Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Звуковая карта TerraTec Aureon Universe

АрхивТехнологии
автор : Андрей Волов   14.07.2004

Аудиопродукция TerraTec Electronic ранее нами детально не тестировалась. Спешим восполнить пробел, благо новейшие модели этой германской компании недавно поступили в российскую розницу.

Аудиопродукция TerraTec Electronic ранее нами детально не тестировалась. Спешим восполнить пробел, благо новейшие модели этой германской компании недавно поступили в российскую розницу. Модель Aureon 7.1 Universe, любезно предоставленная нам фирмой "Мультимедиа Клуб", в иерархии внутренних (PCI) звуковых карт TerraTec по праву занимает высшую позицию (заметим, что в эпоху повального встраивания в системные платы многоканального звука выпустить на рынок звуковую карту стоимостью более 200 долларов осмелится только очень уверенный в своей продукции производитель).

Дизайн упаковки красочный, на солидном черном фоне. В коробке покупателя дожидается несколько приятных мелочей: два переходника с мини-джека на 6,5-мм стерео TRS, а также оптический Toslink-шнур длиной 1 м.

Вынесение входов (например, микрофонных), чувствительных к электрическим наводкам, в отдельный, гальванически развязанный модуль - решение не новое, особенно среди профессиональной аппаратуры. Однако в мультимедийном стане цельнометаллический корпус отважилась делать только TerraTec, несмотря на то что настоящая экранировка недешева. Длина соединительного шлейфа для Universe - 80 см. Модуль не предназначен для эксплуатации вне системного блока, так что горячее подключение категорически противопоказано.

По сравнению с DMX6Fire24-96 (прародителем Universe) добавились 7-й и 8-й каналы, а редко использующиеся MIDI-входы/выходы перебрались с лицевой панели блока на планку карты (через переходник на порт джойстика). Главное - изменилась электронная начинка карты, прежде всего - аудиоконтроллер и ЦАП/АЦП. Чип ENVY24HT от VIA Technologies предназначен для "перелопачивания" и "маршрутизации" всех аудиопотоков в цифре. Возможность обрабатывать сразу восемь выходных потоков на 24 бит с частотой дискретизации до 192 кГц включительно позволяет выводить многоканальный звук на разноплановую акустику (5.1, 6.1 и 7.1), причем без передискретизации. Последнее очень важно, так как сводит к минимуму цифровой мусор. Поддерживаются аппаратный даунмиксинг (двухканальное стерео из многоканальной звуковой дорожки), пик-метры для всех потоков и интегрированный трансмиттер для S/PDIF.

В Aureon Universe применен аудиокодек WM8770 (от английской Wolfson), совмещающий в себе 8-канальный ЦАП и 2-канальный АЦП. WM8770 отличает от конкурентов бортовое "усиление" до 19 дБ для всех восьми аналоговых выходов плюс малая амплитуда высокочастотных составляющих, вносимых дельта-сигма-преобразованием. Динамический диапазон кодека не назовешь рекордным, за 100 дБ в реальных условиях перевалить будет непросто.

В связи с отсутствием DSP на карте поселилась микросхема эффект-процессов. Есть и другие качественные электронные компоненты. С точки зрения схемотехники просматриваются заимствования из профессионального аудио. Из типично мультимедийных вкрался видавший лучшие времена АС’97-кодек, обслуживающий аналоговые входы карты. Universe, в отличие от предшественницы DMX6Fire24-96, обзавелась дистанционным ИК-пультом. Теперь по сумме баллов у мультимедийного флагмана TerraTec достоинств не меньше, чем у последней платиновой серии от Creative.

Программное обеспечение Terratec Aureon 7.1 Universe состоит из драйверов, которые инсталлируются без проблем, с полным пониманием установленных ранее звуковых карт, и контрольной панели. Первая закладка на панели - "Mixer" - отображает не что иное, как подстройку уровня громкости звука, поступающего с разных входов карты и воспроизводимого на соответствующих выходах. Первые пять (по порядку) входов - аналоговые, а вот последний, который значится как WAV, является виртуальным цифровым. Фактически на него поступает цифровой аудиопоток с программного плейера или иного близкого по сути приложения. Обратите внимание, общий уровень громкости, называемый "Master", един и присутствует на всех закладках. Именно он будет изменяться вследствие манипуляций, выполняемых с мультимедийной клавиатуры, дистанционного пульта и т. п.

Вторая закладка - "Surround" - отведена настройке уровня сигналов, отправляемых на акустические системы (активные) или же на внешний усилитель мощности. Индикация уровня сигнала по каждому выходу с помощью так называемых пик-метров - отличный ход! На этой же закладке задается число и конфигурация каналов.

