Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Gmail из первых рук. Реклама и секретность

АрхивGoogle
28.05.2004

День четвертый. Роботы Google будут читать ваши письма. Неприятно? Ничего не поделаешь. Впрочем, русского языка они всё равно не знают, так что нам пока бояться нечего.

Четвертая часть в серии. Начало можно найти здесь.

Дневник: понедельник - вторник - среда - четверг - пятница

26 мая 2004 года,
- Константин Гончаров

Как уже говорилось, отсутствие графической рекламы - это первое, что бросается в глаза. Мы, старые пользователи веб-почт, принимаем пестроту Yahoo или Mail.ru за должное. Мы привыкли, что нам демонстрируется масса различной дополнительной информации, а не только то, что мы хотели увидеть.

Тем не менее, реклама всё же встречается: небольшие текстовые ссылки, почти такие же, как в результатах поиска. Кроме рекламы, система демонстрирует ссылки на сайты, которые показались ей подходящими к этому письму. Но в целом, небольшая колонка конекстной рекламы и ссылок справа практически незаметна.

Вдобавок, в моём почтовом ящике она пока чаще пустует. Выводить ссылки по письмам не на английском языке Gmail пока не научился. В то же время, к англоязычной переписке ссылки и реклама выводятся.

27 мая 2004 года
- Олег Парамонов

Если не считать пресловутого "гигабайта", именно в связи с рекламой Gmail чаще всего поминают в прессе. А ведь каждому, кто хоть попробовал Gmail, ясно, что соль тут не в рекламе и уж, тем более, не в гигабайте (гигабайт - это так мало!)

Защитники приватности подняли необыкновенный шум на следующий же день, после того как о существовании Gmail было объявлено публично.

Честно говоря, логику в их мыслях я улавливаю с трудом. Да, чтобы подобрать подходящую рекламу и подходящую ссылку, Gmail анализирует текст письма. Ну, так ведь любой почтовый сервер анализирует текст электронных писем. Об этом, похоже, никто из возмущавшихся не помнит.

Электронные письма, к вашему сведению, доставляются адресатам не в конвертах - адрес находится прямо в тексте письма. Пока письмо доберётся до адресата, оно побывает на дюжине-другой серверов, и у владельца каждого из них есть возможность проделать всё то же, что делает Gmail, и вы об этом никогда не узнаете. PGP и прочие криптосредства придумали не просто так. Хотите секретности - шифруйте письма.

Один из американских сенаторов даже предложил принять закон, запрещающий Gmail и подобные почтовые серверы. Однако, судя по последним новостям, это предложение не прошло.

Компьюлента (ссылка): Первоначальная версия калифорнийского закона, предложенного сенатором штата Лиз Фигейра, ставила под угрозу сам факт существования служб, подобных Gmail. В первоначальном варианте от владельцев таких служб требовали ставить в известность о том, что содержимое корреспонденции будет анализироваться, всех пользователей других почтовых серверов. Понятно, что реализовать такое оповещение без ущерба переписке было бы невозможно.

В обновленной версии законопроекта, с которой ознакомились журналисты CNET News, таких трудновыполнимых условий нет. Однако законопроект ограничивает использование содержимого корреспонденции в рекламных целях. В частности, владелец почтовой службы должен гарантировать, что текст сообщений обрабатывается исключительно компьютерами и не передается третьим лицам. Законопроект также запрещает накопление информации об обработанных сообщениях и создание профилей пользователей, которые затем могут использоваться в коммерческих целях. Пока законопроект находится на стадии обсуждения, и дата голосования по нему не назначена.

Похоже, технический прогресс создаёт всё больше трудностей для сохранения тайны частной жизни в её традиционном варианте. Взять хотя бы телефоны со встроенными камерами. Кое-где с ними уже борются законодательно. Но есть ли в этом толк? Я бы, скорее, поставил на то, что, в конце концов, люди и законы приспособятся к изменившейся ситуации.

Первыми приспособятся, разумеется, спамеры. Если особым образом составить текст письма и купить соответствующую рекламу в Gmail, можно, наверное, добиться интересных результатов. Впрочем, теперь и спама не нужно: представьте, если компания купит в Gmail показы своей рекламы в письмах своих конкурентов? Эффект будет сногсшибательный. Рискну предположить, что дело кончится судами. За продажу рекламы на слова, соответствующие брендам, Google уже судят.

24 мая 2004 года
- Константин Гончаров

Адресная книга

Вот эту функцию в Google Mail следует объективно покритиковать. Во-первых, дизайн: по сравнению с интерфейсом почты список контактов выглядит очень бледно.

Хорошо, что часто адресной книгой пользоваться не приходится: достаточно ввести пару букв имени или адреса, чтобы нужный e-mail был подставлен автоматически. В обычных почтовых клиентах подобная возможность давно стала стандартом, но в веб-почте увидеть что-то подобное ожидаешь в последнюю очередь.

