Архивы: по дате | по разделам | по авторам

PowerColor X800 XL: кадры в секунду по лучшей цене

АрхивТехнологии
автор : Олег Нечай   27.06.2005

Видеокарта на основе графического процессора Radeon X800 XL мало в чём уступает топовым моделям ATI, однако существенно дешевле своих "старших сестёр".

Одними из самых привлекательных игровых графических ускорителей по соотношению цены и производительности в настоящее время по праву считаются карты на базе чипов GeForce 6800 GT от nVidia и процессоров X800XL от ATI Technologies. Оба упомянутых графических процессора могут похвастаться шестнадцатью пиксельными и шестью вершинными конвейерами, широкой 256-битной шиной видеопамяти и полной поддержкой DirectX 9.0 (в активе nVidia - поддержка версии 9.0с, то есть шейдеров версии 3.0). Вместе с тем благодаря более низким тактовым частотам, чем у топовых версий, эти видеоускорители продаются по весьма привлекательным ценам - порядка 350-400 долларов США, в то время как "высший класс" ориентирован на тех, кто способен выложить 500-700 долларов за одну только видеокарту.

Сегодня у нас пойдет речь о карте PowerColor X800 XL AGP тайваньской фирмы Tul Corporation. Как очевидно из названия, эта видеокарта построена на базе ускорителя ATI Radeon X800XL. Необходимо напомнить, что фирмы Tul Corporation и Sapphire считаются самыми "приближенными" к ATI производителями, которые выпускали видеокарты для этой канадской компании еще тогда, когда ATI не разрешала сторонним брендам производить видеокарты на своих чипах. Косвенным свидетельством такой "близости" может служить конструкция плат, практически полностью идентичная эталонному дизайну ATI. Кстати, так уж сложилось, что видеокарты средней и высшей ценовой категории редко отличаются от референсной конструкции чем либо, кроме системы охлаждения.

Видеокарта  PowerColor X800 XL AGP все-таки имеет заметное отличие от первоначального эталона для X800 XL. Дело в том, что этот графический ускоритель (кодовое название R430, 0,11-микронная технология, 160 миллионов транзисторов) изначально был рассчитан на подключение по шине PCI Express x16. Однако далеко не все владельцы мощных современных компьютеров с поддержкой шины AGP торопятся сменить их на новые только для того, чтобы получить в свое распоряжение слот PCI Express. Поэтому как ATI, так и nVidia, вынуждены выпускать AGP-версии видеокарт на базе своих новейших чипов.

В качестве моста PCI-E/AGP на видеокартах ATI применяется фирменная микросхема Rialto. Аналогичное решение есть и у nVidia, однако чип от ATI все-таки стоит признать более удачным: он не требует даже пассивного охлаждения, и поэтому с легкостью размещается на задней стороне видеокарты. Впрочем, недостатки у карт с мостом Realto все-таки имеются: во-первых, это увеличенная длина карты - на некоторых системных платах такая "видюшка" может просто не поместиться, либо упереться в модули оперативной памяти или кулер/радиатор чипсета. Во-вторых, если карты на X800 XL для PCI-Express не нуждались в дополнительном питании, то их AGP-версии такого питания требуют.

Заявленные технические характеристики PowerColor X800 XL AGP:
  • Графический процессор ATI Radeon X800 XL, тактовая частота - 400 МГц
  • Видеопамять GDDR3 Samsung 2,0 нс объемом 256 Мбайт, шина 256 бит
  • Частота работы видеопамяти - 490 МГц (эффективная - 980 МГц)
  • Интерфейс: AGP 4x/8x
  • Выходы: аналоговый D-Sub, цифровой DVI, ТВ-выход S-Video; через дополнительный кабель: выход на телеприемники высокой четкости HDTV и видеовход

Стоит заметить, что реальные частоты несколько отличаются от заявленных: по информации как самого драйвера, так и утилиты RivaTuner, графическое ядро в действительности работает на чуть меньшей частоте (398,25 МГц), а видеопамять, напротив, на чуть большей (492,75 МГц или 985,5 МГц эффективной частоты). Впрочем, эти расхождения типичны даже для эталонной конструкции Radeon X800 XL, причем, точно в тех же размерах и в те же, поэтому можно считать, что что карта от PowerColor по своим характеристикам полностью повторяет эталонную конструкцию.

