Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Выжигатель

Архив
автор : Андрей Волов   27.05.2002

Обзор и впечатления от CD-R/RW Plextor PX-W2410TA

Уж как нахваливают Plextor, просто диву даешься. Неужели это действительно лучший из лучших, не допускающий ни единой промашки производитель, у которого одна модель круче другой? И так ли хороши цены на его изделия? Попробуем разобраться на примере модели PX-W2410TA (запись одноразовых болванок - 24х, перезаписываемых дисков - 10х, чтение - до 40х).

Для обеспечения столь высоких скоростей записи модель оснастили собственным буфером на четыре мегабайта и вооружили супертехнологиями, с которыми есть резон познакомиться на практике. На сей день PX-W2410TA не флагман в линейке Plextor, зато цена приблизилась к народу, опустившись в России за год почти на 100 долларов. Наличие в повсеместной продаже и относительно божеская цена - вот заманчивые козыри плексторовской 2410 не только на лето 2002-го. Информация для начинающих: устройство записи CD-R/RW-дисков (в обиходе - строчила) этого типа подключается к IDE, как и обычный винчестер. Для посвященных: рассматриваемая модель имела микропрограмму, другими словами «прошивку» (firmware), заводской версии 1.02. Так случилось, что достался строчила в аскетичной поставке bulk, которая допускает отсутствие аксессуаров и программного обеспечения. Что ж, заодно выясним, что отличает поставку «bulk» от любимой народом по причине предельной дешевизны OEM-поставки.

Упакованный в однотонную светло-коричневую коробочку с надписью «Expect Мore...» (понимайте как хотите, почему-то просится «в ожидании большего»), привод был сделан в КНР. Кое-что из аксессуаров, впрочем, имелось: обычный 40-жильный шлейф, аудиокабель (жаль, не цифровой), четыре аккуратных крепежных винтика, перемычка (чтобы «накидывать» на загадочный джампер DMA, расположенный сзади строчилы следом за цифровым аудиовыходом), специальная Г-образная «тыкалка» из добротной стали (!) для извлечения диска при выключенном компьютере. Вопреки ожиданиям, внутри коробки был обнаружен диск с PlexTools, что на поверку оказалось фирменной утилитой хорошего качества и ограниченных возможностей (иного программного обеспечения ожидать от bulk было бы наивным), но об этом чуть позже.

Фирменная технология PowerRec-II (см., например, www.plextor.be/English/technical/powerec.html) гарантированно обеспечивает как высочайшую, насколько возможно, скорость записи, так и легендарное качество Plextor. Дело в том, что далеко не каждый носитель способен осилить скорость записи, навязываемую туповатым строчилой. Несмотря на равные заявленные характеристики, болванки одного изготовителя отличаются от болванок другого, поскольку существует технологический разброс параметров, неизбежный при крупносерийном производстве (хотя крупные брэнды, конечно, стремятся его минимизировать). Насколько разброс критичен при современных скоростях записи - сказать трудно, информация не афишируется. Провести независимое исследование архисложно. Судя по проблемам с болванками сомнительного происхождения (из так называемой технологической упаковки), параметры скачут заметно. Не исключено, что даже в пределах поверхности одного диска.

С другой стороны, существует проблема читаемости записанных дисков на различных аппаратах. Оказывается, одно и то же содержание и на одной и той же болванке записывать можно по-разному. Короче, быстрая запись еще не означает, что результат, во-первых, будет безошибочен, а во-вторых, диск будет везде читаться без проблем.

Plextor действует по принципу «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Первым делом строчила читает служебную информацию, увековеченную честным производителем болванки. Затем выполняет калибровку оптической мощности под конкретную болванку. После чего модель PX-W2410TA начинает запись на 16-кратной скорости. Через некоторое время прерывает процесс записи (благодаря BURN-Proof, о чем ниже) и проверяет качество записанного. Если все ОK, увеличивает скорость до 20х, если нет - снижает, и так далее вплоть до 24х. Недостатки такого подхода - зависимость алгоритма от объема записываемых файлов и увеличение продолжительности процесса записи по сравнению с тупой заливкой на скорости около 20х. Впрочем, на таких скоростях затрачиваемое на болванку время уже столь мало, что с небольшими жертвами, приносимыми качеству записи, можно смириться.

