Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Смена поколений

АрхивТехнологии
автор : Олег Парамонов   15.04.2004

Компания Amazon, владелец крупнейшего интернет-магазина, начала бета-тестирование поискового сервиса под названием A9.com. Предсказанная смена поколений поисковых систем началась, хотя, что из неё выйдет, по-прежнему неясно.

Компания Amazon, владелец крупнейшего интернет-магазина, 14 апреля без громких заявлений и анонсов запустила бета-тестирование поискового сервиса под названием A9.com. Предсказанная смена поколений поисковых систем началась, хотя её итог по-прежнему остается неясным.

Сначала только факты. Во-первых, сам по себе A9 поисковиком не является. Для поиска по вебу на сайте используется Google, одновременно A9 запрашивает результаты поиска в базе текстов книг интернет-магазина Amazon, а данные о сайтах заимствуются из системы Alexa, которую Amazon не так давно приобрел. В будущем, вероятно, можно ожидать подключения к A9 других источников информации амазонского происхождения, например, кинобазы данных IMDB.

Во-вторых, A9 не является и просто новым интерфейсом к давно известным поисковым системам. В конце концов, чтобы сделать ещё один интерфейс для Google, не нужно быть Уди Менбером, известным специалистом по поиску, а именно он и возглавляет в Amazon проект A9.

На сайте нового поискового сервиса есть специальная страница с объяснением, почему A9 заслуживает внимания. Она сообщает, что все поисковые запросы, которые делает пользователь, сохраняются на серверах Amazon. Список своих поисковых запросов можно увидеть в любой момент и с любого компьютера - нужно только зарегистрироваться на сайте. И запросы - это еще не всё. Все действия посетителя A9 регистрируются и сохраняются. Ссылки на сайты, которые уже посещались, особым образом помечаются, равно как и изменения в очередности ссылок при повторных запросах.

Зачем и как это делается, мы еще обсудим. Продолжаем изучать факты.

Интерфейс сайта A9 интересен, хотя назвать его идеальным сложно (впрочем, это только бета-версия, и всё может не раз поменяться). В уже упоминавшемся списке достоинств обращается особое внимание на колонки настраиваемой ширины. Первая и самая широкая колонка отведена под результаты поиска в интернете. Вторая и третья колонки по умолчанию свернуты, но их можно открыть, если потянуть мышкой за границу одной из них (точно так же меняется размер колонок в почтовых программах). Вторая колонка отведена под результаты работы книжного поисковика, а в третьей содержится список прежних поисковых запросов пользователя.

Обратиться к A9 можно не только через сайт, но и через специальную поисковую панель в Internet Explorer, которая напоминает общеизвестный Google Toolbar. Более того, некоторые возможности сервиса доступны только через неё. В частности, с помощью этой панели можно писать аннотации к сайтам.

Вот, пожалуй, и всё, что можно увидеть невооруженным взглядом. А что внутри?

Смена поколений

"Есть в интернете сайт, у которого поисковикам стоило бы поучиться. Речь идет о крупнейшем интернет-магазине Amazon", - писала "Компьютерра-Онлайн" в январе. Статья называлась "Третье поколение" и говорила о третьем поколении поисковиков, которое придет на смену Google, как сам Google пришел на смену Altavista и другим поисковым системам первого поколения.

В Amazon тогда уже кипела работа, и проект A9 делал первые шаги в том самом направлении, о котором говорила "Компьютерра-Онлайн".

