Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Матрица - 4

Архив
автор : Александр Филонов   23.12.2003

Камера Fujifilm FinePix F-700, любезно предоставленная нашей лаборатории на пробу столичной компанией Digital Nature (www.diginat.ru), — первая модель с матрицей четвертого поколения SuperCCD SR. Аббревиатура SR раскрывается как «Super Dynamic Range», то есть «расширенный динамический диапазон».

Камера Fujifilm FinePix F-700, любезно предоставленная нашей лаборатории на пробу столичной компанией Digital Nature (www.diginat.ru), — первая модель с матрицей четвертого поколения SuperCCD SR. Аббревиатура SR раскрывается как «Super Dynamic Range», то есть «расширенный динамический диапазон». Реализована эта технология за счет совмещения в каждом пикселе двух датчиков — большого и малого, отличающихся по размеру примерно в четыре раза, что обеспечивает и четырехкратное различие в их чувствительности.

Большой подпиксел (S-пиксел) обеспечивает высокую чувствительность и, следовательно, хорошую проработку деталей изображения в тенях, а малый (R-пиксел), имеющий площадь и чувствительность вчетверо ниже, — соответственно, в светах. Коррекция динамического диапазона достигается за счет того, что экспозиция определяется по низкочувствительному R-пикселу, то есть составляет около 400% от экспозиции S-пиксела. Таким образом, когда в светах S-пиксел уже доходит до точки насыщения, R-пиксел продолжает равномерно экспонироваться, прорабатывая тонкие нюансы «пересвеченных» деталей изображения. Далее оба сигнала суммируются, за счет чего и достигается четырехкратное расширение динамического диапазона, практически соответствующее динамическому диапазону фотопленок. Конечно, результирующая кривая чувствительности не так линейна, как у пленки, но уже гораздо ближе к ней.

Корпус камеры невелик (и, по сути, она относится к классу сверхкомпактных), изготовлен из металла. Хотя камеру и можно держать одной рукой, для чего спереди предусмотрен захват для пальцев (как выяснилось, удобнее всего держаться за него средним и безымянным пальцем, а мизинцем подпирать камеру снизу — видимо, как раз для этого и предназначена рубчатая поверхность крышки батарейного отсека), а сзади — выемка под большой палец, расположенная чуть ниже кнопок управления трансфокатором. Но при съемке все же лучше держать ее двумя руками, поскольку довольно длинный корпус перевешивает влево — тем более что работать с кнопкой непрерывного автофокуса (C-AF), расположенной слева от объектива, можно только левой рукой. Весьма разумно, что этот режим можно активировать лишь таким способом: имея возможность установить его программно, владельцы камер часто о нем забывают, что ведет к ускоренному разряду батарей. То же касается и кнопки серийной съемки, находящейся на корпусе сверху-слева. Док-станция — это аксессуар, несомненно, удобный при работе только с компьютером, но вовсе не обязательный. Впрочем, он все равно входит в комплект поставки, а дареному коню…

Дисплей очень информативен, а пиктограммы, отображаемые при работе с меню, упрощают ориентацию. Во всем, что касается пользовательского интерфейса, чувствуется стройная логика, и для освоения почти всех функциональных возможностей камеры в руководство пользователя (на мой взгляд, излишне подробное) пришлось заглянуть всего пару раз.

Проприетарный объектив Super EBC Fujinon имеет стандартный для «мыльниц» диапазон фокусных расстояний 35–105 мм и приемлемую светосилу (2,8–4,9). Хотя производитель не упоминает о конструкции объектива, наверняка в нем используется ряд асферических компонентов, поскольку хроматические аберрации практически не наблюдаются, а сферические проявляются лишь в виде бочкообразных искажений в положении широкоугольника. При этом картинка весьма резкая, и, пожалуй, объектив следует отнести к жесткорисующим. Большая глубина резкости — неизбежный атрибут всех камер с небольшими матрицами, и даже в режиме приоритета диафрагмы не позволит добиться мягкого рисунка, так что любителям художественных эффектов придется помудрить с диффузорами. К сожалению, возможность крепления насадок на объектив не предусмотрена, — наиболее подходящим диффузором в данном случае представляется лоскут капронового чулка, прихваченный на объективе круглой резинкой. Зум работает быстро и гладко, хотя и ступенчато: весь диапазон разбит на десять ступеней. В нерабочем положении объектив защищен металлическими шторками, так что попадание пыли и грязи на линзы маловероятно. Бокэ объектива оставляет приятное впечатление, а ирисовая диафрагма, судя по всему, 14-лепестковая, что при съемке точечных источников света (к примеру, уличных фонарей ночью) создает привлекательный многолучевой рисунок.

Диапазон выдержек от 1/2000 до 3 с предоставляет достаточно большую творческую свободу, особенно благодаря высокой чувствительности матрицы, при максимальном разрешении в ручных режимах — от 200 до 800 ISO. Чувствительность 1600 ISO достигается за счет суммирования информации от отдельных пикселов, и разрешение автоматически снижается до 1 мегапиксела, что, впрочем, достаточно для печати фотографий 10х15 см.

