Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Без паники

АрхивИнтерактив
автор : Антон Нехаенко   13.10.2008

По просьбе "КТ-онлайн" первые лица российского хайтека высказали собственные мысли о влиянии кризиса на российский IT-рынок. И хотя дать комментарий отважились не все, общая картина более или менее проясняется.

Благодаря недавнему материалу моего коллеги Михаила Карпова с влиянием мирового кризиса на глобальный IT-рынок все стало более или менее понятно. Вместе с тем нам в "КТ-онлайн" также очень захотелось выслушать мнение столпов отечественного хайтека: что-то будет у нас, с нашими национальными особенностями? Оговоримся сразу - далеко не все "участники процесса" согласились давать комментарии, некоторые отказывались это делать в довольно энергичной форме, что само по себе говорит о царящих настроениях. Кстати, одной из главных целей сбора комментариев была попытка подтвердить или опровергнуть распространенное мнение, что корпоративный сектор сейчас не слишком благоприятен для IT-бизнеса, а вот с розницей все будет в порядке. Итак, оценим весь спектр мнений.

Говорит большой бизнес

Некоторые из опрошеных нами высокопоставленых лиц не постеснялись высказаться на тему самого кризиса в России. Очень интересна позиция Натальи Касперской, генерального директора компании Infowatch и председателя совета директоров "Лаборатории Касперского": "Я не вижу каких-то серьезных объективных причин для такого резкого падения рынка, как это происходит сегодня. Что, нефть стали меньше покупать? Что, компании перестали продавать товары? Или наша экономика прекратила свой рост? Что такое произошло ужасное, чтобы рынок так падал? Мне кажется, в большой степени сказывается паника, которая охватила инвесторов при виде событий в Америке и в Европе. Они автоматически переносят свои страхи на Россию. Паника идет волнами, поэтому мне кажется, что рано или поздно инвесторы осознают это обстоятельство, и рынок войдет в свое русло. Что, в общем, уже продемонстрировали нам недавние события, когда индекс РТС сначала резко вырос, а потом вернулся на уровень 13 сентября. Поэтому я придерживаюсь мнения, что кризис не может быть затяжным. Если, конечно, не произойдет каких-то усугубляющих его событий."

Александр Тасев, глава российского офиса Autodesk, также не был особенно пессимистичен: "В целом экономические показатели России положительные. Продолжаются проектирование новых изделий, дорог и предприятий, промышленное строительство, инвестиции в добычу полезных ископаемых, производство новых фильмов и рекламы. Конечно, из-за кризиса в финансовом секторе промышленность и строительство пока лишились одного выгодного источника финансирования – кредитов. Но есть и другие источники – собственные средства, госзаказы, возможно и облигации. Гражданское строительство может замедлиться, но в остальных отраслях пока кроме психологических факторов все другие - нормальные."

Впрочем, когда речь заходила о корпоративном секторе, в оценках доминировала осторожность. Оно и понятно: в условиях, когда ряд компаний "громко" увольняет до 50 процентов персонала, поводов для оптимизма не так много. "Кризис на финансовом рынке не сможет полностью уничтожить спрос на ИТ, он может только замедлить, затормозить темпы роста ИТ-рынка. Cложившаяся на финансовом рынке ситуация вынуждает нас более осторожно и более внимательно подходить к участию в капиталоемких проектах. Осторожность чувствуется и в действиях наших заказчиков, ряд из них уже начинает корректировать свои инвестиционные планы, которые коснутся и затрат на ИТ. Сейчас становится заметной тенденция приостановки или замораживания проектов...," - говорит Тагир Яппаров, генеральный директор крупного системного интегратора "Компания АйТи".

Наталья Касперская также допускает возможность неприятных последствий: "Последствия для рынка могут заключаться в сворачивании бюджетов на ИТ. Надо понимать, что ИТ ― не самостоятельная странообразующая отрасль, а все-таки отрасль зависимая. Если рынок в целом падает, то и рынок ИТ как часть этого большого рынка тоже неизбежно будет сужаться."