Справедливости ради следует признать, что «Плекстор» использует еще одну технологию - Zone CLV. Суть ее состоит в условном разбиении диска на зоны (см. схему), в которых привод будет стараться записывать с соответствующей зоне скоростью (постоянной линейной). Так, на первых шести минутах пространства аудиодиска скорость записи для формулы 24/10/40 фиксирована на уровне 16-кратной. На последующей десятиминутке - 20х. От шестнадцатой минуты и до конца - 24х. Такое зонирование выбрано на основе анализа реальных болванок.

Связь двух вышеозначенных технологий очевидна. Если качество болванки не позволит безошибочно записывать после 16-й минуты на скорости 24х (диктуемой Zone CLV), то PowerRec-II снизит скорость до 20х. На графике хорошо видно, что топ-модель Plextor c формулой 40/12/40 на самом деле способна записывать со скоростью 40х лишь на трети диска. А с 16-й по 29-ю минуты (в пересчете пространства на аудиодиск) максимально достижимые скорости записи топовой и модели формулы 24/10/40 совпадают, составляя 24х! Опять-таки, топ-модель будет четырежды переключать скорость во время записи всего диска, а 24/10/40 - трижды, причем на протяжении трех четвертей пространства оставаясь на скорости 24х (если, конечно, PowerRec-II принудительно ее не снизит, чтобы качество записи соблюсти).

«Плекстор» 24/10/40 не бьет рекордов скорости доступа к диску: заявленное среднее значение 140 мс подтверждается тестами. Лоток выходит и входит мягко, никаких лишних звуков, только негромкое урчание привода. Захлопывается лоток без трепыхания, будто дверь несгораемого сейфа.

Под Windows Me и XP утилита PlexTools (русский интерфейс отсутствует) встала без сучка без задоринки. Проапгрейдить ее не составит труда: на сайте уже лежит версия 1.13А, а на прилагаемом диске - 1.09 (и в этой версии, как выяснилось, технология PowerRec-II не работала). В утилите реализованы лишь наиболее важные настройки драйва, общий вид ее интерфейса можно лицезреть на скриншоте. Весьма полезна функция изменения (в определенных диапазонах) скорости вращения диска, например, при воспроизведении аудио, когда достаточно начальных скоростей.

Признаться, акустический шум на высоких скоростях довольно заметен, особенно во время переходных процессов раскрутки диска. Генерируемые звуки свидетельствуют о мощности и резвости привода, а не о плохой механике. На максимальных скоростях не исключена вибрация корпуса компьютера. Предусмотрено изменение времени останова шпинделя (от 125 мс до 32 минут). Длинный интервал пригодится на случай нечастого обращения к диску, чтобы каждый раз не терять времени на раскрутку. Неплохо!

Мощность выхода аудиосигнала можно подрегулировать программно. Эта функция влияет на выход, расположенный на лицевой части строчилы и имеющий, как и полагается, свой аналоговый регулятор громкости.

Технология BURN-Proof, запатентованная Sanyo Electric, служит для предотвращения опустошения буфера в процессе записи. Осуществляется комплексно: за счет аппаратных и программных решений. Если PowerRec-II обеспечивает качество и скорость, то BURN-Proof - надежность записи.

Раньше, чтобы избежать опустошения буфера, приходилось перед записью переводить компьютер в однозадачный режим, вырубая антивирус, всяческую анимацию и прочее, и даже отключать от локальной сети. Иначе запороть одноразовую болванку было раз плюнуть. С точки зрения теории активизация BURN-Proof актуальна для слабых процессоров или в случае выполнения любых других программ параллельно записи. Практическая проверка показала: BURN-Proof - это революционный скачок! Теперь можно на каком-нибудь Celeron 600 одновременно записывать (утилитой PlexTools уж точно), смело работать в Word да еще и смотреть DVD (!). Вот где всплыла проигнорированная выше рекомендация «Плекстор». DVD-драйв все-таки лучше подцепить на соседний IDE-порт. Иначе тормоза и заикания звука очень даже вероятны (это зависит не только от мощности процессора, но и от специфики записывающего софта). Впрочем, если фильм предварительно сбросить на винчестер (не всегда проходит - некоторые DVD защищены), то строчила и DVD-читатель в остальном уживутся и на одном канале.