В качестве системы охлаждения используется массивный алюминиевый радиатор с медным основанием, закрывающий как графический процессор, так и микросхемы памяти, а также кулер с необычными лопастями, которые установлены почти вертикально, С обратной стороны карты чипы памяти закрыты металлическим радиатором. Микросхема Rialto ничем не охлаждается, но на нее с невыясненной целью наклеен некий нетканый материал пикантно-розового цвета. К чести конструкторов, уровень шума системы охлаждения чрезвычайно низок: шелест кулера сливается с шумом кулера блока питания, никакого воя или гула замечено не было.

Карта поставляется в картонной коробке с характерным для продукции PowerColor дизайном. В комплект входят переходник DVI/VGA, кабель S-Video - компонентный видеовыход (HDTV), кабель VIVO (S-Video - S-Video/композитные видеовход и видеовыход), инструкция по установке, диск с драйверами, диск с программами CyberLink DVD и два диска с компьютерной игрой Hitman: Contracts. Почему-то в комплект карты не вошел кабель для подключения дополнительного питания, которым укомплектованы другие модели этой фирмы. Впрочем, в большинстве случаем длины кабелей от блока питания вполне достаточно, чтобы дотянуться до разъема на видеокарте.

Прежде чем перейти к изложению результатов тестирования, считаю своим долгом немного остановиться на новом универсальном драйвере для карт ATI - Catalyst 5.6. Дело в том, что начиная с этого драйвера из комплекта поставки полностью исчезает старая "панель управления" (Control Panel), а ее место единолично занимает "центр управления" (Control Center). Собственно, Control Center появился уже сравнительно давно, но до Catalyst 5.6 его можно было устанавливать как альтернативу стандартной "панели управления". Впрочем, желающие могут и сегодня продолжать пользоваться Control Panel, установив только новый драйвер поверх старого (что, собственно, в ATI делать не рекомендуют, хотя никаких "глюков" после такой установки замечено не было).

"Центр управления" выглядит гораздо роскошнее аскетичной "панели управления", более того, поддерживаются сменные "скины". Заявленная цель появления "центра" - расширение возможностей по тонкой настройке карты и упрощение этих настроек. В "центре управления" предусмотрены специальные графические окна, призванные наглядно демонстрировать изменение изображения после смены той или иной настройки. В ряде случаев это действительно помогает, однако картинка с гоночной машиной, движущейся по двухполосному шоссе с рекламными плакатами ATI, все-таки слишком схематична, чтобы заметить малейшие изменения, скажем, после включения четырех- или шестикратной анизотропии.

Черех "центр управления" можно включать или выключать, а также настраивать (правда, лишь в двух положениях - "стандартный" и "углубленный") применяющийся уже в нескольких последних драйверах Catalyst "искусственный интеллект" Catalyst A.I. Суть этой функции сводится к оптимизации производительности и качества картинки под конкретное, "прописанное" особым образом в драйвере приложение. Как правило, такими приложениями являются компьютерные игры, где могут быть важны даже два-три кадра в секунду.

Если установить Control Center Catalyst 5.6 на ноутбук с мобильным графическим процессором X800-го семейства, то мы увидим еще одну полезную закладку, на которой можно производительность графики в зависимости от типа питания: от аккумулятора, либо от сети. Эта закладка становится активной только в том случае, если в ноутбуке стоит графический ускоритель Radeon, поддерживающий технологию PowerPlay.

