Дамские штучки
АрхивEX-M20 — одна из "стильных ультракомпактных размером с кредитку цифровых фотокамер серии Exilim с повышенной емкостью батарей, возможностью макросъемки и встроенным MP3-плейером" (цитата из пресс-релиза).
Года два назад я впервые увидел в журнале фотографию и описание фотокамеры, которую по размеру сравнивали с кредитной карточкой. Смотрелось необычно… Затем не раз видел подобные камеры на выставках и в магазинах. Но желания взять в руки, попробовать, а уж тем более купить не возникало. Но время идет, обстоятельства порой меняются непредсказуемо — и вот у меня на тестировании два аппарата — Casio Exilim EX-M20 и EX-Z4.
EX-M20 — одна из «стильных ультракомпактных размером с кредитку цифровых фотокамер серии Exilim с повышенной емкостью батарей, возможностью макросъемки и встроенным MP3-плейером» (цитата из пресс-релиза).
Основные характеристики: размеры 83х53х11,3 мм, вес 80 г, матрица 2 мегапиксела, объектив с F3,5 и эквивалентным фокусным расстоянием 37 мм, макросъемка от 30 см, выдержка от 1/8000 до 1 с, 4-кратный цифровой зум, встроенная флэш-память 10 Мбайт + разъем для карт SD/MMC, чувствительность ISO 64/125/250/500, ЖК-монитор с диагональю 1,6”, матричный экспозамер, специальная литиевая батарея со временем работы 2 часа в режиме съемки, 3 часа в режиме воспроизведения и 7,5 часа при проигрывании MP3.
Кроме этого: режим Best Shot, три независимых будильника с воспроизведением выбранного аудиоролика, встроенные микрофон и динамик для записи видео со звуком, звуковых комментариев к снимкам, воспроизведения MP3-файлов и использования в режиме диктофона (40 минут на внутреннюю память), поддержка протокола USB Direct-Print, специальная док-станция для подзарядки и связи с компьютером.
Разумеется, самое интересное, как фотоаппарат выполняет свои основные функции, поэтому проверку звуковых возможностей я отложил на потом. В качестве фотографа-экспериментатора была мобилизована жена. Почему? Полагаю (и производитель, судя по рекламным текстам, думает так же), что эта камера предназначена, прежде всего, для прекрасных дам, которые не намерены тратить время и силы на изучение и запоминание инструкций, а будут действовать по принципу «достал-нажал-получилось».
Итак, что же получилось? Да всё, что требует обычный пользователь от обычной же «мыльницы». И довольно неплохо. То есть никаких принципиальных проблем с тем, как включать, куда смотреть и что нажимать, не обнаружилось. Были отсняты первые кадры, прозвучали первые комментарии…
Автоматика неидеальна, временами случается сильный уход в синеву, кадры порой получаются с излишней резкостью (увеличенной программно), при освещении же не очень ярком (вспышка уже желательна), но еще и не очень темном автофокус иногда дает сбои. Макрорежим весьма условен, и ждать проработанных кадров цветов-грибов, насекомых и иных мелких существ и предметов не приходится.
Выявились и конструктивные недостатки:
- корпус скользкий и неудобный, что затрудняет действия и требует постоянного внимания;
- большинство кнопок маловаты; о нажатии «вслепую» говорить не приходится;
- кнопка включения/выключения расположена неудачно, ближе к краю камеры, чем кнопка затвора, что зачастую приводит не к съемке, а к выключению.
К излишней резкости можно привыкнуть — не слишком уж это и великий грех для аппарата с таким крохотным объективом. Скорее плюс. Ошибки фокусировки при недостаточном освещении — недостаток весьма распространенный, встречающийся и в серьезных камерах.
Из плюсов: вы сможете снимать самого себя с вытянутой руки, не боясь появления на снимке одутловатой физиономии — искажения на этом расстоянии настолько малы, что ими можно пренебречь. Удобное, емкое меню на русском языке (инструкция не понадобилась вообще). Вспышка «бьет» не более чем на полтора метра, но работает очень пристойно — «красноглазия» не замечено даже у кошки, если она не смотрит прямо в объектив. Явных и грубых пересветок также не случалось.
Камера достаточно универсальна, и после несложной тренировки можно снимать с неплохим качеством. Только не ждите от Exilim EX-M20 достойных кадров при сложном освещении…
Весьма удачным считаю наличие формата записи кадра 1600х1072 — то есть с соотношением сторон 3:2, как в обычной пленке. Это позволит избежать неприятных моментов при печати фотографий в фотолабораториях, которые, к моему удивлению, в Москве не хотят переходить на ставший общепринятым формат цифровых камер 4:3. Хотя практически все современные минилабы могут печатать оба формата (настройка с пульта за минуту-две), но реально получаешь снимки с белыми полями.
Когда же руки дошли до звука, то разочарований не было вообще — диктофон пишет чисто, воспроизведение МР3 — вполне качественное, а управление звуковыми возможностями продуманное и удобное.
Подключение к компьютеру (Windows XP) при помощи док-станции прошло без сучка без задоринки. Если возьмете док-станцию с собой, то сможете использовать фотоаппарат и как флэш-диск.
