Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Владимир Долгов: "Россия - особая страна"

АрхивИнтерактив
автор : Григорий Рудницкий   24.09.2008

Глава российского представительства Google Владимир Долгов отвечает на наши вопросы о браузере Chrome, покупке "Бегуна", особенностях национальной интернет-коммерции и многом другом.

Совсем недавно компания Google отметила свой десятилетний юбилей. "Чем не повод встретиться с руководителем ее российского офиса Владимиром Долговым?", решили мы - и встретились, благо, поводов для разговора было несколько - это и недавний выпуск браузера Google Chrome, и приобретение компании "Бегун", и еще пара-тройка вопросов накопилась. Офис компании возле станции метро Смоленская порадовал глаз воздушными шариками, гирляндами и прочими красивыми предметами штатных для логотипа Google расцветок. "Это мы на прошлой неделе отмечали день рождения компании", - объяснил Владимир.

- Совсем недавно ваша компания выпустила веб-браузер Google Chrome. Это событие вновь подхлестнуло слухи о том, что Google рано или поздно создаст собственную операционную систему. Имеют ли они под собой основание?

- Слухи комментировать бессмысленно. Если помните, в свое время муссировались слухи о том, что Google выпустит конкурента iPhone - в конечном итоге дело обернулось платформой для разработки телефонов. Слухи об операционной системе обернулись браузером. Слухи - это слухи, но факт состоит в том, что мы действительно разработали браузер. С моей точки зрения, он достаточно хорош. В него можно бросать камни с разных сторон, но отрицать, что эта штука просто летает по сравнению с другими программами, очень сложно.

Мы сделали что-то хорошее для наших пользователей, так как облегчили им доступ ко многим интересным вещам в Сети, а с другой стороны - мы сделали шаг в направлении независимости от сторонних компаний. Google является самой популярной поисковой системой в мире, но при этом вход в эту систему до сих пор обеспечивался с помощью ПО сторонних компаний. Мы попытались сделать эту процедуру максимально простой и быстрой.

Предвосхищая стандартный вопрос, уточню - как вы знаете, многие наши продукты имеют приставку "бета". У наших разработчиков есть такая майка с рекламой Google Earth, где на одной стороне изображена планета Земля, а на другой надпись "4,5 миллиарда лет, и все еще бета-версия". Так вот Chrome даже вышел не в версии 1.0.

- Насколько Google Chrome популярен в России? Можно ли сравнить его популярность в нашей стране и, к примеру, в США?

- Мы сами такой статистики не ведем. Мы лишь можем посчитать количество загрузок. Но есть всякие сторонние организации, которые занимаются измерениями в Интернете. У меня есть данные одного из таких источников, согласно которым Chrome сейчас используют 1,7 процентов пользователей по всему миру. И это уже больше, чем пользователей браузера Opera! Но сколько лет Opera, а Chrome-то всего несколько недель. Россия же в этом плане очень интересная страна. У нас есть очень забавные перекосы. В мире доля Opera составляет 1,5-2 процента, а в России - целых 15 процентов. Также у нас Internet Explorer 6.0 популярнее, чем Internet Explorer 7.0, а ведь уже есть и восьмая версия. Так что могу сказать, что все данные статистики говорят о том, что пользователи наш браузер восприняли.

- Способен ли Google Chrome обогнать по популярности Mozilla Firefox, и, если да, то когда это может произойти?

- Мы такой цели перед собой не ставили. Нашей целью просто было сделать быстрое и удобное средство доступа к Сети. Хотелось бы верить, что оно станет одним из наших успешных продуктов. Мы задаем такой вопрос себе всякий раз, когда выпускаем тот или иной новый продукт. Десять лет назад мы спрашивали себя о том, станет ли Google самой популярной поисковой системой.

- Сейчас в мире очень популярны нетбуки. Как вы относитесь к этому феномену? Способны ли они изменить саму концепцию подхода к использованию Интернета?

