Язык программирования будущего - сегодня
АрхивТехнологииОкончание статьи Пола Грэма о языках программирования будущего. В первой части он пытался понять, какими станут языки программирования через сто лет, здесь же он рассуждает о том, откуда и когда они появятся.
Окончание статьи Пола Грэма о языках программирования будущего. В первой части он пытался понять, какими они будут, здесь же он рассуждает о том, как они появятся.
Статья публикуется в сокращении. Первую часть статьи можно найти здесь.
Кто изобретет язык программирования будущего
Одна из поразительных тенденций последнего десятилетия - это появление множества языков с отрытыми исходниками, таких как Perl, Python и Ruby. Дизайн языков захвачен хакерами [примечание: здесь и далее слово "хакер" употребляется в его исходном положительном значении, а не как синоним "компьютерного преступника"]. Результаты пока неоднозначны, но уже способны воодушевить. В языке Perl, например, попадаются сногсшибательные идеи. Правда, попадаются и ужасные, но так всегда и бывает с амбициозными проектами. Бог знает, что может вырасти из Perl за сто лет, если он продолжит мутировать такими темпами.
Говорят, что те, кто не может - учит. Это не так (некоторые из лучших хакеров, с которыми я знаком, являются профессорами), но действительно есть множество вещей, которыми невозможно заниматься, когда преподаёшь. Занятия наукой накладывают кастовые ограничения. В любой научной области есть темы, над которыми можно работать, и темы, которых лучше избегать. К несчастью, разница между ними обычно заключается в том, насколько интеллектуально звучит описание исследования в научных статьях, а не в том, насколько оно важно для получения хороших результатов.
Увы, между дозволенными исследованиями и исследованиями, которые приводят к появлению хороших языков, нет почти ничего общего. Возьмём, к примеру, типы данных, которые, кажется, превратились в неисчерпаемый источник тем для научных статей. А ведь статический контроль типов исключает существование истинных макросов, без которых, по моему мнению, ни одним языком не стоит пользоваться.
Языки всё реже разрабатываются в "исследовательских" целях, и всё чаще как проекты с открытым исходным кодом. Дело, впрочем, не в этом. Тенденция, скорее, состоит в том, что языки теперь придумывают не авторы компиляторов, а прикладные программисты, которым и придётся с ними работать. Мне кажется, это хорошая тенденция, и я рассчитываю, что она сохранится.
Язык будущего сегодня
Развитие физики в течение следующих ста лет предсказать невозможно. Программирование - совсем другое дело. Думаю, принципе, сейчас вполне возможно изобрести язык, который будет привлекателен для пользователей через сто лет.
Вот один из способов: просто возьмём и попробуем написать такую программу, которую хотелось бы иметь возможность написать. Не нужно заботиться о том, существует ли компилятор, чтобы перевести её в машинный код, или "железо", на котором она заработает. Когда пишете, рассчитывайте на неограниченные ресурсы. Чтобы вообразить неограниченные ресурсы, не нужно ждать сто лет. Это можно сделать прямо сейчас.
Какую программу хотелось бы писать? Неважно, лишь бы программирование требовало меньше труда. Есть одно "но": если бы ваше представление о программировании не было искажено языками, к которым вы привыкли сейчас, что угодно требовало бы меньше труда. Привычки могут быть настолько навязчивыми, что пересилить их можно с великим трудом. Может показаться, что таким ленивым существам как мы должно быть очевидно, как выражать свои мысли в программах с наименьшими усилиями. На самом же деле, язык, на котором мы думаем, так ограничивает наши представления о возможном, что более простые способы формулировки программ удивят нас.
Приблизительно оценить сложность написания программы можно по её длине. Разумеется, измерять длину программы надо не в символах, а в отдельных синтаксических элементах - фактически, нас интересует размер дерева грамматического разбора. Написать короткую программу не всегда проще, но лучше уж целиться в ясную мишень краткости, чем в расплывчатую мишень меньшего труда. Это значит, что при разработке языка надо действовать так: посмотрим на программу и спросим себя, существует ли способ записать её ещё более кратко.
Кому нужен язык будущего
На поверку оказывается, что написать программу на воображаемом языке будущего удаётся, только когда используются лишь базовые возможности языка. Написать процедуру сортировки можно и сейчас. Но нельзя предвидеть, какие библиотеки понадобятся через сто лет. Скорее всего, многие из них будут служить для решения проблем, которых сейчас попросту нет. Если проект SETI@home завершится успешно, нам потребуются библиотеки для связи с инопланетянами. Впрочем, возможно, инопланетяне уже достаточно развиты, чтобы поддерживать связь в формате XML.
С другой стороны, я думаю, основу языка будущего можно было бы придумать и сегодня. В сущности, кое-кто может сказать, что он, по большей части, уже придуман в 1958 году.
Если бы мы получили язык программирования будущего, стали бы мы использовать его? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, оглянемся назад. Захотел бы кто-нибудь программировать на современных языках сорок лет назад?
С одной стороны, ответ отрицательный. Сегодняшние языки подразумевают инфраструктуру, которой не было в 1960 году. Например, языки, в которых отступы в тексте имеют значение (к их числу относится Python), сложно использовать с терминалами на базе печатающих устройств. Однако если не обращать внимания на проблемы такого рода (предположим, что программы просто пишутся на бумаге), вопрос остаётся: захотели бы программисты шестидесятых использовать языки, которые мы используем сейчас?
Думаю, да. Самым ограниченным из них, наверное, мешали бы въевшиеся в мозг особенности ранних языков (разве можно манипулировать данными без операций с указателями? как организовать ветвление, когда нет goto?) Однако у самых умных программистов тех времён не возникло бы проблем с большинством современных языков, доведись им столкнуться с ними.
Сейчас из языка будущего, по крайней мере, вышел бы отличный псевдокод. Но подошёл бы он для написания настоящего программного обеспечения? Поскольку язык будущего должен транслироваться в быстрый код для некоторых видов приложений, он, вероятно, сможет работать достаточно эффективно на современном "железе". Нам придётся больше заботиться об оптимизации, чем программистам через сто лет, но мы всё равно можем остаться в выигрыше.
Таким образом, у нас есть две идеи, и если сложить их, обнаружатся интересные возможности. Во-первых, язык программирования будущего, в принципе, может быть изобретён сегодня. Во-вторых, такой язык может годиться для программирования и в наше время. Сложно удержаться и не подумать: так почему бы не попробовать написать язык будущего прямо сейчас?
При разработке языков программирования стоит помнить о будущем. Когда учат водить автомобиль, один из принципов такой: смотреть надо вперёд, а не на дорогу под колёсами. Даже если всё, что вас волнует, расположено не далее трёх метров. С языками программирования следовало бы придерживаться того же правила.