И еще: цена в 339 у.е. (данные из Интернета) за перечисленные возможности явно не ужасает…
Надумаете покупать этот фотоаппарат — заодно купите и дополнительную карту памяти (или несколько, если будете много снимать, записывать разговоры и слушать музыку). Встроенных 10 Мбайт хватает на 8–12 кадров фотографического качества, 3–5 МР3-файлов и на полчаса записи диктофона. Причем если записали музыку, то сфотографировать сможете уже заметно меньше…
Теперь об Exilim EX-Z4. Размеры 87х57х23,1 мм, вес 129 г (без батареи и карты памяти), матрица 4 мегапиксела, объектив Pentax (шесть линз в пяти группах; F2,6–4,8; фокусное расстояние 35–105 мм в эквиваленте для
35-миллиметровой камеры), макросъемка от 6 см, выдержка от 1/2000 до 4 с, трехкратный оптический и четырехкратный цифровой зум, чувствительность ISO 50/100/200/400, ЖК-монитор с диагональю 2”, встроенная флэш-память 10 Мбайт + разъем для карт SD/MMC, специальная литиевая батарея со временем работы 1,5 часа в режиме съемки, 2,5 часа в режиме воспроизведения и более 2 часов при проигрывании MP3. Кроме того, режим Best Shot, будильник с воспроизведением выбранного аудиоролика и отображением снимка, микрофон, поддержка протокола USB Direct-Print, перепрограммирование кнопок управления, аналогичная описанной выше док-станция.
Первый взгляд: маленький прямоугольный «кирпичик», блестящий и скользкий. В руке лежит не очень удобно. Маленькие кнопочки, явно требующие дополнительного внимания при работе.
И просто гигантский для этой малышки дисплей — два дюйма по диагонали (далеко не каждая большая камера может таким похвастаться). Фотографировать с его помощью не только удобно, но и приятно —хорошо видны и композиция в целом, и детали (вот если бы еще и поворачивался!..).
Инструкция снова не понадобилась — очень внятное меню на русском языке. Функциональность меню явно избыточная — это быстро выяснилось при съемках в различных условиях. Все попытки отключить автомат и улучшить результаты путем регулировки вручную приводили в лучшем случае к повторению автоматически полученных результатов. Поэтому, настроив камеру «под себя», практически перестал обращаться к ручным режимам, а думал только над композицией. Экспозицию же оставил на усмотрение автомата — пусть получается «сама собой».
Исключением, видимо, может быть лишь тот вариант, если вы захотите снимать при плохом освещении удаленные предметы (куда не достает вспышка) или пейзажи. Тут автомат выставляет наивысшую чувствительность по ISO, что ведет к появлению заметного «цифрового шума» (правда, иного поведения не видел и у других компактных камер). Поэтому, если хотите получить достойное качество в такой ситуации, — возьмите штатив, вручную установите чувствительность на один шаг меньше максимальной и снимайте, используя автоспуск.
У меня уже выработался порядок действий, которые позволяют сравнивать камеры между собой. Снимаю в разную погоду (если получается, конечно), в разное время суток, со вспышкой и без нее одни и те же сюжеты, с одних и тех же точек. Должен отметить: результаты получил вполне приемлемые. Все прописано чисто, цветопередача очень сочная. Кадры наполнены светом — легкие, воздушные (на мой вкус, конечно, — допускаю, что кому-то нравятся более плотные, насыщенные). Снимки в целом мягкие, живые, нет той жесткости и искусственной «целлулоидности», которая частенько встречается. Снимал такие кадры, где хотелось получить и хорошо проработанный передний план (не далее метра), и достаточно резкий задний пейзажный (более ста метров) — получилось неплохо. Когда же нужно было добиться некоторой размытости фона — портреты на фоне природы, — тоже все удалось, причем само, без усилий с моей стороны (да и захотел — не вышло бы, — диафрагму вручную регулировать нельзя).
Пожалуй, единственное, о чем следует помнить: если делаете портреты, постарайтесь, чтобы явные вертикальные линии (стыки стен, например) в кадр не попадали, так как объектив дает бочкообразные искажения по краям. То же самое заметно, но не очень сильно, когда снимаешь сам себя с вытянутой руки.
Но случался и явный брак. Корпус скользкий, кнопочка спуска маленькая и тоже скользкая. Это при не очень ярком освещении дает большой процент «шевелёнки». Если помнить об этом, то можно и зафиксироваться получше, и применить двухсекундный автоспуск, и штатив взять (хотя у меня в голове не укладываются эта маленькая камера и громоздкий штатив…), а то и просто поставить фотоаппарат на неподвижную поверхность.
Автофокус при слабом освещении работает не всегда устойчиво, поэтому могут получаться сильно размытые портреты. Как ни странно, это «лечится» установкой вспышки в режим «антикрасных глаз».
Явно избыточные засветки и затемнения бывали только тогда, когда регулировал вручную, намеренно сдвигая настройки от назначенных автоматически (так как менять можно только выдержку, то допускаю, что ручная установка диафрагмы поправила бы дело). Причем в момент съемки добросовестно ориентировался на форму гистограммы и считал, что улучшаю. Увы! То, что несколько лучше смотрелось на дисплейчике, настолько же слабее выглядело на большом мониторе.
Хорошо получились кадры в условиях сложного освещения. Дело было в магазине. Выбирал люстру. Днем. Зал с окнами, загороженными мебелью, но солнышко все-таки пробивалось. С лампами дневного света на потолке, весьма пестрыми по «разноцветности» и морганию. С множеством самих люстр, как светящихся, так и нет. И все кадры понравившихся мне люстр, которые затем представил на суд жене, хорошо удались — никаких резких сдвигов в цветах, все детали чисто прописаны, цифровой шум находится в пределах, вполне пригодных для печати на бумаге формата 20х15 (на А4 шум будет уже заметен, но покажите другую компактную цифровую и особенно любительскую пленочную камеру, которая даст в этих условиях результат лучше).
Еще раз пересмотрел все отснятое за эти дни при помощи Exilim EX-Z4 и подумал: а она мне нравится! Кстати, это первая из компактных камер, которую жалко возвращать после испытаний. Да и диктофон в ней весьма неплохой…