Архивы: по дате | по разделам | по авторам

История Джастина Фрэнкела, крестного отца MP3

АрхивСовременные технологии
автор : К. Т.   27.01.2004

Джастин Фрэнкел, автор медиаплеера Winamp и файлообменной сети Gnutella, начинает новую жизнь. За спиной остались четыре года работы в AOL. Чем займется создатель самого популярного MP3-плеера в мире?

Джастин Фрэнкел, автор медиаплеера Winamp и файлообменной сети Gnutella, начинает новую жизнь. Страница перевернута, за спиной осталась компания AOL, где он проработал целых четыре года.

Компания Фрэнкела Nullsoft влилась в AOL в самый разгар бума дот-комов. Крупнейший провайдер щедро заплатил двадцатилетнему программисту, уже написавшему первую версию своей самой знаменитой программы. Сумма сделки составляла больше восьмидесяти миллионов долларов США. Но теперь, когда Фрэнкел ушел, в AOL наверняка вздохнут с облегчением. Он всегда был сам по себе, и давно превратился для компании в головную боль.

В начале был Pepper

Джастин Фрэнкел вырос в вагончике-автоприцепе в Аризоне. Техникой он увлекался с детства и потратил немало времени, копаясь в недрах старых радиоприемников и мастеря модели самолетов. С компьютером Фрэнкел впервые столкнулся уже в школе. Он быстро освоился в восьмибитном "Атари" своего брата и вскоре прослыл местным компьютерным гуру. В школе его назначили приглядывать за локальной сетью.

Будучи старшеклассником, Фрэнкел написал собственный почтовый клиент, а кроме того, небольшую программу с забавным названием Happy Bug ("Счастливый жук"). По сути, "Жук" был типичным хакерским сниффером и записывал всё, что происходило на компьютере жертвы. Жертвами, как правило, становились учителя (об этом, разумеется, тогда никто не знал).

В 1996 году, когда ему было семнадцать лет, Фрэнкел скачал в интернете свой первый MP3-файл. Это была песня "Pepper" группы Butthole Surfers. С этого момента и начинается история Winamp.

Бизнес-анархисты

Программа, впоследствии прославившаяся под названием Winamp, была написана в 1997 году. Поначалу Фрэнкел сделал только пользовательский интерфейс, а звуковой "движок" под названием AMP, который, собственно говоря, и занимался декодированием и воспроизведением MP3, без спроса позаимствовали у компании PlayMedia.

В 1998 году цифровая музыка и запах близких денег (уже появлялись первые интернет-миллионеры) так увлекли Франкела, что он бросил учебу, а все высвободившиеся силы отдал своему детищу. Вместе с несколькими приятелями он основал компанию Nullsoft. Чинными бизнесменами это их не сделало, они по-прежнему считали себя хакерами и анархистами от мультимедии.

Впрочем, Фрэнкел всегда понимал, где анархизму место, а где лучше обойтись без него. Когда PlayMedia спохватилась и через суд объявила о своих правах на AMP, Фрэнкел с товарищами подчинились закону и послушно переписали Winamp. А еще через несколько месяцев их с потрохами приобрела America Online (AOL), очень крупная корпорация со всеми порядками, присущими очень крупным корпорациям.

Только и там Фрэнкел не изменился. Дух "Счастливого жука" последовал за ним и в AOL.

Во вражеском стане

В 2000 году шумиха вокруг Napster, первого популярного сервиса для обмена музыкальными файлами, переросла в громкие судебные баталии. Звукозаписывающие компании быстро нащупали уязвимое место Napster - центральный сервер. Выключить его, и обмен прекратится.

Чем занимался в этот момент Фрэнкел, сотрудник AOL Time Warner, одной из крупнейших звукозаписывающих компаний мира? Он разрабатывал Gnutella, файлообменную сеть, которую нельзя выключить. Она позволяет обмениваться файлами не хуже Napster, но лишена его ахиллесовой пяты. В Gnutella нет единого центрального сервера. Пока остаются пользователи, такая сеть работает.