И все же основная тональность высказываний "корпоративщиков": очень осторожный, но все же оптимизм. "Изменений в сторону сокращения поставляемой продукции в России не будет," - говорит директор Intel по работе с ОЕМ Кирилл Токарев. Учитывая, что заказчиками ОЕМ-продукции от Intel являются не только розничные магазины, но и крупные сборщики типа Kraftway или Depo, намертво завязанные на корпоративный сектор, такая позиция выглядит весомо.

Менее крупные компании тоже не слишком волнуются за свое будущее: "Кризис на финансовых рынках сейчас на нашей работе не отражается, т.к. для финансирования своей оперативной деятельности мы пользуемся собственными, а не заемными средствами... клиенты сконцентрируются на повышении операционной эффективности в текущих направлениях деятельности, будут интенсивнее думать о том, как сократить издержки и повысить прибыль в пересчете на одного сотрудника. Сектор ИТ, в котором мы работаем, связанный с задачами автоматизации и повышения эффективности ввода и обработки данных из бумажных документов и форм, является одним из тех, для которых наличие кризиса как раз дает дополнительные положительные импульсы к развитию, наши технологии и продукты самым что ни на есть прямым образом влияют на повышение эффективности бизнес-процессов и сокращение издержек," - говорит генеральный директор ABBYY Россия Григорий Липич. "В период экономического спада, который последует за кризисом на финансовых рынках, мы сможем усилить свой штат сотрудников, т.к. ситуация на рынке ИТ труда станет не такой перегретой, какой она была до этого, особенно это касается России," - добавляет он.

Кризис в розницу

А вот с розницей не все так просто. С одной стороны, многие считают нынешний уровень розничных продаж непотопляемым. В недавнем интервью порталу Lenta.ru известный бизнесмен и бывший владелец "Евросети" Евгений Чичваркин высказался на эту тему довольно прямолинейно: "В России нет рецессии, нет экономического спада, потому что потребление пока поддерживается. Я надеюсь, что оно и в дальнейшем будет поддержано, так как у всех регуляторов есть понимание, что нельзя допустить снижение потребительского спроса. Никаких предпосылок в российской экономике для этого снижения нет."

Однако его оптимизм разделяют далеко не все. Многие эксперты предполагают, что свирепствующая инфляция в сочетании с резкой остановкой роста зарплат может привести к снижению спроса на товары "второй-третьей" необходимости, к которым безусловно относятся и хайтек-изделия. В газете "Время Новостей, номер 188 от 10 октября с.г., есть прелюбопытнейшая статья про сокращение компенсаций увольняемым сотрудникам, в которой цитируют главу Центра социальной политики института экономики РАН Евгения Гонтмахера: "Зимой будущего года ожидается жесткий кризис в ритейле, причиной которого станет снижение покупательского спроса. Скорее всего ситуация выльется в снижение зарплат, это ясно всем. Главное, чтобы это не приняло катастрофический характер"

В тон этой публикации - статья о рынке медийной рекламы в "Ведомостях" за 9 октября, где цитируется глава российского представительства Acer Глеб Мишин: "Продажи производителя компьютеров Acer в IV квартале 2008 г. будут из-за кризиса на 20-25% ниже прогнозов. Примерно на столько же сократятся и расходы на рекламу — равномерно по всем медиаканалам." Acer с его ведущими позициями по ноутбукам и набирающими обороты продажами десктопов - хороший индикатор состояния нашего рынка.

Впрочем, не все местные представительства способны гибко и быстро реагировать на развитие ситуации - иногда их просто слишком контролируют из головных офисов. Марат Ракаев из российского офиса Samsung так описывает эту ситуацию: "Кризис на российском рынке пока недостаточно долго длится, чтобы уже делать какие-то определенные выводы. Планы поставок продукции составляются на достаточно длительный срок вперед, и в любом случае в ближайшие несколько месяцев вряд ли изменятся. Кризис может сказаться на ширине поставляемого в Россию модельного ряда, но такие решения принимаются на уровне корейского менеджмента в головном офисе, и их мотивация может резко отличаться от российской."

