Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как бедному сомбреро

АрхивТехнологии
автор : Сергей Вильянов   20.05.2005

Давно замечено: если компания начинает демонстративно заниматься благотворительностью, являющейся, как известно, продолжением бизнеса, этому существует не больше трех главных объяснений.

Давно замечено: если компания начинает демонстративно заниматься благотворительностью, являющейся, как известно, продолжением бизнеса, этому существует не больше трех главных объяснений.

В первом случае массовая раздача слонов может быть своего рода финальным аккордом долгой карьеры председателя совета директоров или президента компании, который за годы безупречного труда привел свою подопечную к процветанию, а теперь решил остаться в памяти людской еще и в роли Гаруна аль-Рашида (Харун ар-Рашид, 763 или 766-809, халиф из династии Аббасидов. Образ Харуна ар-Рашида идеализирован в сказках "Тысяча и одна ночь"). При этом важно заметить, что благотворительность для крупных западных компаний - занятие вполне естественное и, в силу некоторых ограничений, накладываемых протестантской моралью, лишней огласке не подлежащее. Это заметно даже в России: посетители интернатов и детских исправительных учреждений, расположенных в Москве и вокруг нее, отмечают изобилие "брендовой" техники, полученной в подарок от локальных представительств известных фирм. Последние также берут на себя техническое обслуживание и бесплатное снабжение расходными материалами, однако рассказывать прессе о своей щедрости не спешат, считая помощь сирым и убогим сомнительным PR-поводом. Поэтому для прощальных подарков обычно выбирают что-то действительно значительное, вроде здания университетской библиотеки или солидной стипендии для нескольких сотен самых талантливых студентов. Все всё понимают и вместе с уходящим на покой боссом ненадолго задумываются о душе.

Во втором случае благотворительностью вынуждены заниматься фирмы, попавшие в неприятную ситуацию. Скажем, отравили выбросами со своего завода население близлежащего города - и сразу же построили трехэтажную столовую в каком-нибудь африканском селении. Затраты минимальные, зато пресса дезориентирована: все всё снова понимают, но тон публикаций меняется с уничтожающего на нейтрально-укоризненный.

Наконец, третий случай - благотворительность от отчаяния. Фирма никак не может выйти из пике: при сведении дебета с кредитом в спецклинику попал уже двенадцатый финдиректор, рыночная доля не растет, хотя конкуренты совершают одну ошибку за другой, кредиторы негодуют; наконец, скоро должны появиться новые неплохие продукты, а продвигать их банально не на что - рекламный бюджет, и без того скромный, пришлось урезать в восемь с половиной раз, дабы обеспечить зарплатой уборщиц в офисе. На ежегодном совещании, главный вопрос которого: "Почему мы такие, какие мы есть, и как с этим бороться?", встает главный маркетолог и печально рассказывает о громадном потенциале компании, который отчетливо виден всем присутствующим, но который почему-то упорно не замечают клиентские массы. Последние, разумеется, стараниями отдела маркетинга вроде бы настроены лояльно, однако, как доходит до дела, выбирают продукцию конкурентов. "Рынок думает, что мы еще не выросли из коротких штанишек, - говорит маркетолог. - Поэтому сейчас мы просто обязаны продемонстрировать рынку взрослую щедрость и понимание социальных проблем, иначе в высшую лигу по гольфу нас никогда не примут. Так и будем играть в лапту с юниорами!" В итоге принимается решение разработать какую-нибудь грандиозную и недорогую идею, чтобы никто ничего не понял, но проникся масштабностью замысла.

Теперь, вооружившись этой классификацией, давайте разберемся в социальной инициативе компании AMD, получившей название "50 х 15". Давным-давно в городке Пьедрас-Неграс, что на северо-востоке Мексики (и прямо на границе с США), рос очень бедный мальчик Эктор. Он каждый день пешком пересекал американскую границу, чтобы посетить занятия в школе техасского города Игл-Пасс, и, наверное, поначалу мечтал поскорее вырасти и начать работать на металлургическом комбинате в Пьедрас-Неграс. Однако вскоре Эктор понял, что, если действительно хорошо учиться, можно достичь куда большего, нежели старый мастер Мануэль Гуанос, который, выходя на пенсию, получил от сослуживцев в подарок роскошную соломенную шляпу аж за восемь американских долларов и почти новые сандалии в придачу. Наш герой оказался очень талантливым и упорным, и поэтому сейчас все его знают как бывшего президента Motorola Semiconductor, а с апреля 2002 года - президента и исполнительного директора корпорации AMD. Официальная легенда гласит, что, добившись многого, Эктор Руис решил поделиться своим успехом со всем миром. По его мнению, главный залог успеха - это качественное образование, и только высокие технологии могут изменить складывающееся веками положение, когда в развивающихся странах доступ к знаниям имеют лишь потомки представителей властной и деловой элит. Для того чтобы изменить положение дел, AMD под руководством Эктора Руиса предложила миру программу "50 х 15", которая, будучи реализованной, обеспечит доступ в интернет 50 процентам населения планеты к 2015 году. Сейчас, по данным AMD, доступ в WWW имеется только у 13,9 процента землян, так что задача выглядит не менее претенциозной, чем в свое время обещание предоставить к двухтысячному году отдельную квартиру каждой советской семье.