- Мы только за то, чтобы люди выходили в Сеть и проводили там больше времени. Если они будут это делать с помощью нетбука, хорошо, если с помощью игровой приставки - почему бы и нет? Ведь даже iPod способен самостоятельно выходить в Интернет и загружать оттуда названия треков. Нетбуки и NetPC - это хороший шаг в направлении того, к чему движемся и мы. Google активно ведет разработки в области Cloud Computing. Это означает, что все, что нужно пользователю, уже находится в Сети, а ему нужен лишь компьютер для выхода в Сеть, и неважно, на какой платформе работает этот компьютер.

- Ваши конкуренты из Yahoo! разрешают сторонним разработчикам дорабатывать свои сервисы. Практикуется ли этот подход в Google, и как вы можете прокомментировать подобную политику?

- Как правило, мы не комментируем то, что делают другие компании. Но ведь и мы не абсолютно закрыты для сторонних разработчиков. Конечно, у нас есть серьезные продукты, которые дорабатывать нельзя, к примеру - тот же поиск. Хотя на его основе можно построить Custom Search Engine. Тот же Chrome написан на открытой платформе. Для него можно писать различные плагины и надстройки. Можно еще упомянуть гаджеты для iGoogle. Их вообще может писать кто угодно. Наши сотрудники, конечно, тоже пишут гаджеты, но их количество намного меньше того, что делают сторонние разработчики. Еще один пример - Android. На основе этой платформы каждый может делать то, что ему угодно. Такая крупная компания, как HTC буквально на днях должна представить первый телефон на платформе Android.

- Хотелось бы спросить про ваш интернет-пейджер Google Talk. Эта программа давно не обновлялась, скоро ли будет новая версия? И еще ужасно хочется узнать, собираетесь ли вы портировать его на мобильные платформы?

- Что касается обновления, могу сказать, что мы, как правило, сначала выпускаем новую версию, а уже потом говорим об этом. А с тем, что Google Talk недостаточно мобилен, я не соглашусь. Дело в том, что он отлично "живет" на BlackBerry. Не могу сказать, кто это сделал - мы или разработчики BlackBerry, но на экране моего аппарата он присутствует и отлично работает. Лично я могу вам напомнить, что мобильный телефон уже давно умеет делать то, что умеет делать интернет-пейджер. Есть люди, которые пользуются мобильным лишь для общения с помощью SMS, а есть люди, которые, получив SMS, отзваниваются. Будут ли люди использовать на мобильном телефоне интернет-мессенджер, который является заменой SMS, я не знаю.

- Компания Google в России активно проводит мероприятия для разработчиков. Как вы оцениваете их качество и эффективность?

- Мы их очень любим и проводим достаточно регулярно. Россия - это страна с гигантским потенциалом квалифицированных кадров, которые имеют колоссальную подготовку в области фундаментальных наук, являющихся основой всего. Мы до дна этот потенциал еще не вычерпали. Буквально вчера я читал лекцию в Академии Управления, и мне там люди задавали вопрос, как попасть к нам на мероприятия для разработчиков.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности в качестве преподавателя. О чем вы читаете лекции студентам?

- О жизни. Работа менеджера состоит в том, что ты не делаешь ничего своими руками и, не дай Бог, начнешь, но при этом знаешь понемногу обо всем. Я рассказываю о том, что такое Интернет сегодня, что такое Интернет с точки зрения Google, а также о том, как жизнь влияет на Google. То есть, речь не идет о каких-то специальных знаниях и дисциплинах. Это, скорее, разговоры о том, куда движется мир. Я не употребляю таких понятий, как Jabber, Java и т.д.

- А кто ваши студенты по специализации?

- Студенты общих специальностей, экономисты, гуманитарии. Я также читаю лекции в бизнес-школах. Но что интересно - мы начали в половине седьмого, а закончили в десять вечера, только потому, что нас из здания стали выгонять. Караул устал, а слушатели еще нет. Но самое интересное - это не то, что я рассказываю, а вопросы, которые мне начинают потом задавать. Там порой спросят такое, что поневоле задумаешься, как человек вообще дошел до этого вопроса. А вообще могу сказать, что общение со студентами - это взаимообогащающий процесс, так как оно очень сильно тренирует мозги, заставляет думать, а не реагировать штампами.