Еще одна проблема для розницы - оборотный капитал. Излишне напоминать, что основной причиной продажи "Евросети" стали именно ужесточившиеся условия кредитования, а ведь практически весь розничный сектор очень сильно от этого зависит. Тот же Чичваркин в вышеупомянутом интервью сказал: "Единственная причина [продажи компании] была: опасение, грубо говоря, прос..ть новый год, не закупив нужное количество телефонов. Я не готов из-за личной гордыни потонуть вместе с компанией. Пусть компания будет в надежных, крепких руках состоятельных людей, которые способны рефинансировать долги в сложный для мировой экономики период. "

Интересно и высказывание Натальи Касперской - "Проблемой кризис станет также для компаний, которым требуются большие оборотные средства для бизнеса, таких как ритейл-сети. "Евросеть" ― первый пример такой жертвы. Далее могут пострадать дистрибьюторы, поскольку они работают на низкой марже. Менее всех, по моему мнению, должны пострадать производители."

Кстати, с последними не все так ясно. Производители премиум-сегмента пострадают обязательно - в общемировой структуре продаж "элитной" хайтек-продукции российский рынок в последнее время занимал очень приличную долю, не в последнюю очередь за счет замечательной способности многих наших соотечественников "снять штаны, взять кредит под 50 процентов годовых и купить Nokia 8800 Arte". В последнее время условия выдачи потребительских кредитов ощутимо ужесточились, а процент отказов заметно вырос, что и приводит к резкому снижению спроса на премиум-линейки. Причем если производители широкого профиля могут хоть как-то компенсировать потери за счет продажи более массовых товаров, то по полю "элитных" кризис может пройтись мощной газонокосилкой. Представитель одного из таких брендов, производящих сотовые телефоны для "богатых буратино", сообщил "КТ-онлайн", что проект находится в полуобморочном состоянии, а бренд под угрозой закрытия. Не до позолоченных трубок сейчас финансовой элите страны и мира.

А вот отечественные компании, ориентированные на более скромного покупателя, испытывают осторожный оптимизм. "Мы же, как локальный игрок российского рынка можем позволить себе предлагать гибкие условия тем партнерам, в которых уверены, на каждом этапе принимая решения оперативнее нежели мировые компании. Это достаточно важно в условиях финансового кризиса, когда условия  товарного кредитования, и по срокам  и по суммам, устанавливаются весьма жесткие," - говорит исполнительный директор Rover Computers Сергей Смирнов. Очередной кризис в поддержку отечественного производителя?

На следующей странице вы найдете полные тексты комментариев в их изначальном виде

Марат Ракаев, Samsung: кризис на российском рынке пока недостаточно долго длится, чтобы уже делать какие-то определенные выводы. Планы поставок продукции составляются на достаточно длительный срок вперед, и в любом случае в ближайшие несколько месяцев вряд ли изменятся. Кризис может сказаться на ширине поставляемого в Россию модельного ряда, но такие решения принимаются на уровне корейского менеджмента в головном офисе, и их мотивация может резко отличаться от российской.

Наталья Касперская, Infowatch: Сначала про фондовый рынок в целом. Вообще говоря, я не вижу каких-то серьезных объективных причин для такого резкого падения рынка, как это происходит сегодня. Что, нефть стали меньше покупать? Что, компании перестали продавать товары? Или наша экономика прекратила свой рост? Что такое произошло ужасное, чтобы рынок так падал? Мне кажется, в большой степени сказывается паника, которая охватила инвесторов при виде событий в Америке и в Европе. Они автоматически переносят свои страхи на Россию. Паника идет волнами, поэтому мне кажется, что рано или поздно инвесторы осознают это обстоятельство, и рынок войдет в свое русло. Что, в общем, уже продемонстрировали нам события прошедшей недели, когда индекс РТС сначала резко вырос, а потом вернулся на уровень 13 сентября. Поэтому я придерживаюсь мнения, что кризис не может быть затяжным. Если, конечно, не произойдет каких-то усугубляющих его событий. Последствия для рынка могут заключаться в сворачивании бюджетов на ИТ. Надо понимать, что ИТ — не самостоятельная странообразующая отрасль, а все-таки отрасль зависимая. Если рынок в целом падает, то и рынок ИТ, как часть этого большого рынка, тоже неизбежно будет сужаться. Кто пострадает в первую очередь? Мне представляется, что кризис может повлиять на компании, работающие в крупном сегменте, особенно в банковском, т. к. очевидно, что бюджеты на ИТ в этом сегменте будут урезаться (не говоря уже об исчезновении клиентов с рынка ввиду их поглощения или банкротства). Проблемой кризис станет также для компаний, которым требуются большие оборотные средства для бизнеса, таких как ритейл-сети. "Евросеть" — первый пример такой жертвы. Далее могут пострадать дистрибьюторы, поскольку они работают на низкой марже. Менее всех, по моему мнению, должны пострадать производители. Хотя, конечно, разработчики банковского софта вряд ли не понесут потерь. Что касается компаний, работающих в сегменте СМБ, то кризис может стать хорошей возможностью продвинуться, пока крупные игроки разбираются со своими проблемами. Мы ни в "Лаборатории Касперского", ни в Infowatch пока не ощущаем кризиса. А Infowatch работает именно в крупном корпоративном сегменте. Среди наших клиентов есть и банки. Все они из рейтинга ТОП-10 и пока вроде бы нет признаков их банкротства. Надеюсь, что и не будет. Ни один из наших клиентов не отказался продлевать контракт и не заявил о замораживании бюджетов. В банковских дотациях мы, слава Богу, не нуждаемся, т. е. наша зависимость от кризиса в этом смысле минимальна. Поэтому мы не предпринимали никаких антикризисных мер. Продолжаем наращивать продуктовое предложение, готовим выход на международные рынки, развиваем технологическое направление... Словом, занимаемся классической диверсификацией рисков. В этом смысле нашу деятельность можно отнести к антикризисной. Любой кризис — это отличная возможность. И данный случай — не исключение.