Когда Фрэнкел опубликовал своё новое детище на корпоративном сайте Nullsoft, в AOL схватились за голову. Пригреть змею на собственной груди! Программу немедленно удалили из Сети, а Фрэнкелу запретили доделывать её. Всё впустую. Gnutella уже разошлась по интернету, а потом всплыли и её исходные тексты.

В 2003 году эта история повторилась. Весной Фрэнкел выложил в интернет программу под названием Waste, которую он написал для себя и своих знакомых. Waste предназначен для объединения нескольких подключенных к интернету компьютеров в небольшую криптозащищенную сеть. Предполагалось, что такие сети будут создавать друзья или сослуживцы для общения и работы. В число возможностей Waste входят интернет-пейджинг и чат, а также обмен файлами по принципу пиринговых сетей, поддержка поиска и просмотра доступных данных.

Но не тут-то было. Едва проведав про Waste, в AOL снова всполошились и, не разобравшись, что к чему, удалили и её. Тут уже обиделься сам Фрэнкел. Поначалу он хотел хлопнуть дверью и даже написал прощальное письмо: "Для меня программирование - форма самовыражения. Компания контролирует самое эффективное средство самовыражения, которое мне доступно. Это недопустимо для меня, как для личности, и следовательно, я должен уйти".

Однако в тот раз он так и не оставил AOL. У него оставался еще один недоделанный проект, и Фрэнкел решил не бросать его.

Winamp 5

Может показаться, что Фрэнкел только и делал, что вредил своей компании. Это вовсе не так. У него была и основная работа: он продолжал совершенствовать популярный медиаплеер Winamp и сопутствующее программное обеспечение, в частности, сервер Ultravox для трансляции потокового видео и аудио. В AOL на его базе устраивают интернет-радиостанции для своих клиентов с широкополосным доступом.

События вокруг плеера и остановили Фрэнкела. После второй версии Winamp, которая до сих пор остаётся самой распространенной, последовала не слишком удачная третья версия. Несмотря на выросшую функциональность, отзывы пользователей и прессы оказались не такими уж радужными. Честное имя Nullsoft должна был восстановить очередная версия Winamp - пятая (два + три), объединившая возможности второго и третьего Winamp.

В декабре 2003 года пятый Winamp, наконец, вышел. В отличие от спартанской второй версии, научившейся множеству функций, например, проигрыванию видео, лишь совсем недавно, пятый Winamp вполне уверенно держится в окружении своих переполненных функциями соперников - Windows Media Player и Apple iTunes. Во всяком случае, возможностей у него не меньше. Впрочем, здесь не время и не место обсуждать достоинства Winamp 5 (к этой теме можно вернуться позже). Достаточно сказать, что пользователи встретили новую версию с куда большим энтузиазмом.

Соперники Winamp 5
Apple iTunes Windows Media Player
Плюсы: Непривычно удобный интерфейс, доставшийся iTunes для Windows от его маковской версии. Всё, что нужно для жизни, начиная с автоматических плейлистов и заканчивая нарезкой CD. Поддержку iPod и iTunes Media Store не упоминаем - в России они редкость. Плюсы: По функциям Windows Media Player не так уж далеко ушел от iTunes. Впрочем, ему хватило бы и меньшего. Главное его конкурентное достоинство формулируется просто: он есть на любом компьютере с Windows. А что еще нужно для победы?
Минусы: iTunes не умеет проигрывать видео. Это неизлечимо: на Маке, откуда iTunes родом, для этого есть специальная программа. Минусы: Главным минусом Windows Media Player является невероятно уродливый и неудобный интерфейс.

Выпустив Winamp 5, Джастин Фрэнкел почувствовал, что его дело сделано. Теперь с AOL покончено, и на этой неделе он ушел из компании. Чем теперь займется создатель самого популярного медиаплеера в мире, пока неизвестно. Следите за его дневником.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.