Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Попытка №5

Архив
автор : Александр Радзишевский   03.10.2003

Несмотря на разнообразие софтверных аудиоплейеров (Sonique, Apollo, Foobar, Deli… перечисление одних лишь названий может занять добрый десяток строк), WinAMP занимает среди них особое место.

Несмотря на разнообразие софтверных аудиоплейеров (Sonique, Apollo, Foobar, Deli… перечисление одних лишь названий может занять добрый десяток строк), WinAMP занимает среди них особое место.

Во-первых, он появился именно тогда, когда аббревиатура MP3 только-только стала входить в обиход (сегодня уже трудно сказать, кто кого популяризовал — WinAMP МP3 или MP3 WinAMP). Во-вторых, WinAMP «оброс возможностями» и успел прочно обосноваться в компьютерах пользователей, когда других плейеров и в помине не было. Наконец, важно и то, что разработчики WinAMP долгое время выступали генераторами идей на «поле плейеростроения» и вели за собой индустрию.

WinAMP появился в 1997 году (версия 0.2a). Постепенно из графической оболочки для декодера AMP от фирмы Playmedia (отсюда и название) он превратился в универсальный проигрыватель медиа-файлов. Растущая популярность плейера привела сначала к созданию компании Nullsoft, которая занималась исключительно разработкой новых версий продукта, а в 1999 году — к ее покупке корпорацией AOL.

Последовательное претворение в жизнь планов разработчиков шло вплоть до версий 2.9х. WinAMP этих версий — очень мощная программа-комбайн, способная, среди прочего, воспроизводить аудиофайлы почти любых форматов (путем подключения плагинов от сторонних производителей). Кроме того, WinAMP умел менять свой внешний вид, благодаря технологии скинов, и обеспечивал удобную навигацию при воспроизведении и выборе файлов из фонотеки. Привлекательности программе добавила возможность визуализации проигрываемой аудиоинформации, а также динамическое управление звучанием (изменение характеристик звучания производится за счет использования встроенного эквалайзера и внешних плагинов обработки аудио).

Вероятно, в том, что разработчики Nullsoft рано поняли важность привлечения независимых программистов и реализовали возможность подключения плагинов четырех типов (обработка аудио, расширение возможностей визуализации, поддержка форматов, отличных от mp3, и поддержка скинов) и кроется один из главных секретов успеха WinAMP. На сегодня для WinAMP сторонними разработчиками и просто энтузиастами написано бесчисленное количество подключаемых модулей.

Лучшее — враг хорошего

Но в 2001 году в Nullsoft решили, что нужно «мыслить шире» и «двигаться в ногу со временем». К этому моменту WinAMP 2.x был на пике популярности, и компания объявила о начале разработки абсолютно новой версии плейера. Главная идея заключалась в написании кода программы с нуля с учетом современных тенденций в технологиях создания ПО. А тенденции сводились к тому, что, например, поддержки скинов было уже недостаточно — на рынке появились программы-конструкторы, которые давали пользователю возможность полностью подстраивать программу под себя. Кроме того, WinAMP не хватало развернутой системы навигации по пользовательской базе файлов (морально устаревшие плей-листы уже не удовлетворяли пользователей, а объемы пользовательских файловых баз быстро росли).

В общем, создавая WinAMP 3, программисты Nullsoft старались как можно глубже «кастомизировать» программу, а также максимально облегчить разработку плагинов. В результате «тройка» архитектурно была задумана и выполнена в виде основного ядра, которое поддерживает все необходимые функции через подключаемые модули, написанные на специально разработанном внутреннем языке Wasabi. По сути, такой подход давал и дает разработчикам внешних модулей неограниченные возможности по модернизации проигрывателя. Однако строгого и привередливого пользователя гораздо больше интересуют быстродействие и надежность (или красота и эргономичность) программы, а не высоты программирования, достигнутые разработчиком. Кроме того, в тот момент стали появляться интересные «доморощенные» медиа-плейеры, обеспечивающие максимальную функциональность при минимуме наворотов (например, Foobar и 1by1). Так или иначе, WinAMP 3 у пользователей не прижился; многие, посмотрев на него, вернулись к прежней версии, а кто-то и совсем отказался от WinAMP. По состоянию на 30 июня текущего года в мире насчитывалось 26 млн. пользователей RealOne, 41 млн. предпочли Windows Media Player и только 5,5 млн. остались верны WinAMP1. Видя эту тенденцию, Nullsoft еще весной забила тревогу и внезапно снова вернулась к линейке WinAMP 2.x. Сначала работа над «двойкой» и «тройкой» шла параллельно, но уже в июне компания решила полностью отказаться от дальнейшего развития WinAMP 3. На этом эра WinAMP 3 закончилась.


1 (назад)  www.cdfreaks.com/news2.php?ID=7432.

Три плюс два

В марте 2003-го Nullsoft опубликовала план дальнейших действий. К концу сентября компания пообещала выпустить новую версию плейера — WinAMP 5. Номер версии был выбран не случайно (хотя нумерация может и измениться перед выходом релиза). Разработчики решили соорудить некий гибрид второй и третьей версий (3+2=5) проигрывателя, взяв все лучшее у каждой из линеек. Несомненно, потерпев фиаско с WinAMP 3, они постараются не наступить на грабли еще раз (тем более под неусыпным надзором AOL).