В AMD, конечно, понимают: все, у кого с деньгами относительный порядок, уже давно в Сети, так что программа ориентирована на относительно небогатые семьи с годовым доходом от 5 до 10 тысяч долларов. Эта группа населения, в основном проживающего в развивающихся странах - Мексике, Индии, Бразилии, Китае и России - не может позволить себе полноценный компьютер, поэтому, считают в AMD, для них надо придумать нечто простое и дешевое. Разумеется, не наживы ради, а чтобы, не пугая бедняков значительной суммой первоначальных вложений, приобщить их к таинству интернета и помочь стать богаче. Гораздо богаче.

Так появился главный двигатель программы - Personal Internet Communicator. Он представляет собой небольшой корпус округлой формы, лишенный вентиляторов, внутри которого на специальной материнской плате установлен процессор AMD Geode GX500 c тактовой частотой 366 МГц и энергопотреблением около 1 Вт. Объем оперативной памяти составляет 128 Мбайт без возможности расширения, а пользовательские данные хранятся на 10-гигабайтном жестком диске производства Seagate. Факс-модем V.92, звук AC’97, четыре порта USB (все - версии 1.1), выход на монитор - в общем, более аскетичного решения и придумать нельзя. На PIC можно запустить предустановленную Windows CE 5.0, погулять по интернету, принять или отправить почту, поработать в простеньких редакторах текста и электронных таблиц, послушать музыку, посмотреть картинки, но установка не одобренных производителем сторонних приложений не предусмотрена. Кроме того, на уровне ОС заблокирована возможность скачивания исполняемых файлов - только ограниченный набор графических и мультимедийных форматов. На PIC также нельзя установить игру или мультимедийную энциклопедию, и могут возникнуть проблемы с периферийными устройствами: в системе уже прописаны несколько драйверов, однако стандартное системное ПО, идущее в комплекте с мышью или USB-акустикой, по понятным причинам не установится. Таким образом, PIC - это даже не слабенький компьютер, а интернет-приставка с чуть расширенными возможностями, которые, впрочем, не позволяют ей заменить PC.

Себестоимость PIC, которые собирают в Мексике на заводах Solectron, составляет около $160, а провайдерам, через которых и планируется распространять устройства, их продают за $185 (по данным The Washington Post). Далее AMD умывает руки, оставляя розничную цену на совести партнера. По идее, она не должна превышать $200, но в каждой стране будут действовать свои условия. К примеру, для России рекомендуемая цена PIC составляет $249. Вообще, в AMD стремятся к тому, чтобы PIC продавался именно интернет-провайдерами и только в комплекте с пакетом услуг - подобная схема используется, например, в западной модели распространения мобильных телефонов. В некоторых случаях PIC может обойтись очень дешево или даже достаться бесплатно, но тогда его владельцу придется подписать обязательство пользоваться услугами провайдера в течение трех-пяти лет. В AMD подчеркивают, что программа "50 х 15" - это, в первую очередь, благое дело и только потом бизнес-проект. Бедные дети получают возможность делать уроки на компьютере, а их родители - по ночам смотреть кино и интересные картинки; местные провайдеры приобретают новых надежных клиентов; местные компьютерщики собирают PIC и по заказу AMD, и, если все будет хорошо, к 2015 г. по миру разойдется около 810 млн. интернет-приставок (81 млн. в год!). Для сравнения, в 2004 году, по подсчетам IDC, было продано 177 млн. компьютеров - и это с учетом потребностей прожорливого корпоративного сектора. Что же, инициатива AMD действительно может стать не только добрым делом, но и неплохим бизнесом, когда бы не ряд нюансов.