Динамический диапазон матрицы, по утверждениям производителя, в четыре раза превышает диапазон стандартной матрицы. Четыре не четыре, а превышает существенно, что видно по снимкам, сделанными тестируемой камерой и одной из камер (имя производителя умалчиваю намеренно) с традиционной матрицей CCD. Тестовые снимки смотрите на www.terralab.ru/digiphoto/30661 (там же приведены прочие подробности и справочные сведения). Что касается разрешения, то тут компания Fujifilm в очередной раз демонстрирует завышенные обещания. Каждый раз, выпуская очередную камеру, Fuji сулит разрешение вдвое выше фактического (в данном случае — 3 мегапиксела, поскольку 3 млн. S- и 3 млн. R-пикселов в сумме составляют как раз 3 млн. пикселов, но с расширенным динамическим диапазоном). То есть обещано 6 мегапикселов. Однако, как видно при увеличении графичных деталей изображения (в данном случае — ветвей и шрифта), реальное разрешение матрицы (с использованием фирменного алгоритма интерполяции), как ни крути, составляет 3 мегапиксела. В общем-то, неплохой результат: отпечатки формата А3 в жизни рядового гражданина — явление незаурядное. А камера-то позиционируется как любительская, то бишь ни на какие эдакие изыски не рассчитанная. Вот и забудем. Просто констатируем, что 4-мегапиксельную камеру она хоть чуточку, да переплюнет: при съемке на честные 3 мегапиксела снимки получаются более качественными, чем у аналогичных 3-мегапиксельных камер с матрицами CCD и CMOS.

При большом увеличении появляются артефакты — отчасти обязанные JPEG-сжатию (например, белый контур вокруг черных ветвей), а отчасти — фирменной SuperCCD-интерполяции (цветные детали). Вероятно, работая с несжатым форматом RAW, можно было бы вытянуть куда больше полезной информации и с приемлемым качеством получить те же 6 мегапикселов, однако в камере предусмотрена только запись в формате JPEG. В комплекте поставляется карта xD-Picture емкостью 16 Мбайт — прискорбная иллюзия устройства накопления. При максимальном паспортном разрешении камеры это всего-навсего 10 кадров. То бишь первой покупкой после при-обретения камеры должна стать карта приличного объема (оптимальным представляется 256-мегабайтная, вмещающая 170 пятимегапиксельных кадров или 325 трехмегапиксельных).

Включается камера довольно быстро: до готовности к съемке проходит не более 2,5 секунды. Автоматика фокусировки срабатывает менее чем за полсекунды, а задержка срабатывания затвора составляет 0,1–0,2 с. Запись кадра занимает 1–1,5 секунды, но можно снять серию из пяти кадров за секунду (время ожидания при записи серии на флэш-карту возрастет соответственно). Хотя ЖК-дисплей работает во всех режимах непрерывно, при быстром движении камеры периодически (закономерность установить не удалось) происходят небольшие «подрывы» (картинка на долю секунды застывает, а затем возвращается к нормальному визированию).

Хотя производитель утверждает, что свежезаряженная батарея может «вытянуть» 270 кадров при отключенном дисплее и 135 при включенном, на самом деле все обстоит куда лучше. Видимо, во избежание претензий пользователей показатель явно занижен, — а может, мне достался экстраординарный экземпляр батареи. Так или иначе, при тестовой съемке «на выживаемость» (10% кадров со вспышкой, дисплей включен, перед каждым кадром зум полностью прогонялся из положения широкоугольника в телевик и обратно, между каждой десяткой кадров делалась 10-минутная пауза с целью приближения условий съемки к реальным) камера отсняла около 400 кадров. Кстати, зарядка полностью разряженной батареи занимает всего 2 часа, при этом нагревается она не так сильно, как можно было ожидать. Правда, следует отметить относительно высокий саморазряд батареи, так что при длительных перерывах между съемками ее ресурс будет вполне соответствовать заявленному. Зато, учитывая, что литий-ионным батареям практически не присущ эффект памяти, можно спокойно подзаряжать ее, не дожидаясь полного разряда, и вполне можно обойтись без резервной батареи — если вы только не собираетесь в долгий поход по нецивилизованным краям, где нет электричества.

Баланс белого не вызывает нареканий даже в автоматическом режиме, но при этом в камере предусмотрен гибкий выбор пользовательских настроек цветовой температуры. В отличие от большинства камер этого класса, люминесцентные лампы представлены не одной, а тремя разновидностями, есть отдельные настройки для солнечного света и пасмурной погоды, но больше всего порадовало наличие режима установки баланса белого по эталонному белому объекту, чрезвычайно полезного в тех случаях, когда освещение смешанное (например, свет из окна в хмурый день, и при этом в комнате включена люстра) и выбрать какую-то определенную предустановку невозможно.

Благодаря продуманному интерфейсу с большим количеством ручных регулировок добиться оптимального качества этой камерой очень легко. В отличие от многих мыльниц, она просто-таки подталкивает к отказу от полного авто и переходу на ручные режимы, обеспечивающие большую гибкость и творческую свободу, хотя и в автоматических режимах камера ведет себя весьма и весьма неплохо. Отсутствие синхроконтакта для вспышки несколько сужает сфе-ру применения камеры, однако встроенная вспышка зарекомендовала себя очень неплохо, «пробивая» на расстояние до 5 метров.

Огорчает только цена, по разным источникам, составляющая в России 550–650 долларов. Если же к рождественским распродажам она снизится до 450, такую покупку можно счесть очень выгодной.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.