Как поведет себя другой софт записи в многостаночном режиме - это отдельный вопрос, требующий исследования. Еще раз напомню: BURN-Proof требует не только аппаратной поддержки (то есть со стороны строчилы), но и строгого соответствия с функциями, заложенными в программном обеспечении записи. А так как помимо BURN-Proof существуют аналогичные по назначению технологии (Power Burn, JustLink, ExacLink, Seamless Link, SuperLink, SafeBurn), то записывающий софт должен либо «убойно» поддерживать все технологии предотвращения опустошения буфера, либо специализироваться на нескольких или даже на какой-то одной. Последнее более вероятно.

О встроенном медиа-плейере. Дизайн и сервис примитивны. Сейчас плейером как таковым удивить трудно, здесь же он пригодится для вспомогательного прослушивания треков перед граблением. Версия 1.09 озвучивала VOB-файлы (с DVD-видео), воспроизводила АС3-звук и видеодорожку формата m2v. Версия 1.13 утратила эти прибамбасы и из «вкусностей» способна лишь крутить DivX, конечно, если декодер заранее установить. В Windows ХР вышел казус с воспроизведением MIDI - комп завис намертво! В ХР их следует ожидать с любым софтом, который функционирует в реальном времени (из-за специфики ядра, заимствованной из ОС жесткого реального времени).

Переходим к извлечению аудиотреков («граблению»). Настройка, если ее можно назвать таковой, видна на скриншоте. Очевидно, все делается на хорошо отлаженном «автомате». Будем надеяться...

Различные аппараты, включая проверенный «Пионер» в придачу с четырехлетним HP7200 и свежим NEC7700, норовили сграбить некий стомегабайтный трек с аудиодиска без видимых царапин на скоростях от 4х до 12х. PX-W2410TA в считанные секунды раскрутился где-то с 10х до 27х и далее уверенно продолжал, не снижая скорости. Повторяемость результатов была приличная, примерно плюс минус половина скоростюшки. Точное значение не столь важно, поскольку зависит от состояния поверхности и качества изготовления аудиодиска.

Другой трек - под шестьдесят мегабайт с запиленного диска - выдирался гораздо медленнее. Стартанув примерно с 3х, «Плекстор» не спеша вышел на 7,8х. Функция обнаружения ошибок была активизирована. Немудрено, что она не работала при граблении утилитой PlexTools через другие строчилы и CD-ROM-драйвы. Как показала тщательная проверка, PX-W2410TA в трех попытках отработал безошибочно, хотя каждый раз сдвигал содержимое аудиотрека в сграбленном файле на ~0,01 с. То есть в течение первых сотых долей секунды аудиоданные в сграбленный файл не попадали. Как правило, на первых секундах треков царит абсолютная тишина, так что утрата первых сотых долей никак не отражается. Что касается треков, плавно переходящих из одного в другой, то эстетам остается грабить все подряд, а потом «под лупой» вырезать в редакторе. «Хьюлет» нахватал кошмарных заиканий звука, видать, из-за старости «зрение» притупилось аль замутнилось (не путать с «загрязнилось»!). Остальные строчилы и драйвы пыхтели на скоростях от 2х до 10х и в большинстве случаев сграбили без слышимых сбоев, но иногда и врали. То есть один и тот же трек на одном и том же «неспециализированном» аппарате может выдираться с ошибочками, а может и без оных, то бишь бит в бит, это уж как повезет. Не исключено, что тонкие настройки, имеющиеся в разнообразном софте грабления, помогают, порой весьма и весьма, но как говорится, «поздно пить боржоми, если почки отказали». Как узнать-подтвердить, наврал аппарат или нет? Ведь «тихие» ошибки очень трудно выявить. Чтобы сравнить, надо как-то извлечь с аудиодиска без ошибок сам оригинал. Тут приходится прибегать к косвенным методам, наводить статистику и т. п.