Во-первых, за 250 долларов пользователям предлагают не готовое решение, а коробочку с разъемами, которую надо снабдить монитором, клавиатурой, мышью и CD-приводом, что добавляет к начальной цене 150-200 пунктов и автоматически заставляет PIC конкурировать с компьютерами low-end, лишенными "приставочных" ограничений (к слову, за 250 долларов легко собирается системный блок на базе процессора Celeron D 2600 МГц, с 512 мегабайтами ОЗУ, 40-гигабайтным жестким диском, 16-скоростным приводом DVD-ROM и практически неограниченными возможностями для модернизации).

Во-вторых, небогатая семья вряд ли заключит многолетний контракт с фиксированной абонентской платой: как показывает опыт развивающихся стран, наибольшей популярностью там пользуются тарифы prepaid. Вы можете представить себе российскую семью из четырех человек с суммарным доходом в 12 тысяч рублей, глава которой согласится выплачивать за какой-то "ворлд вайд веб" по тысяче рублей в месяц? (Примерно за эту сумму "недорогие" провайдеры в регионах предлагают неограниченный доступ в Сеть с 19 до 8 часов и круглосуточно по выходным). При этом образуется замкнутый круг: "подсадить" человека на абонентскую плату можно, лишь подарив само устройство (иначе он просто купит дешевый компьютер), а при выплатах порядка 600-700 рублей в месяц придется около года оказывать услуги бесплатно, что провайдерам в развивающихся странах вряд ли понравится. Не забудьте еще об издержках на выбивание долгов за абонентку: бедняки часто сидят без гроша, и чтобы получить с них плату в срок, потребуется целый штат сотрудников, владеющих даром убеждения.

В-третьих, совершенно не учитывается факт, что далеко не во всех развивающихся странах домохозяйства обеспечены стационарными телефонными линиями, без которых чудо приобщения к Сети может просто не состояться.

И, наконец, в-четвертых. В спину PIC дышат игровые консоли, уже нынешнее поколение которых умеет выводить на экран телевизора картинки, показывать видео и даже выходить в интернет. Консоль стоит не больше 200 долларов, и на ней, кроме всего прочего, можно великолепно играть - угадайте-ка, за что проголосуют глава небогатого семейства и его многочисленные отпрыски? Не забывайте и о том, что в развивающихся странах игры для обычных компьютеров благодаря пиратам доступны даже самым бедным гражданам. Вряд ли ребенок согласится получить к празднику "недокомпьютер", на котором даже CounterStrike не запустишь, когда за ту же сумму родители могут приобрести ему пусть и не самую быструю, но вполне достаточную для игр двух-трехлетней давности систему.

В итоге, программа "50 х 15", о социальной значимости которой не устают говорить представители AMD, оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, идея действительно благая и красивая. Ведь как было бы здорово с помощью простого решения устранить барьер между талантливой молодежью развивающихся стран и образованием мирового уровня! С другой, налицо непонимание авторами идеи некоторых особенностей быта небогатой семьи, живущей в условиях недоразвитого капитализма или чрезмерно развитого социализма: поневоле возникают ассоциации с известной французской королевой, которая посоветовала своим подданным в отсутствие хлеба перебиваться пирожными. Может, Эктор Руис за те тридцать лет, что он является гражданином США, успел подзабыть нравы родного Пьедрас-Неграс (которые, впрочем, могут значительно отличаться от собственно мексиканских благодаря близости границы со Штатами)? Не берусь судить о других странах, но в России у PIC и программы "50 х 15" есть шанс только в том случае, если AMD сумеет договорится с Министерством образования и "персональные интернет-коммуникаторы" начнут массово поставлять в школы отдаленных регионов, где на них будут пытаться учить детей информатике (существуют версии PIC с поддержкой LAN и ADSL). Иначе - никак.

Время покажет, к какому подвиду благотворительных инициатив следует отнести программу "50 х 15". Первый вроде бы отпадает, потому что г-ну Руису в этом году исполнится всего 60, и на пенсию ему очевидно рано. О неприятных историях, связанных с AMD, мы не слышали, поэтому второй подвид тоже не рассматриваем. Остается третий, но основные бизнесы AMD прибыльны, и, если б не бремя старых долгов, ничто не омрачало бы торжеств по поводу достижения пятимиллиардного объема продаж в 2004 году, что на целых 42% больше, чем в 2003 г..

"Компьютерра" будет следить за развитием событий вокруг инициативы AMD. Романтики в ИТ-отрасли с каждым годом все меньше, и кому, как не мальчику из бедной мексиканской семьи, родившемуся на месте одного из старейших поселений индейцев майя, спустить на воду корабль под алыми парусами.

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.