В самом списке контактов никаких групп или подгрупп не предусмотрено: можно только вывести список адресов, на которые чаще всего отправляются сообщения. Контакты добавляются в адресную книгу вручную и автоматически - при отправке сообщения. Из-за этого иногда приходится чистить адресную книгу от адресов различных роботов, которым, например, нужно отправлять подтверждение о регистрации. Автоматически в адресную книгу добавляются адрес пригласившего вас в Google Mail человека и адреса тех, кого вы пригласили сами.

Есть информация о том, что сейчас адресная книга активно дорабатывается. В скором времени должна добавиться возможность импорта адресных книг в Gmail.

24 мая 2004 года
- Олег Парамонов

Ещё один объект для критики: поиск. Да, тот самый замечательный гуглевский поиск. Он замечательный, но пока не для нас. Поддержки русского языка в нём как не было, так и нет. Учитывая, что фильтры в своей основе тоже имеют тот же самый поиск, пользователю Gmail, ведущему переписку преимущественно на русском языке, оказываются частично недоступны два мощнейших средства работы с почтой.

А ведь поиск - это одна из центральных идей в Gmail. Предполагается, что пользователь будет "архивировать" ненужные письма при помощи специальной кнопки, скрывая их из основного почтового ящика, а при необходимости - доставать при помощи поиска. В будущем разработчики обещают добавить возможность сохранять сложные поисковые запросы. Тогда отсутствие русского языка станет особенно неприятным.

Кстати, использование моментального поиска по странице, встроенного в браузеры на основе движка Gecko (Mozilla, Firefox и т.п.), тоже затруднена. Для тех, кто не знает, поясню: в Mozilla нет нужды вызывать специальное диалоговое окно, чтобы найти какое-то слово на странице. Достаточно просто начать вводить это слово с клавиатуры, и браузер немедленно покажет ближайший подходящий фрагмент текста. Очень удобная возможность. В Gmail её использованию мешают "шорткаты".

Дело вот в чём: многие функции почтовой системы можно вызвать одним нажатием на клавишу. Например, клавиша "s" помечает письмо "звёздочкой" (аналог "флажков" в других почтовиках; отмеченные звёздочкой письма можно посмотреть в особой системной папке; как всегда в Gmail, установка звёздочки происходит мгновенно и не требует перехода куда-то по ссылкам или перезагрузки страницы), "c" служит для создания нового писма, а клавиши "k" и "j" заменяют стрелочки вверх и вниз, перемещая указатель по списку писем. Судя по всему, разработчики Gmail любят один из двух традиционных юниксоидных текстовых редакторов - vi. Раскладка команд в Gmail местами очень напоминает команды в vi.

Моментальный поиск и клавиатурные команды конфликтуют друг с другом. Иногда срабатывает поиск, иногда - команды. И то, и другое происходит неожиданно. Одно утешение: клавиатурные команды можно отключить (поиск тоже, но этого я делать точно не стану).

25 мая 2004 года
- Константин Гончаров

Описанная уже возможность архивации сообщений работает следующим образом: выделенные сообщения можно отправить в архив с помощью кнопки Archive в левом верхнем углу окна. При этом они исчезают из папки Inbox, но по-прежнему видны в папке All Mail, и их можно найти с помощью поиска. Входящую почту можно фильтровать с помощью меток и правил фильтрации, а старые сообщения убирать из папки входящих писем, чтобы не захламлять текущую почту. При этом удаление сообщений вообще теряет смысл.

Тут уместно обсудить, а сколько вообще писем помещается в одном гигабайте дискового пространства? По собственному опыту могу сказать, что 100 мегабайт эквивалентны примерно двум тысячам сообщений. Большинство из них - небольшого размера, хотя письма с многомегабайтными вложениями у меня в ящике тоже попадаются.

При активной работе с почтой, подписке на несколько рассылок и без удаления спама, почтовая база достигает таких размеров менее чем за полгода, то есть проблемы с местом могут возникнуть только у тех пользователей Gmail, которые получают до 100 сообщений в день и не удаляют вообще ничего. И то, возможностей Gmail хватит на два-три года, прежде чем придется задуматься над "чисткой почты".

25 мая 2004 года
- Олег Парамонов

Увы, в моём случае эти расчёты не срабатывают. Очень надеюсь, что очистка папок с мусором и спамом заработает раньше, чем мой почтовый ящик закончится. А случится это скоро: каждый день я теряю процент, а то и два.

Спору нет, объявить о гигабайтном почтовом ящике - это была гениальная рекламная идея. Неслучайно за это слово так уцепилась публика. Неограниченный почтовый ящик, который пообещали российские почтовые службы, звучит существенно хуже. Бесконечность тяжело представить, особенно, если её выдают порциями по 20 мегабайт. К тому же, объявив о предоставлении неограниченного места, они потеряли возможность спустя некоторое время обменять бесплатный гигабайт на бесплатный терабайт и получить очередную порцию внимания. Уж поверьте, Google такой возможности не упустит.

Окончание следует

Дневник: понедельник - вторник - среда - четверг - пятница

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.