Напоследок подкинул «Плекстору» сграбить убитый напрочь трек, не воспроизводимый (без ступоров-сбивок) всеми известными бытовыми hi-fi-аппаратами. Кстати, вышеупомянутый компьютерный Pioneer воспроизводит запоротый трек легко, даже без малейших щелчков! В трех попытках PX-W2410TA выловил разное количество ошибок: 28028, 36806 и 26890. Опция «при обнаружении ошибки: понизить скорость и читать снова» была выключена. Включив «понизить скорость и читать снова при обнаружении ошибки», повторил процедуру. Как видно на скриншоте, «Плекстор» понижал скорость на свое усмотрение до 4х. И по количеству ошибок результат совсем иной! Вранья намного меньше, в общем-то крохи, но оно все-таки есть, и все время разное. То есть при каждом новом граблении файл-результат отличается от предыдущих!

Так, а что скажет товарищ «Пионер»? Грабим раз, грабим два, грабим три. Сравниваем. Никакой самовольщины! Ну, ошибся всего лишь на паре сэмплов, чуток наврав с амплитудой (менее -60 дБ). Такое только робот расслышать сможет! «Мораль сей басни такова»: у PlexTools пока есть еще огрехи с граблением проблемных аудиодисков. Один из путей борьбы - понижение скорости вручную вплоть до 2х. Замечу, что утилита сама обнаружила наличие в системе МР3-кодера LAME (www.mp3-tech.org).

Теперь о вечном. Если есть желание сжать в МР3 с минимальными потерями качества звука, советую не изменять режим постоянного битрейта (CBR) на режимы ABR и VBR. Последние два сильнее сжимают файл, но в ущерб качеству. Битрейта 256 кбит/с вполне достаточно, и даже с запасом на будущее. Кстати, какой именно винчестер был местом сброса сграбленного файла, существенного влияния на скорость грабления не оказывало.

Настал черед расставить все по местам с записью аудиодисков. Записывать их качественно намного сложнее, чем чисто компьютерные диски. Как ни странно, запись всяких там файлов, фильмов и прочей фигни никогда не вызывает столько заморочек, сколько выжигание аудиодисков. Чуть слопушил и - физкульт-привет: на свежевыжженном аудио полно артефактов. Объяснить сей факт в двух словах не получится, ограничусь аксиомой: существует целый набор теоретических тонкостей (не помешает знать, когда «выше задницы не прыгнешь») и масса подводных камней практики. Примите к сведению, что для чтения аудиодисков используется свой алгоритм-механизм проверки на правильность. Любопытно и то, что формат данных на аудио не интеловский, а мотороловский, то есть старший и младший байт каждого числа поменяны местами.

Широко распространено мнение, что якобы с любым строчилой качественно записать аудио можно только на двукратной скорости и ни в коем случае не выше. Обидно тратить сорок минут, когда наш строчила позволяет справиться в двенадцать раз быстрее! За сорок минут либо «винды» зависнут, либо свет отключат. А вот за три минуты... за три минуты исключительно приятные события обычно успевают произойти. Если нельзя, но очень хочется, значит, можно. Решено, пишем! Выставляем 24х! Чтоб без конфуза, берем девственную одноразовую 700-меговую (ну их, 800-меговые, к лешему, их не все аппараты читают) болванку, способную 32х выдержать. «Тесто» для болванки, упакованной в коробку-обертку Philips, было замешано-сделано обычной тайваньской компанией Ritek. Вообще-то фирма Plextor рекомендует на скорости 24х использовать брэндовые болванки 1-го сорта: Ricoh, Mitsui Chemicals, Taiyo Yuden (X-type). На скоростях 20х к «первосортной» команде добавляются TDK, Kodak, Maxell, Mitsubishi Chemical. Наша болваночка из другой тусовки, рангом пониже, продается в «каждом дворе» - тем интереснее будет отведать «народного качества».

«Вжик», - сказал буржуйский станок. «Эге», - сказали суровые русские мужики... Эх, нигде не видать, как PowerRec-II отключить! «Надсмотрщика скорости» Zone CLV вырубить еще можно, но тогда BURN-Proof выйдет из игры, чего не хотелось бы. Стало быть, «Плекстор» стартанул записывать не на 24х. И это было действительно так, судя по издаваемым шумам. Отчетливо слышалось, как привод пару раз разгонялся и тормозился. Под занавес затих и призадумался. Покумекав о чем-то своем, сообщил, что запись прошла успешно. Чистое время записи 55-мегового файла составило 26 с. В пересчете на привычные единицы скоростей получим примерно 13х. Так что, если записывать файлы сразу пачкой под завязку болванки, показатель скорости получится гораздо выше.