- В свое время вы руководили интернет-магазином "Озон.ру". Насколько ваш опыт помог вам на вашей нынешней должности, и что вам дает работа в Google ?

- На этот вопрос ответить просто. Мне как раз позавчера студенты его задавали. На самом деле, он очень сильно помог. Google в России начинался с того, что мы начали строить здесь инфраструктуру, которой здесь не было. Если на Западе к тому времени Google был достаточно сильной и известной компанией, то в России в самом начале он был чистым стартапом. У нас была поисковая система, на которую приходили поисковые запросы, на которой показывалась реклама. Но деньги за эту рекламу мы брали самым неудобным для России способом - кредитными картами. Пришлось строить инфраструктуру в соответствии с российскими правилами и реалиями. Другая проблема возникла с нашими партнерами, которые показывают нашу рекламу на своих сайтах через систему AdSense. Они получали деньги тоже неудобным способом - с помощью чеков. А опыт понадобился тогда, когда мы запускали систему приема средств через систему WebMoney и кредитные карты, выпущенные в России. Мы использовали платежную систему, с которой как раз я работал в "Озоне". Опыт, даже если он и не применяется напрямую, является хорошим подспорьем в жизни. Если же говорить о том, что мне дает работа в Google, то это первый в моей жизни опыт работы в очень крупной и серьезной западной компании, у которой есть свои правила и бизнес-подходы, проверенные годами. Ведь чем отличается бизнес на Западе и в России? Там всему можно научить, а здесь все, как правило, постигается на опыте. Так что это немного другая жизнь, в которой можно использовать то, что было раньше, а также многому учиться. А это, как выясняется, никогда не поздно.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы платных онлайновых сервисов на российском рынке?

- Хороший вопрос. Российский рынок в этом плане, конечно, особенный. Попытка прямого переноса моделей, которые успешно работали на Западе, на российскую почву заканчивались неудачно. Если помните, лет пять назад в Россию пришел Lycos, попытался поработать, да так и ушел. Модель, которая отлично работала на Западе, здесь не пошла. Почему? Наверное, нужен был другой менталитет, другой подход. Да и много ли людей пять лет назад платило за свой Интернет, а не пользовалось им бесплатно по месту работы или учебы? С другой стороны, есть и явная тенденция того, что народ действительно готов платить. Мы являемся одной из стран с наибольшим распространением мобильной телефонии в мире по количеству контрактов на душу населения. Это не является диковинкой. Будут ли платить за интернет-сервисы? В финансовом плане, думаю, да. Большая часть аудитории уже готова это делать. А какими платежными средствами они будут пользоваться, это вопрос. В отличие от США, Канады и некоторых других стран, те пластиковые карточки, которые есть у населения, 90 процентов людей использует только для одной операции - снять всю наличность раз в месяц. Наши сотрудники, которые приезжают из лондонского офиса, очень удивляются, когда видят у нас на улицах терминалы автоматической оплаты. Мы им объясняем, что это "банкомат наоборот". Я за свой Интернет плачу в супермаркете, когда покупаю продукты. Там возле касс стоит такой же мобильный терминал, и я туда опускаю ту же наличность. Потому что осуществление банковского перевода данному оператору с помощью интернет-банкинга занимает три-четыре дня, в силу непростых банковских взаимоотношений. Россия действительно очень особенная страна. Здесь просто безумный оборот средств в интернет-коммерции, но львиная доля этого оборота - наличные, кэш.

Когда я учился четыре года назад в бизнес-школе, нам читали лекции профессора Калифорнийского университета. Я тогда работал в "Озоне". Так вот один профессор читал нам лекцию о новых способах ведения бизнеса. Дойдя до раздела об интернет-коммерции, он хотел пропустить его, мол "в России это неинтересно". Мы спрашиваем: "почему неинтересно?". Он отвечает: "Ну у вас же с распространением карточек не очень хорошо". Тогда мои коллеги говорят: "Долгов, расскажи джентльмену, как ты два миллиона в месяц зарабатываешь, и не рублей". Профессор так удивился, что попросил меня остаться после лекции и рассказать, как я это делаю.