Александр Тасев, Autodesk Россия: У нас мало клиентов исключительно в финансовой сфере. Наши клиенты преимущественно в промышленности, сфере промышленного и гражданского строительства, строительства инфраструктуры, кино, телевидении. А в целом экономические показатели России положительные. Продолжаются проектирование новых изделий, дорог и предприятий, промышленное строительство, инвестиции в добычу полезных ископаемых, производство новых фильмов и рекламы. Конечно, из-за кризиса в финансовом секторе промышленность и строительство пока лишились одного выгодного источника финансирования – кредитов. Но есть и другие источники – собственные средства, госзаказы, возможно и облигации. Гражданское строительство может замедлиться, но в остальных отраслях пока кроме психологических факторов все другие - нормальные. Конечно, возможно, что объемы инвестиций некоторыми организациями в средства проектирования будут сокращаться или откладываться. Но, имея ввиду стратегическое значение наших продуктов для наших клиентов, я думаю, что немалая часть из них примет правильное решение – воспользоваться кризисом как возможностью добиться конкурентных преимуществ, инвестировать вовремя и правильно в свое будущее. Повысить качество и эффективность своих ключевых подразделении. Внедрить и наладить радикально новые методы работы - использовать цифровую модель вместо старых чертежей, электронный обмен данными вместо бумаги. Возможно, свободные временные ресурсы направить на обучение и повышение квалификации, применение новых знаний. В конце концов, каждый кризис заканчивается и часто тогда распределение на рынке уже становится совсем другим – компании, которые им сумели воспользоваться, побеждают тех, кто сидел и жаловался. Нас самих и наших партнёров этот период заставит научиться еще более эффективно работать, увеличивать производительность, снижать расходы и инвестировать в инновации. Мы сможем более смело продвигать новые идеи и реорганизовать нашу работу. А еще кризис выведет из нашего рынка слабых игроков, останутся только по-настоящему конкурентоспособные и сильные компании. Как следствие, преимущество получат наши клиенты.

