Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Браузеры: третье измерение

АрхивТехнологии
28.04.2005

Освоив трёхмерные миры компьютерных игр, разработчики готовятся предложить нам и операционные системы, позволяющие в полной мере использовать преимущества третьего измерения.

Третья статья из цикла об истории веб-браузеров. Вернуться к первой статье.

Стремительное наращивание вычислительных мощностей персональных компьютеров позволило всерьёз задуматься о переходе на качественно новый уровень программного обеспечения. Освоив трёхмерные миры компьютерных игр, разработчики готовятся предложить нам и операционные системы, позволяющие в полной мере использовать преимущества третьего измерения. Полным ходом идёт публичное тестирование графической оболочки Looking Glass от компании Sun Microsystems, да и ожидаемая в следующем году операционная система Microsoft Windows Longhorn в качестве одной из доступных опций будет содержать трёхмерную графическую среду Avalon. Не отстают и производители мониторов, которые осваивают революционные технологии, позволяющие имитировать трёхмерность с высокой долей реалистичности. Всё говорит о том, что в ближайшие годы мы приступим к освоению пространственных виртуальных миров.

Но на самом деле все эти громкие названия - "трёхмерность", "объёмность", "третье измерение" - ничего не значат. Материя - довольно сложная субстанция, и лишь для простоты восприятия мы используем пространственные принципы при описании материальных объектов. Если предположить, что человечеству удастся войти в контакт с представителями других миров, состоящими, к примеру, из энергетических полей, то вряд ли мы сможем им объяснить такие привычные для нас параметры, как высота, глубина или объём. Они будут "видеть" лишь сгустки энергии вместо привычных нам вполне осязаемых окружающих предметов, обладающих такими очевидными (с нашей точки зрения) свойствами, как вес, плотность, размер. То есть, каждый из представителей разумных рас будет лицезреть такой мир, какой себе представляет. И одним из доказательств "подвластности" окружающего мира человеческому сознанию может служить интернет.

Попробуйте представить себе, как пространственно выглядит Всемирная сеть. При желании можно построить двумерную модель, в которой сайты будут располагаться в одной плоскости, а страницы, из которых они состоят, будут служить своего рода дополнительными слоями. Исходя из шарообразного строения нашей планеты, вполне подойдёт и представление интернета в виде сферы, на поверхности которой раскинулась сеть связанных между собой элементов. А можно согласиться и с мнением Баррета Лайона, основателя проекта Opte, который построил модель Всемирной сети, напоминающую некую фантастическую галактику.

Другими словами, интернет таков, каким мы его хотим видеть. А "видим" мы его, в большинстве случаев, благодаря браузерам. Таким образом, Всемирную сеть уже сейчас можно представить трёхмерной, если использовать для веб-сёрфинга программу, соответствующим образом отображающую контент. И такие разработки существуют. Правда, многие из них находятся в экспериментальной стадии, а некоторые проекты приостановились по различным причинам, но попробовать на "своей шкуре" трёхмерный интернет они вполне позволяют.

В 2000 году архитекторы по образованию Хендрик Вендлер и Джейкоб Биц увлеклись построением трёхмерных компьютерных моделей с использованием VRML - языка моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language). И одной из разработок двух друзей стал браузер Clara. Используя движок Internet Explorer, программа позволяет создавать в трёхмерном пространстве целый мир из веб-страниц, каждая из которых обладает всеми традиционными атрибутами: вы можете пролистывать страницы, переходить по ссылкам, просматривать анимированные рисунки и т.д.

Разработчики предусмотрели сохранение всех открытых на данный момент страниц в виде сессии, и при следующем открытии программы вы легко сможете воссоздать все страницы, не утруждая себя повторным поиском и открытием каждой в отдельности. Кроме собственно веб-сёрфинга, Clara предлагает и другие необычные функции. Например, общение в трёхмерном чате:

Поначалу работа в этом браузере кажется непривычной, но со временем появляется ощущение, что, в общем-то, всё довольно логично построено и, если не обращать внимания на некоторые недочёты (всё-таки программа осталась в незавершённом виде), то идея подобного представления Всемирной сети на десктопе не лишена положительных сторон. К сожалению, в 2002 году дальнейшая работа над браузером была прекращена, а разработчики занялись другими проектами.

Совершенно другой подход к созданию трёхмерного интернета нашли программисты компании 2ce. С 2001 года они ведут разработку браузера Cubic Eye, позволяющего размещать веб-страницы в более удобном (по мнению авторов) "кубическом" стиле.

Пользователь находится как бы внутри куба, все грани которого выложены веб-страницами. Поворачивая с помощью соответствующего пункта меню всю конструкцию, можно выводить на передний план любую из шести граней куба. Таким образом, "расклеив" по стенам часто посещаемые страницы, можно создавать кубы, содержащие ресурсы, подобранные по определённой тематике.

