между ними, при условии, что мы сможем выбрать модель на его основе из того, что нам предложат производители. До конца года мы обязательно рассмотрим модели на VIA Nano. Если получится, то они войдут в наши товарные линейки.
- У нетбука есть несколько ключевых параметров, на которых концентрируют внимание производитель и потребитель. Это мощность процессора, размер и качество экрана и клавиатуры, время автономной работы и т.д. Какие из этих параметров являются приоритетными для компании RoverComputers?
- Во-первых, у нас будет несколько моделей нетбуков. Мы постараемся построить этот модельный ряд таким образом, чтобы он соответствовал потребностям нескольких категорий пользователей. Уже сейчас он включает в себя более, чем одну модель. Для каждой группы пользователей мы сможем предложить тот нетбук, который ее устроит. Для тех, кого в первую очередь волнует цена, мы предложим модели на AMD Geode. Для тех, кому важна производительность, кто хочет на нетбуке смотреть кино в отличном качестве, мы предложим модели на Intel Atom. Что касается экранов, то в младших нетбуках будут применяться экраны с ламповой, а в старших - с диодной LED-подсветкой. В любом случае, матрицы с диодной подсветкой будут более уместны, так как они будут значительно тоньше.
Кстати говоря, матрицы с диодной подсветкой будут применяться у нас и в сегменте "классических" ноутбуков. Скоро у нас будет выпущена модель с 13-дюймовым экраном и с LED-матрицей.
- Среди ваших новинок есть RoverBook Air, внешний вид которого навевает ассоциации с MacBook Air. Вы его всерьез рассматриваете в качестве конкурента знаменитому ноутбуку от Apple?
- Я вам скажу, что MacBook - это не ноутбук вовсе. То, что делает компания Apple - это маркетинговые "фенечки". Мне не совсем понятно, за что платить такие деньги, приобретая iPhone 3G. Я прекрасно знаю, что такую штуку азиатские контрактные производители могут сделать по цене вдвое дешевле.
Что касается "маков", то я вообще не понимаю, зачем с ним конкурировать. Удержусь от более резких высказываний, но скажу, что единожды зайдя в магазин reStore и увидев там "Камеди Клаб", я развернулся и вышел оттуда. Все это как раз и напоминает мне Comedy Club, к которому я отношусь отрицательно. От дальнейших комментариев я воздержусь.
- Давайте перейдем к мобильным устройствам. Сейчас анонсированы первые коммуникаторы на базе Google Android. Планирует ли ваша компания делать что-то на ее базе? Рассматриваете ли вы эту платформу в качестве серьезного конкурента Windows Mobile и Symbian?
- Google - очень интересная компания, но замечу сразу, что далеко не все продукты, которые она предлагала, имели успех. Безусловный успех имели и имеют поисковик и почта Gmail, а также карты. Но вот давайте вспомним Google Talk. Где он? Хотя это действительно очень удобный продукт, но он не пошел. При этом по всем показателям он должен был пойти. Другой пример - браузер Google Chrome. Он вызвал очень неоднозначную реакцию. Так что говорить о том, что Google - это новоявленный царь Мидас, который превращает в золото все, к чему прикасается, было бы неправильно.
Говорить о концепции устройства на базе ОС Android пока преждевременно. Главное - что есть открытая альтернатива Symbian и Windows Mobile. Увы, эксперименты с Linux в мобильных устройствах провалились. Таким образом, Google собирается занять ту самую нишу, которую безуспешно пытался занять Linux. Честно скажу, что не знаю, как этот процесс будет происходить. Пока говорить об этом преждевременно.
- Как известно, Google Android - это платформа на базе открытого исходного кода, которую каждый может изменять по своему желанию. Насколько, на ваш взгляд, перспективной может быть подобная модель на рынке мобильных устройств?
- А вы когда-нибудь видели свободно распространяемый браузер для мобильных устройств?
- Да, есть такой. Он называется Minimo и создан на базе исходного кода Mozilla для Windows Mobile. Правда, этот продукт пока далек от стабильного релиза.
- Тем не менее, Opera и NetFront предлагаются за деньги. А теперь представим себе, что на рынке мобильных устройств появляется кто-то, кто хочет устроить там поголовный OpenSource! Как к этому отнесутся те, кто зарабатывает на этом деньги? Я даже думаю, что если для мобильных устройств появится браузер на основе Mozilla Firefox, то он тоже, скорее всего, будет продаваться за деньги.
- Смелое утверждение...
- Дело в том, что производителям софта, операционных систем Windows Mobile и Symbian, удалось сделать то, что не получилось у разработчиков программ для классических ПК. Им удалось решить проблему пиратства. Взять где-то Windows Mobile и установить ее на какой-нибудь коммуникатор сейчас невозможно. Тем самым проблему пиратства легко смогут решить и те, кто продает свой софт для Windows Mobile за деньги. Сопротивление OpenSource-софту на рынке коммуникаторов будет гораздо более серьезным, чем на рынке настольных ПК и ноутбуков. Так что про перспективы ничего говорить не буду.
- Изменится ли работа вашей компании на рынке (взаимодействие с партнерами, с розничными сетями, модели продаж и т.д.) в связи с новым корпоративным имиджем?
- Стратегическим направлением нашего развития станет то, что мы собираемся освоить модель прямых продаж. Это вовсе не означает, что мы отказываемся от нашей партнерской сети и от сотрудничества с розничной торговлей. Почему мы это делаем? Средства коммуникации и доставки в их нынешнем состоянии достигли такого уровня развития, что компания, офис которой находится в Москве или другом крупном городе, имеет возможность заниматься прямыми продажами на всей территории страны. И успешный опыт работы многих интернет-магазинов это доказывает. Что касается США, то там система прямых продаж уже давно развита и практикуется многими компаниями. Дело в том, что США представляют собой достаточно плоский рынок, время доставки товара на котором из одной точки в другую составляло 1-2 бизнес-дня. Именно поэтому любая компания, в каком уголке США она бы ни находилась, могла спокойно продавать свой товар напрямую на всей территории страны. В России в начале, да и в конце девяностых годов, это было еще невозможно, но ведь мы не стоим на месте! За последние десять лет можно было наблюдать бурное развитие связи в нашей стране. Десять лет назад никто и не предполагал, что такой прогресс может быть достигнут. Речь идет о мобильной связи, широкополосном доступе и т.д. Другой момент - это транспорт. Уже сейчас существует инфраструктура по доставке товара, которая включает в себя все необходимое - страховку, бережное обращение с хрупким товаром. Также следует упомянуть службы курьерской доставки, которые работают со строгим соблюдением заданных сроков. Уже сейчас мы используем эти службы для доставки запчастей нашим региональным партнерам. И это первый звонок к тому, что прямые продажи нужно разворачивать.
- Будет ли у RoverComputers своя собственная розничная сеть?
- Не факт. Розничная сеть, если нам самим ее открывать, получается монобрендовой. В каких-то случаях это работает, а в каких-то нет. А виртуальная торговля имеет огромные перспективы, учитывая распространение Интернета во всех уголках России. Раз есть Интернет, то есть и средство прямого интерактивного общения с потребителями и пользователями.