Григорий Липич, ABBYY: Кризис на финансовых рынках сейчас на нашей работе не отражается, т.к. для финансирования своей оперативной деятельности мы пользуемся собственными, а не заемными средствами. Однако многие эксперты в результате текущего кризиса на финансовых рынках ожидают спада в реальном секторе экономики практически во всех частях мира, что конечно же повлияет в том числе и на темпы развития бизнеса у ИТ компаний, т.к. банально уменьшится активность заказчиков. Думаю, что часть заказчиков как в России и так и в мире, могут сократить затраты на развитие новых направлений деятельности, что, в свою очередь, приведет к некоторому спаду в потреблении ИТ продуктов и услуг. Однако при этом клиенты сконцентрируются на повышении операционной эффективности в текущих направлениях деятельности, будут интенсивнее думать о том, как сократить издержки и повысить прибыль в пересчете на одного сотрудника. В этом смысле ABBYY находится в достаточно выгодной позиции, т.к. сектор ИТ, в котором мы работаем, связанный с задачами автоматизации и повышения эффективности ввода и обработки данных из бумажных документов и форм, является одним из тех, для которых наличие кризиса как раз дает дополнительные положительные импульсы к развитию, наши технологии и продукты самым что ни на есть прямым образом влияют на повышение эффективности бизнес-процессов и сокращение издержек. Так же я думаю, что в период экономического спада, который последует за кризисом на финансовых рынках, мы сможем усилить свой штат сотрудников, т.к. ситуация на рынке ИТ труда станет не такой перегретой, какой она была до этого, особенно это касается России.

Тагир Яппаров, Компания АйТи: Системная интеграция менее чувствительна к кризису, чем капиталоемкие бизнесы дистрибуции, ритейла и проектных поставок. ИТ стали уже неотъемлемой частью управления бизнеса российских компаний и деятельности государственных учреждений. Поэтому кризис на финансовом рынке не сможет полностью уничтожить спрос на ИТ, он может только замедлить, затормозить темпы роста ИТ-рынка. Нашими заказчиками являются компании из различных отраслей, сложившийся портфель заказов хорошо сбалансирован. Это позволяет нам рассчитывать на дальнейшее развитие, пусть и не такими высокими темпами, которые наблюдались на протяжении последних лет. Если в прошлом году выручка ГК "АйТи" выросла на 60%, то в этом финансовом году (заканчивается 31 марта) мы рассчитываем на рост порядка 30%. Конечно, сложившаяся ситуация на финансовом рынке вынуждает нас более осторожно и более внимательно подходить к участию в капиталоемких проектах. Осторожность чувствуется и в действиях наших заказчиков, ряд из них уже начинает корректировать свои инвестиционные планы, которые коснутся и затрат на ИТ. Сейчас становится заметной тенденция приостановки или замораживания проектов. Но полностью отказаться от ИТ-проектов основная масса заказчиков не сможет. В кризисе мы видим не только негативные, но и позитивные моменты. Мы ожидаем некоторого освобождения ресурсов на рынке труда. Проблема кадрового голода в нашей отрасли будет постепенно решаться, поскольку снизится ажиотаж на ИТ-специалистов.

Кирилл Токарев, Intel: Приятно отметить, что в сложившейся непростой для мировой экономики ситуации, корпорация Intel и, в частности российское представительство, сохраняют лидирующие позиции на всех уровнях экосистемы. Изменений в сторону сокращения поставляемой продукции в России не будет. Более того, до конца года на отечественном рынке будут представлены последние продуктовые разработки в области процессорных технологий, такие как шестиядерные процессоры Intel ® Xeon®, новое поколение технологии Intel vPro для настольных ПК и, безусловно, с нетерпением ожидаемое "технологическое чудо" - процессоры Intel® Core™ i7, построенные на базе разработанной компанией новейшей микроархитектуры под кодовым наименованием Nehalem. Касательно вопроса рыночной доли, можно смело отметить, что драматических изменений в соотношении с настоящими показателями она не претерпит.

Сергей Смирнов, Rover Computers: В сложившейся ситуации финансового кризиса плюс достаточно небольших компаний, таких как RoverComputers, именно в том, что мы имеем достаточно низкий уровень затрат, и таким образом денежное выражение наших бизнес-процессов относительно невысокое, поэтому и риск потерь ниже. Кроме того, большие компании в условиях кризиса, стремясь сократить издержки и риски возникновения проблемных долгов, снижают объемы продаж и в целом свою активность. Мы же как локальный игрок российского рынка можем позволить себе предлагать гибкие условия тем партнерам, в которых уверены, на каждом этапе принимая решения оперативнее нежели мировые компании. Это достаточно важно в условиях финансового кризиса, когда условия товарного кредитования, и по срокам, и по суммам, устанавливаются весьма жесткие.

Автор материала выражает благодарность редактору "КТ-онлайн" Григорию Рудницкому за неоценимую помощь в сборе комментариев.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.