И, наконец, несколько слов о явных недостатках "центра управления". Во-первых, он слишком громоздок и поразительно охоч до оперативной памяти. С другой стороны, можно не вызывать целиком отдельное окно с Control Center: большую часть настроек можно выполнить, щелкнув по традиционной иконке ATI в трее и пройдясь по выпадающему меню. Во-вторых, "центр управления" выполнен по технологии .NET от Microsoft, что, как утверждают в ATI, должно упростить для сторонних разработчиков написание дополнительного софта. С .NET, однако, возникают сразу две проблемы. Для того, чтобы просто установить Control Center, необходимо предварительно скачать с сайта Microsoft и установить .NET Framework "весом" более 23 Мбайт.

Во-вторых, несмотря на то, что "центр управления" без вашего ведома не собирается бродить по интернету, подавляющее большинство брандмауэров распознают деятельность .NET Framework как нежелательную сетевую активности, и препятствуют запуску Control Center. Лично мне, даже после того, как я разрешил драйверу через Zone Alarm доступ в интернет, так и не удается вызывать Control Center при включенном брандмауэре. При выключенном - запросто. Иными словами, пока "центр управления" еще не доведен до ума, и
без лишней надобности я им пользоваться не рекомендую, по крайней мере, в режиме отдельного окна. В идеале лучше всего после установки Control Center один раз насладиться всеми красивостями, после чего можно смело забыть о его существовании.

Для оценки производительности PowerColor X800 XL AGP применялись синтетические тесты 3DMark 2001SE, 3DMark 03. 3DMark 05, PCMark 04 и Aquamark 3, а также игровые тесты Doom 3, Far Cry 1.31 и Quake III: Arena. В тестового стенда служил компьютер, построенный на основе материнской платы Gigabyte GA-8IEX (серия P4 Titan 533) на чипсете Intel 845E,  и оснащенный процессором Intel Pentium 4 c тактовой частотой 2,40 ГГц, ядро Northwood (512 кбайт кэш-памяти второго уровня, шина 533 МГц), оперативной памятью Kingston ValueRAM DDR266 объемом 512 Мбайт, звуковой картой SB Audigy 2 ZS, ТВ-тюнером Pinnacle PCTV Pro, жестким диском Seagate Barracuda ST380021A объемом 80 Гбайт, CD-рекордером Plextor PleXwriter 48/24/48A и приводом DVD-ROM ASUS E616. На машину устанавливались англоязычная операционная система Windows XP Professional с пакетом обновлений Service Pack 2 и драйвер Catalyst 5.6.