Но и это не всё. При необходимости есть возможность "раздвигать" куб, превращая его в своего рода коридор, при этом направление можно выбрать любое из шести возможных. На появившихся дополнительных четырёх сторонах открываются новые страницы. Таким образом, можно соорудить целую систему коридоров, которые будут бесконечно распространяться в любом направлении и по внешнему виду будут напоминать своеобразную веб-галерею.

Даже находящиеся на боковых гранях куба страницы обладают практически полной функциональностью. Вы можете прокручивать их, следовать по ссылкам, наслаждаться графикой (в т.ч. и анимированной), заполнять поля форм и выполнять прочие привычные действия.

При всей своей непохожести обе описанные выше программы имеют один общий недостаток: они рассчитаны на день сегодняшний. Отсюда и нетребовательность к аппаратным ресурсам, простота интерфейса, а также слегка изменённое, но по-прежнему ставящее во главу угла отдельную страницу, восприятие сети. Впрочем, есть и более глобальные проекты, позволяющие взглянуть на виртуальный мир совсем другими глазами. Одной из наиболее интересных разработок можно назвать "The Broad Band Browser" - браузер, превращающий Всемирную сеть в настоящий виртуальный мир, где по широким проспектам трёхмерных мегаполисов можно странствовать бесконечно, а если надоест, то ничто не мешает мгновенно вернуться в собственный дом-город, построенный из любимых веб-страниц. Именно так видят будущее интернета в компании Three-B International Limited, ведущей разработку данного браузера.

Авторы проекта логично предположили, что в скором времени высокоскоростной интернет появится в каждом доме, поэтому не стали подчинять собственную фантазию техническим ограничениям: для прогулок по виртуальным городам пользователь должен обладать выходом в сеть с пропускной способностью не ниже 512 кбит/с. Для установки браузера также потребуется, как минимум, полгигабайта свободного места на жёстком диске компьютера. Если ваши возможности соответствуют этим системным требованиям, можете смело отправляться на экскурсию в трёхмерный мир Всемирной сети прямо сейчас.

По аналогии с тем, как вы путешествуете в реальной жизни, в мире 3В вы, в первую очередь, попадаете в виртуальный "аэропорт", из которого уже можно выбрать "город" для посещения.

На данный момент "построено" около десятка подобных мегаполисов. 3В Woman - виртуальный город для женщин: масса онлайновых магазинов, чаты (поболтать с подружками - это святое), мода и прочие интересные для прекрасной половины человечества сайты. 3B Electronics - город, набитый до отказа всевозможными ресурсами, касающимися покупки, использования и всего, что хоть как-то связано с бытовой электроникой. Готовы к приёму виртуальных "туристов" такие веб-города, как 3B Art, 3B Vacation, 3B Valentine, 3B Toys и 3B Comics, состоящие из более семисот различных тематических интернет-ресурсов. Как только выбор сделан, вы, наконец, добираетесь до цели своего путешествия. Но не стоит волноваться о том, что в таком необычном месте, как виртуальный город, вы быстро заблудитесь. Оказавшись в нём, вы попадаете в привычный мир улиц и площадей, отличающихся от реального города лишь тем, что стены домов построены из... веб-страниц!

Вы легко найдёте торговые кварталы, где сконцентрированы онлайновые магазины, улицы новостных порталов будут для вас в реальном времени обновлять свои страницы, заглянув же в тихий сквер за углом вы сможете почитать подборки блогов или поболтать в чате с другими посетителями виртуального города. Впрочем, если вы хотите подробнее ознакомиться с содержанием заинтересовавшего вас сайта, программа переключится в стандартный режим отображения страниц: на улицах города представлены лишь своего рода витрины, рассказывающие о содержании сайта. Существует возможность разместить на одном из зданий и собственный веб-сайт: в безграничном мире трёхмерного интернета вы можете не пользоваться небольшими рекламными баннерами или ссылками на свой ресурс, пытаясь заявить о себе миру: полноразмерная страница лучше расскажет о вас многочисленным посетителям виртуального города.

В заключение к сегодняшней статье можно с уверенностью сказать, что появление будущих трёхмерных виртуальных миров неизбежно, и сегодня разработчики уже вплотную подошли к выбору наиболее удобной и жизнеспособной модели отображения веб-контента в трёх измерениях. И приоритетным направлением большинства экспериментальных проектов является стремление создать привычную для человеческого восприятия пространственную структуру. Но на самом деле в реальной жизни мы не ограничиваемся тремя измерениями. При построении динамических моделей мы подключаем в расчёты и четвёртый вектор - время. С лёгкой руки Альберта Энштейна человечество стало утилитарнее относиться к данному неизбежному фактору нашей жизни. Интернет представляет собой довольно динамично изменяющуюся среду, поэтому вполне резонен вопрос: а имеет ли смысл использовать четвёртый вектор в виртуальном пространстве, и какие преимущества даст его применение? Об этом читайте в заключительной статье цикла - "Браузеры: четвёртое измерение".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.