По плану «пятерка» основывается на ядре WinAMP 2, однако вберет в себя некоторые возможности WinAMP 3 (в частности, поддержку скинов формата WA3). Это означает, что пользователи смогут подключать к WinAMP 5 как обычные скины для WinAMP 2, так и гораздо более сложные скины WinAMP 3 (позволяющие менять раскраску и структуру окон программы). Объявлено также о временном (а возможно, и полном) отказе от технологии Wasabi, то есть плагины, написанные для WinAMP 3, будут непригодны для «пятерки». Однако фирма намерена расширить возможности по разработке плагинов в рамках платформы 2.x и обещает, что плагины под нее будут столь же функциональны, как и плагины под WinAMP 3. Помимо этого, в WinAMP планируется встроить компоненты для записи CD («снимать» композиции с аудиодисков и кодировать их WinAMP уже умеет). Сообщалось также, что программа со временем начнет поддерживать новые потоковые форматы файлов .NSA и .NSV (NullSoft Audio и NullSoft Video соответственно). В перспективе оба формата должны стать прямыми конкурентами технологиям от Real Networks2.

И вот в конце августа в Интернете появилась сначала первая, а вслед за ней и вторая альфа-версия WinAMP 53.

Вплотную

Внешне WinAMP 5 практически идентичен второй версии. Никакой «официальной» информации об изменениях в этой версии нет — в списке изменений значится лишь красноречивое yeah!

Непринципиальные отличия обнаруживаются в меню: мини-браузер перенесен в окошко media library (как в WinAMP 3), а пункты настроек — по сравнению с WinAMP 2 — немного перетасованы. В диалоге выбора формата файла, в который будет оцифровываться трек, можно указать формат AAC (за реализацию этого процесса отвечает плагин enc_aac.dll). В одном из билдов «двойки» такая возможность уже была, но в версии 2.95 она отсутствует — вместо ААС там включена поддержка Ogg Vorbis.

Также в комплекте к пятому WinAMP идет визуальный плагин Milkdrop (www. nullsoft.com/free/milkdrop).

Но самым заметным нововведением является подключаемый модуль Free Form Skin Prototype (gen_ff.dll), отвечающий за поддержку скинов WinAMP 3. Он позволяет подключить к WinAMP 5 любой скин для третьей версии, однако не всегда гарантирует стабильную работу. Популярный скин MMD3 установился и работал без проблем, но найти скин, который рушит пятый WinAMP, нетрудно4.

Самое смешное, что, скопировав «дефолтный» скин от WinAMP 3, можно легко «превратить» WinAMP 5 в WinAMP 3 (чтоб хотя бы чуть-чуть заглушить боль утраты третьей версии).

И последнее: WinAMP 5 работает гораздо устойчивее, чем можно было бы ожидать. По жадности до системных ресурсов он занимает золотую середину, требуя больше, чем WinAMP 2.95, но меньше, чем WinAMP 3.

Ахиллесова пята

Несмотря на то что альфа-версия (а точнее, пре-альфа) внушает определенный оптимизм, не все так гладко в датском королевстве. Очевидно, что хозяйка Nullsoft — корпорация AOL — разочарована отсутствием хоть каких-нибудь прибылей от своего приобретения, которое в 1999 году обошлось ей в 86 млн. долларов. К тому же программисты Nullsoft — не самые спокойные люди на этой планете. Чего стоит одна лишь история с созданием пиринговой сети Gnutella5. Другими словами, «золотые мальчики» Nullsoft не только не приносят денег, но еще и добавляют проблем. Сами разработчики, прекрасно понимая, что ничего хорошего в этой ситуации нет, даже рассматривали возможность создания двух версий WinAMP — бесплатной и платной с дополнительной функциональностью, — но временно отказались от этой идеи.

AOL и Nullsoft стараются сор из избы не выносить, однако порой в прессу просачивается информация о трениях между компаниями. Так, в июне Джастин Франкель (Justin Frankel) посетовал на AOL и заявил, что подумывает завязать со всем этим делом6. Конфликт, судя по всему, был улажен, однако нет никаких гарантий, что Франкель проработает в Nullsoft хотя бы до нового года. И остается лишь надеяться, что разработка нового WinAMP завершится под его личным контролем.


 2 (назад) NSV — это MP3 (звук) плюс VP3 (видео). Что такое NSA, пока не слишком понятно. — В.Г.
 3 (назад) Тут мы с автором расходимся во взглядах. Я считаю, что это один и тот же файл, распространяющийся под разными названиями (по крайней мере, контрольная сумма у «первой» и «второй» альфы одинаковая). — В.Г.
 4 (назад) Судя по всему, Wasabi пока все-таки поддерживается, но как-то кривовато.
 5 (назад) Под нажимом AOL разработчики Nullsoft отказались от работы над Gnutella, но было уже поздно, код ушел в народ. — В.Г.
 6 (назад) 
www.webdog.org/plans/314.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.