Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мобилография или войны мегапикселей

АрхивТехнологии
автор : Мэт Саймон   24.11.2004

Фотографии, выполненные при помощи камер мобильных телефонов обычно не воспринимаются всерьез. Однако недостатки таких снимков часто не только не мешают, но даже помогают передать эмоции. На этом основывается новый вид цифрового искусства - мобилография.

Притча о первом мобилографе

Однажды один талантливый и поэтому находящийся в постоянном поиске фотограф купил мобильный телефон с камерой. Просто так, забавы ради. И начал снимать. Сначала снимки выходили какие-то невзрачные. Да ещё и с плохим качеством. Фотограф был на грани творческого кризиса, чуть было не выкинул телефон. Весь трясясь от негодования, он решил сделать последний снимок перед тем как окончательно расстаться с "достижением" научной мысли. И, о чудо! Он увидел, что фотография живёт, движется! Машины проносились на ней с неимоверной скоростью - от них оставался лишь расплывчатый след, люди умели летать! Он уже не видел качественных недостатков изображения - только эмоцию, запечатлённую в фотографии. Он начал чаще делать снимки своим новым любимцем, каждый день находя новые способы делать оригинальные изображения с его помощью. Фотограф понял, что открыл новое направление в искусстве - цифровой импрессионизм.

Так возникла мобилография - цифровое искусство XXI века. А вместе с ней и новый способ самовыражения. Мобилография это не только новое цифровое искусство, но и качественно новый вид общения. Она создает совершенно новую медиасреду, в рамках которой общение происходит посредством мобилографий - снимков, сделанных мобильным телефоном с камерой, или просто - камерофоном. Мобилография стирает межкультурные барьеры в общении. Зачем слова, когда мысль можно передать с помощью изображения? Сделав снимок, можно сразу поделиться со всем миром эмоцией, пойманной в изображение!

Откуда есть пошла мобилография

Мобилография появилась из хитросплетения многих явлений. Как нетрудно догадаться, среди них была традиционная фотография. И ломография.

Ломография - это стиль съёмки "от бедра". "Снимайте везде, снимайте всегда, снимайте всем, что снимает", - провозглашают ломографы, "Снимайте с коленки, через левое плечо - неважно. Главное - поймайте как можно больше моментов этой жизни!" Появившаяся из шалости с фотоаппаратом "Ломо Компакт" (производившегося в Санкт-Петербурге) двух студентов Венской академии искусств в 1993 году, ломография быстро завоевала сердца тысяч людей по всему миру и спасла эти фотоаппараты от исчезновения (их уже собирались снимать с производства). Это, кстати, единственный аппарат, выставленный в лондонском музее дизайна.


Ломография

Оценить ломографии можно только абстрагировавшись от объективных критериев оценки. Также и в мобилографии: главный критерий оценки - эмоциональность изображения. И не важно как получилась такая фотография: после долгой подготовки к съёмке или "от бедра", как в ломографии.

Войны мегапикселей

Не успела мобилография появиться, как наряду с многочисленными поклонниками нашлось немало скептически настроенных людей. "Где качество, мегапиксели?" - спрашивают они. "Не в качестве дело!" - отвечают мобилографы. В мобилографии главное - эмоция, запечатлённая в изображении и совершенно неважно разрешение. "Тогда как вы смеете называть ЭТО фотографией" - не унимаются скептики. Мобилографы и не называют ЭТО фотографиями. Это - мобилографии.

Мобилография не ставит своей целью вытеснить традиционную фотографию. Это в корне различные явления. Традиционная фотография - искусство "для глаз". Мобилография - искусство в ощущениях, эмоциональная коммуникационная среда. Такие снимки не нужно видеть - их нужно чувствовать!

В мобилографии совершенно неважны критерии качества, разрешения изображения. Да и в традиционной фотографии, сказать честно, мегапиксели мало что решают. Обычно матрица фотоаппарата более 5 мегапикселей - всего лишь очередная провокация в маркетинговой борьбе производителей. Такие камеры ориентированы не на профессионалов. А зачем, спрашивается, рядовому пользователю 6-10 мегапикселей?

Да и может ли искренняя улыбка быть измерена в мегапикселях? Важно ли вам, когда вы видите смеющиеся глаза, знать каково разрешение их изображения? Главное - поймать эмоцию и поделиться ей со всем миром!

Неисчерпаемый источник

Что интересно, в мобилографии каждый может найти, изобрести новые её формы. Каждый день их находятся десятки! Это и видео на мобильном телефоне, ещё менее качественное, но не менее эмоциональное. И просто новые техники съёмки: игра со светом, отражениями, дисплеями цифровых устройств. Артефакты изображения, инертность матрицы и многие другие особенности камерофонов становятся рабочими инструментами художника. Настоящее мастерство мобилографа - постичь влияние всех этих артефактов и эффектов на изображение, чтобы осознанно ими управлять, создавая действительно эффектные снимки!

Внеформатное искусство

Несмотря на артефакты, такие изображения можно (и нужно) печатать не только в малых, но и в больших, и даже огромных форматах. И их печатают. Например, совсем недавно прошла выставка, в рамках которой были представлены работы основателя Всемирного сообщества мобилографов Дмитрия Резвана. Работы были выставлены в форматах 30x40 и гораздо больших. И, несмотря на предостережения скептиков, работы были приняты "на ура", так как автор сумел поймать кадр и использовал все недостатки изображения на пользу его эстетической ценности.

Популярность растёт

Уже сейчас на сайте www.mobilography.com опубликовано более 1200 мобилографий авторов из разных стран, открываются тематические сообщества. Проектом заинтересовались многие мировые СМИ. Популярные интернет-издания уже создают новые проекты на основе мобилографии совместно со Всемирным обществом мобилографов (World Mobilography Society). Так что в обозримом будущем мобилография может стать популярной не только у фотографов-энтузиастов, но и среди владельцев камерофонов по всему миру!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.