Третья закладка - "Input" - на первый взгляд дублирует функции "Mixer", однако здесь регулируется уровень записи, а не воспроизведения, точнее - чувствительность входов, с которых сигнал идет на запись. Уникальная фича - мониторинг сигнала, поступающего на цифровой вход. Например, при установке в компьютер двух аудиокарт можно прослушивать звук с выходов неактивной (по воспроизведению) карты. Следует подчеркнуть, что, по мнению TerraTec, чувствительность цифрового S/PDIF-входа не может быть изменена, поэтому "слайдер" для него не предусмотрен (в отличие от Creative). Однако чтобы включить этот вход на запись, необходимо задать "внешнюю" частоту синхронизации. Сия процедура вынесена на следующую закладку, "Settings", где сосредоточены ключевые настройки, влияющие на все цепочки прохождения и преобразования аудиосигналов. Самая главная настройка ждет пользователя в окне "Master Clock". Частоту дискретизации согласно "внутренней" синхронизации можно выставить вручную, но активное приложение изменит ее на свой лад (например, при воспроизведении сигнала с иной частотой дискретизации). Чтобы зафиксировать частоту дискретизации (насколько это возможно в принципе), следует активизировать зажигающуюся кнопку "Sample Rate Locked". Если сия кнопка не срабатывает, то частота дискретизации не может быть зафиксирована по какой-то причине. Таким образом, легко узнать истинную частоту дискретизации (а значит, и качество) озвучиваемого сигнала, например, воспроизводимого активным приложением.

Что касается входных цифровых сигналов, то они синхронизируются автоматически (надо лишь нажать кнопку "External"), согласно частоте дискретизации. При нажатии "External" и наличии входного сигнала его частота дискретизации будет высвечиваться в окошечке аккурат напротив кнопки. Настройки выходных цифровых сигналов не случайно собраны в отдельную группу ("Digital Out"), разбитую на две подгруппы. Не забудьте включить выход S/PDIF, прежде чем что-то делать дальше. Опция "SPDIF" в соседней подгруппе "SPDIF-Source" (расположена слева) предназначена для переброски сигнала с цифрового входа на цифровой выход без каких-либо изменений (убедитесь, что синхронизация выполняется корректно). Опция "Analog In" служит для передачи сигналов, поступающих с аналоговых входов на цифровой выход. Полезна в случае цифрового мониторинга параллельно записи. Если понадобится передавать на цифровой выход "проигрываемый" плейером аудиопоток как есть, бит в бит, в частности без декодирования, то активизируйте опцию "Wave".

Из комплектного ПО следует отметить плейер WinDVD, причем версии, специально разработанной для TerraTec и поддерживающей аж до восьми каналов, а также с зашитой примочкой воспроизведения DVD-Audio. К сожалению, калифорнийские ковбои с Intervideo подложили свинью "гарным хлопцам" с Рейна: DVD-Audio на 24 бит/96 кГц (со 192 кГц проверить пока не было возможности) функционирует некорректно (подробности - на www.TerraLab.ru).

* На воспроизведение через аналоговые выходы.

Прослушивание производилось на неоднократно перепроверенном аудиоматериале, включающем музыку разных стилей, клипы, фильмы, игры, отдельные звуки и шумы во всевозможных форматах. В качестве акустических систем выступали наиболее удачные модели 2002–03 годов: 5.1 MegaWorks 510D от Creative, стереопары от Defender и MicroLab. Наушники использовались более высокого класса - профессиональные Sennheiser 265 linear. Так вот, прослушивание лишний раз подтвердило, что "статичные" характеристики типа стандартной АЧХ отражают лишь макушку айсберга. На слух при динамичной музыке обнаруживалась заметная разница в тех областях частот, где АЧХ аудиокарт линейна и не выпадает по средней чувствительности. В частности, сложилось впечатление, что Universe слишком усердно прорабатывает средние и средне-верхние частоты. Остальное в телеграфном стиле:

  • Universe отличает очень мощный выход, что положительно скажется в случае слабосильной активной акустики. Однако при сочетании определенных факторов это может приводить к размыванию всплесков звуков во времени на самых низких басах.
  • Несмотря на поддержку только до EAX2.0 (включительно) и несколько большую загрузку процессора (по сравнению с Audigy2) в играх Universe не подвела.
  • "Виниловый" вход порадовал оптимальной чувствительностью (меньше забот с удалением скрипов и шелеста пластинки), а также правдивостью передаваемого в цифру аналога.
  • Выход на наушники удивил концентрацией низкочастотных образов в пространстве звука.
  • Микрофонный вход однозначно и с убедительным отрывом превосходит все "бортовушные" и прочие "звуковухи", как подкупающе экономичные, так и весьма недешевые. Хотя при подборе динамического микрофона не следует забывать о его чувствительности (не ниже 75 дБ) и полосе рабочих частот (не уже 50–15000 Гц). Сопротивление микрофона не столь критично, вход Universe способен вытянуть и 600 Ом.

Лучше ли звучит Universe (а также TerraTec Space, имеющая тот же кодек), чем Audigy2, включая ее последнюю серию ZS? В этом плане у каждой карты свои плюсики и минусики. Что называется, на любителя. Признаюсь, в связке с относительно недорогой (но звучащей сбалансированно) компьютерной акустикой на превосходном студийном материале мне больше понравился звук, выдаваемый Audigy2 Platinum (те же ЦАПы, что и у ZS). На расхожих сидюшных (16 бит/44,1 кГц) записях и их МР3-инкарнациях различия в звучании не столь велики, чтобы грудью бросаться на защиту своего любимого брэнда. Звуковой интерфейс Aureon Universe от TerraTec (назвать картой язык не поворачивается) придется весьма кстати ярым меломанам, в частности вооруженным HiFi-проигрывателями виниловых пластинок, классными наушниками и грамотно подобранной акустикой.

- Из журнала "Компьютерра" от 6 июля 2004 года.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.