Вот типичная картина для России. Человек покупает в интернет-магазине холодильник. Ему его привозят, он в ответ выносит пачку рублей. Это интернет-коммерция? В западном понимании - нет, а в России - да. В прошлом году объем этого рынка по данным составил 4 миллиарда долларов. Огромная сумма!

- Недавно вы начали процесс приобретения компании "Бегун". Можете ли назвать причины, побудившие Google осуществить данную сделку, а также рассказать о том, какое место "Бегун" займет в вашем бизнесе?

- Вы правильно сказали - мы начали, но не закончили. По российским законам, если ты приобретаешь более 50 процентов акции той или иной компании, эта сделка должна пройти утверждение в Антимонопольном комитете. Сейчас как раз идет процесс прохождения. А что касается того, зачем мы это сделали, то на этот вопрос ответить очень просто. Мы хотим дать клиентам "Бегуна" дополнительные возможности для рекламы. Вообще "Бегун" - это замечательная компания. Я искренне уважаю Алексея Басова, потому что создать на ровном месте такую компанию немногим под силу. Изначально предполагалось, что "Бегун" будет размещать рекламу на партнерских ресурсах, а собственной поисковой машины у компании нет, так как ее строить дорого. Но эта бизнес модель создает ограничения для клиентов, так как у них нет серьезного ресурса для рекламы своих товаров и услуг. А теперь она появляется. Компания "Бегун" по своей сути очень близка к нашему рекламному бизнесу. Если углубиться в историю, то можно вспомнить, что компания "Бегун" была создана по образцу компании Overture, которая в США занималась тем же самым. Когда компания Yahoo купила Overture, и та и другая получили мощный толчок в своем развитии. В итоге получилась синергия, когда сумма не равна простому сложению двух моделей, она гораздо выше. В случае с "Бегуном" выигрывают и клиенты этой компании, и наши.

- Какова ситуация на российском рынке интернет-рекламы? Какие процессы на нем сегодня происходят, и есть ли отличие российского рынка от западного?

- Безусловно, отличие есть. Российский рынок непрерывно растет, а рынки западных стран постепенно достигают насыщения. Рост рынка напрямую связан с тем, сколько населения и бизнеса уже находится в Интернете. Там с этим уже давно все в порядке, а количество пользователей Сети уже не растет, так как оно уперлось в проблему рождаемости. Да и бизнес давно уже в Интернете. В России рынок контекстной и поисковой рекламы удваивается на протяжении последних трех-четырех лет. При анализе рыночной ситуации лучше всего опираться не на наше мнение, так как мы смотрим со своей колокольни, а на независимые данные. Так вот согласно им, произошел перелом. Рынок поисковой и контекстной рекламы растет быстрее, чем рынок дисплейной рекламы, то есть баннеров и ссылок. В прошлом году эти два сегмента сравнялись, а в этом году поиск и контекст обгонит визуальную рекламу. В июне мы проводили пресс-конференцию, на которую пригласили ведущих экспертов рынка интернет-рекламы. Генеральный директор iConText Мария Черницкая тогда заявила, что, по ее оценкам, если развитие будет продолжаться так же, как и сейчас, то в 2010 году объем рынка поиска и контекста составит один миллиард долларов. Это безумные деньги, особенно если вспомнить ситуацию трех-четырехлетней давности, когда бал правили баннеры, а к поиску и контексту относились, как к какой-то "шалости".

- И последний вопрос. Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию бизнеса Google в России на ближайшее будущее?

- Сложно сказать. Мы находимся в несколько другой ситуации, чем раньше. Если до этого у нас было свое поле для игры, то после приобретения "Бегуна" этих полей становится больше. Я считаю, что подобные шаги оказывают серьезное влияние и на весь рынок в целом, так как они формируют другой подход к нему. Мы живем в интересное время. Думаю, следующий год будет чем-то лучше. Всегда хочется чего-то лучшего.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.