PlexTools версии 1.13 не предлагает выбора для способа завершения сеанса записи аудио, автоматически закрывая диск. То есть дописать аудио (и вообще чего-либо) не удастся, хоть тресни! Если бы была возможность закрывать одиночный трек или закрывать сессию записи (несколько треков за один раз), тогда дописывай чего душе угодно. Очевидно, таким способом PX-W2410TA борется со щелчками между записываемыми треками. При работе с другим программным обеспечением будьте внимательны, выбирая способ «закрытия»!

Ну ничего, сейчас главное проверить, врет ли «Плекстор» при записи аудио на столь высоких скоростях. Далее действуем в лоб. Если фокус не пройдет, будем изощряться. Итак, с помощью того же привода грабим ранее записанный файл обратно на винчестер. Сравниваем с оригиналом. Вот это да! Один к одному без малейшего отклонения! А ведь сравнение осуществлялось по каждой дискрете (в записанном файле - 28 миллионов с гаком). Great! И изощряться с вытаскиванием данных с еще тепленького диска не пришлось.

Для более глубокой проверки я решил родить уникальный аудиодиск и купил болванку уже на 24х от того же Ritek под маской Philips. Итак, дублирую тест-файл еще тринадцать (тьфу-тьфу-тьфу) раз, доведя общий объем записываемого до 772 Мбайт. Стоп! - скажет бдительный читатель. - Болванка-то 700 Мбайт! Спокойно, все под контролем. Болванки потому и помечаются двояко: мегабайты (для записи компьютерных данных) или минуты (для записи аудио). Тот же PlexTools показывает: тотальное время звучания аудиодиска будет 76 минут 30 секунд, общий объем четырнадцати треков - 772 Мбайт. Другими словами, когда речь идет о записи аудио, следовало бы говорить: 80-минутная болванка.

Пока мы трепались про минуты и мегабайты, «Плекстор» скушал с винчестера и выплюнул на болванку наши 772 Мбайт ровнехонько за четыре минуты. Посредством грубой оценки получаем среднюю скорость в районе 21-22х. То есть если PX-W2410TA с его BURN-Proof шибко не отвлекать от записи, запуская в операционной системе другие задачки, то получим выжигание со скоростью, близкой к заветной 24х.

Все четырнадцать записанных треков оказались абсолютно идентичными. Сэмпл в сэмпл. Не удивительно, что расположение трека на диске (в начале или в конце) на качество аудио не повлияло. Теперь мы знаем об автоматическом ограничении скорости «на поворотах» плексторовскими контроллерами-надсмотрщиками при прожигании разных участков диска во славу «его величества» качества.

Хорошо, а как будут другие драйвы читать аудиодиски, идеально записанные «Плекстором» на 24х? Для предварительной проверки привлечем замученного верной двухгодичной службой DVD-«Пионера». Ага, есть все-таки микроошибочки, но можно смело объявлять конкурс «почувствуйте разницу».

Повторив процедуру на перезаписываемой 700-мегабайтной 10х-болванке TDK, получил полностью (!) безошибочную запись всех четырнадцати аудио-треков. В общей сложности 772 Мбайт были записаны за 8 минут 14 секунд (в среднем это даже чуть выше скорости 10х). В течение всей записи «Плекстор» работал тихо и не пытался разогнаться. Параллельно в системе ничего не делалось. Вот она, долгожданная замена пленочной записи! Увы, из бытовых CD-вертушек перезаписываемые диски способны крутить лишь аппараты последнего поколения. Из компьютерных - тоже далеко не все. Так что возня с перезаписываемой болванкой была проделана больше для очистки совести. Правда, есть у меня подозрение, что многоразовые диски, особенно записанные на максимальных скоростях, будут хорошо читаться далеко не на всех аппаратах.

На волне воодушевления от результата записи аудио отличаем PX-W2410TA от всех прочих строчил присвоением партийного имени «выжигатель» (от англ. CD-Burner). Так что враки всё про лимит 2х. Был бы строчила хороший да болванка более или менее сносная, и пиши аудио на скоростях 16-24х.