  • 3DMark 2001SE, общий результат при настройках по умолчанию (1024 х 768 точек, 32 бит) - 12368 баллов
  • 3DMark 2001SE, общий результат при разрешении 1024 х 768 точек, 32 бит, полноэкранное сглаживание 4х - 11416 баллов
  • 3DMark 2001SE, общий результат при настройках по умолчанию (1280 х 1024 точек, 32 бит) - 11017 балл
  • 3DMark 2001SE, общий результат при разрешении 1280 х 1024 точек, 32 бит, полноэкранное сглаживание 4х - 10681 баллов
  • 3DMark 03, общий результат при настройках по умолчанию, разрешение 1024 х 768 пикселей - 9084 балла
  • 3DMark 03, GT1 - Wings of Fury - 171,1 кадра в секунду
  • 3DMark 03, GT2 - Battle of Proxycon - 74,6 кадра в секунду
  • 3DMark 03, GT3 - Troll's Lair - 58,8 кадра в секунду
  • 3DMark 03, GT4 - Mother Nature - 59,6 кадра в секунду
  • 3DMark 03, заполнение текстурами (одиночными) - 2593,7 MTeкселя в секунду
  • 3DMark 03, заполнение текстурами (множественными) - 5738,3 MTeкселя в секунду
  • 3DMark 03, вершинные шейдеры - 27,3 кадра в секунду
  • 3DMark 03, пиксельные шейдеры 2.0 - 124,7 кадра в секунду
  • 3DMark 03, Ragtroll - 41,1 кадра в секунду
  • 3DMark 03, общий результат c анизотропной фильтрацией 4х и полноэкранным сглаживанием 4х, разрешение 1024 х 768 пикселей - 5930 баллов
  • 3DMark 03, общий результат при настройках по умолчанию, разрешение 1280 x 1024 - 7435 баллов
  • 3DMark 03, общий результат c анизотропной фильтрацией 4x и полноэкранным сглаживанием 4x, разрешение 1280 х 1024 пикселей - 4721 балл
  • 3DMark 05, общий результат при настройках по умолчанию, разрешение 1024 х 768 точек - 4169 баллов
  • 3DMark 05, общий результат c анизотропной фильтрацией 16 и полноэкранным сглаживанием 6х, разрешение 1024 х 768 пикселей - 3470 баллов
  • 3DMark 05, общий результат при настройках по умолчанию, разрешение 1280 х 1024 - 3670 баллов
  • 3DMark 05, общий результат c анизотропной фильтрацией 16x и полноэкранным сглаживанием 6х, разрешение 1280 х 1024 пикселей - 2805 баллов
  • Aquamark 3, настройки по умолчанию, разрешение 1024 х 768 точек, без полноэкранного сглаживания, анизотропная фильтрация 4х, максимальная детализация: игровых баллов - 39,418; графический процессор - 6,029; центральный процессор - 5,690; 39,42 кадра в секунду
  • PCMark 04, общий результат - 3073 баллов
  • PCMark 04, результат центрального процессора - 3051 баллов
  • PCMark 04, результат оперативной памяти - 2587 баллов
  • PCMark 04, результат графической подсистемы - 5664 балла
  • PCMark 04, результат жесткого диска - 2791 баллов
  • PCMark 04, физические расчеты и 3D - 124,6 кадра в секунду
  • PCMark 04, видеопамять 64 потока - 1683 кадра в секунду
  • PCMark 04, видеопамять 32 потока - 2275,7 кадра в секунду
  • PCMark 04, видеопамять 16 потоков - 2729 кадров в секунду
  • PCMark 04, сжатие видео в формате WMW - 36,1 кадра в секунду
  • PCMark 04, сжатие видео в формате DivX - 36,8 кадра в секунду
  • PCMark 04, заполнение текстурами (одиночными) - 2523,4 МТекселя в секунду
  • PCMark 04, заполнение текстурами (множественными) - 4094,5 Мтекселя в секунду
  • DOOM III, максимальные настройки, разрешение 1024 x 768 точек - 51,8 кадра в секунду
  • DOOM III, максимальные настройки, разрешение 1280 х 1024 точек - 45,9 кадра в секунду
  • FarCry, максимальное качество, разрешение 1024 x 768 точек - 70 кадров в секунду
  • FarCry, максимальное качество, разрешение 1280 х 1024 точек - 46 кадров в секунду
  • Quake III: Arena, максимальное качество, разрешение 1024 х 768 точек - 4,2 секунды: 297 кадров в секунду
  • Quake III: Arena, максимальное качество, разрешение 1280 х 1024 точек - 4,3 секунды: 295,9 кадра в секунду

Информация предоставлена сайтом Terralab.ru

Результаты тестирования говорят сами за себя: по производительности X800 XL очень мало уступает своему "старшему брату" - X800 XT, а выигрыш в цене в ряде случаев может быть даже двукратным. Кроме того, именно карты на X800 XL на сегодняшний день могут предоставить максимальное число кадров в секунду на каждый вложенный доллар. Это особенно важно, к примеру, тогда, когда вы хотите "проапгрейдить" относительно мощную не новую машину современной видеокартой. Кстати, о мощности ПК: в некоторых играх близкие результаты, продемонстрированные в разных разрешениях, свидетельствуют о недостаточной производительности центрального процессора и прочих компонентов самой системы. Карточка просто не в силах раскрыть свой потенциал - ей нужны процессоры класса Pentium 4 3,0 ГГц или Athlon 3000+ и выше. Именно поэтому она станет оптимальным выбором для владельцев мощных компьютеров не старше одного года.

Видеокарта для испытаний предоставлена компанией ОЛДИ.

Цены на видеокарты Powercolor.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.