Утилита PlexTools предоставляет джентльменский набор первой необходимости. Не хватает только записывания и дописывания файлов с данными, видео-CD и т. п. Отсутствует и DirectCD, из которого обращаешься с перезаписываемым диском точно так же, как с винчестером или дискетой. Впрочем, поддержка DirectCD в Windows ХР заложена.

При закрытии PlexTools желанный BURN-Proof вырубается. Таким образом, если использовать сторонний софт, надо позаботиться о включении буферизации непосредственно в этом софте. Вообще, что касается программного обеспечения сторонних фирм, тут связываться с кем попало - себе дороже. Сайт производителя отсылает к Roxio Easy CD Creator. Чудесно, как раз завалялся полный («платиновый») вариант версии 5.02, который прекрасно работал со многими строчилами. После инсталляции получаю предупреждение, что драйв 24/10/40 не распознан. Оказывается, нужен апгрейд до версии 5.1.1 (www.plextor.com/english/support/downloads/compat_sw2410.pdf). Для ХР потребуется еще и отдельную примочку скачать, иначе есть риск полюбоваться на «синий экран смерти».

С ходу PX-W2410TA упорно не желал дружить с каждым случайно приблудившимся софтом. То ему версии, видите ли, старые, то чего-то еще не хватает. Представляю строптивость в этом плане топ-модели формулы 40/12/40. Впрочем, версия 5.1.1 Easy CD Creator заработала с 24/10/40 без проблем, в том числе и в МЕ, и под ХР. В режиме DirectCD, правда, «Плекстор» ощутимо тормозил с перезаписываемой болванкой до 4х, особенно при записи одиночных файлов объемом с пару мегобайт и менее.

Можно ли порекомендовать PX-W2410TA тем, у кого нет цифрового входа на аудиокарте? Иными словами, насколько хорош ЦАП, чтобы крутить-слушать аудиодиски? Честно говоря, выжигатель, как и любого строчилу, лучше держать в «чистом теле», используя только для записи. Ну и при острой необходимости - для грабления. При воспроизведении аудиодисков внутрь аппарата неизбежно проникает грязь, поскольку к поверхности диска не только прицепляются электростатикой пылинки и ворсинки, но и прилепляются через тривиальное «пальпирование» сальный жир и даже жвачка. Пылинки со временем сбиваются в плотную «стаю» и в один прекрасный день залепляют линзу. Стоит добавить жирку - и отчистить линзу становится ох как не просто. Стандартные «чистилки» частенько оказываются бессильны. А касаться линзы любым предметом, вызывающим микроцарапины, категорически недопустимо.

Настораживает молчание фирмы по поводу характеристик «заднего» аналогового аудиовыхода. Похоже, плексторовские спецы, прекрасно знающие, что нахватать в персоналке пакостных шумов к полезному сигналу легче легкого, предпочитают лучше промолчать, нежели потом оправдываться, что вовсе не из «Плекстора» на CD-вход звуковой карты дерьмецо приплыло. На проверенной-перепроверенной звуковой карте с референсным АЦП в проверенном-перепроверенном по наводкам компе видно, что соотношение сигнал/шум среднее, как и у большинства сегодняшних CD-драйвов. Прочие характеристики тоже в серединке. Таким образом, PX-W2410TA не претендует на аса воспроизведения аналогового аудио. В этой дисциплине он уверенный середнячок. Зато при воспроизведении аудио по цифре - вне конкуренции.

Заключение

  • Резак-выжигатель PX-W2410TA «заточен» под надежную и максимально быструю (насколько возможно) запись больших файлов.

  • Удобен при «граблении» аудиодисков и сжатии «на лету» в МР3.

  • Высочайшее качество записи аудиодисков, в том числе на скоростях 16-24x.

  • Избирателен и щепетилен к программному обеспечению записи сторонних фирм. Имеет смысл приобретать в Retail-поставке, чтобы не мучиться с софтом и иметь законный апгрейд в будущем.

  • Частая запись маленьких файлов, особенно в DirectCD, - не лучшее применение Plextor, по крайней мере формулы 24/10/40.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.