Из статьи "Третье поколение": На сайте Amazon работает поистине уникальная система персонализации. Стоит один раз туда попасть, и она навсегда запомнит вас. Всё, что вы делаете, всё, что вы ищете, Amazon сохраняет в своих базах данных и тщательно анализирует. Заглянув в следующий раз на его главную страницу, вы её не узнаете. Она окажется полностью перекроена под ваши и только ваши интересы. Теперь представьте, привычки скольких людей уже изучены системой персонализации Amazon. Сотен и сотен тысяч. Всех их можно разделить на группы и определить, какие особенности характерны для каждой из них. Вам достаточно пары шагов по этому сайту, чтобы Amazon понял, к какой группе вас причислить, и догадался, чего от вас ждать в будущем. Если бы поисковые системы были устроены так же, они бы следили за тем, как ведут себя посетители. Хотя идея лежит на поверхности, до сих пор ей никто не воспользовался. Прочитать статью целиком

По большому счёту, у Amazon и Google много общего. Обе компании решают одну задачу, хотя и по-разному обращают результат в деньги. И Google, и Amazon собирают и анализируют данные, получая знания о поведении и предпочтениях людей. Google изучает веб, и сведения о том, что люди считают важным, извлекает из связей между гипертекстовыми документами. Amazon же следит за посетителями своих интернет-магазинов и ищет закономерности в их поведении.

Оба подхода продуктивны (Amazon и Google не случайно стали теми, кто они есть) и заслуживают право на жизнь. Более того, один подход не исключает другого, и рано или поздно кто-то должен был объединить их в одном продукте. Это и попытались сделать в Amazon.

Сила Amazon - в огромной базе данных о поведении посетителей, которая позволяет ему настраивать контент своего интернет-магазина, угадывая, что хочет данный конкретный посетитель в данный конкретный момент. Разрабатывая A9, в Amazon пошли по проторенной дорожке. В отличие от Google, не запоминающего своих пользователей, A9 помнит и учитывает всё.

Джон Баттель, автор книги о поисковых системах: "Для меня самое интересное в A9 - это то, что Уди Менбер называет "хронологический сервер" - технология, стоящая за пользовательскими списками поисковых запросов и возможностями персонализации. Когда работающему на сервере приложению доступна полная история ваших поисковых запросов, история переходов по ссылкам и даже, если вы используете панель A9, список всех посещавшихся вами сайтов, открывается масса новых способов решения проблем поиска, исследования и вспоминания информации. Объединение этой истории с тем, что Amazon уже знает о вас (нет, A9 не делает этого... пока не делает) создает множество ещё более могучих возможностей".

Очевидно, что пока не накоплена информация о поведении пользователей нового поисковика, он не заработает в полную силу. Но если база данных A9 наполнится сведениями в достаточной мере, отличия детища Amazon от соперников станут заметны невооруженным взглядом.

Поисковой панели A9 уготовано особое место в планах Amazon. Часть информации о действиях пользователя поисковика будет собираться именно с её помощью. Уместно вспомнить уже упоминавшуюся Alexa. Данные о посещаемости сайтов она получала именно с помощью специальной панели. Правда, они никогда не были слишком полны, потому что панель Alexa так и не получила широкого распространения. Если панель A9 окажется популярнее, собираемые ей сведения будут иметь совсем другое значение.

Для каждого сайта уже приготовлена особая страница на сайте Amazon, похожая на страницу товара в интернет-магазине. Пока там не слишком много информации, но то ли еще будет. Аналогия между аннотациями к сайтам, которые можно писать с помощью панели A9, и пользовательскими рецензиями на книги в Amazon весьма прозрачна.

Главный враг

Значит ли всё это, что Amazon победит? Вовсе нет. Улучшенные варианты Google существуют и сейчас. Взять хотя бы Teoma или Vivisimo. Эти системы умеют классифицировать результаты поиска. Очень удобно, довольно полезно, но переманить пользователей других поисковиков им не удалось. Да и персонифицированный поиск не в Amazon придумали. Eurekster, открытие которого стало поводом к написанию статьи "Третье поколение", основан на сходных идеях.

Возможно, дело в том, что ни Teoma, ни Vivisimo, ни Eurekster не имели за спиной обильной финансовой поддержки. A9 может рассчитывать на большее. Однако у Google тоже не было богатых покровителей, и свой титул поисковика номер один он завоевал без помощи рекламы.

Ко всему прочему, есть проблема тайны частной жизни, несомненно, нарушаемой слежкой за пользователями, которую планирует учинить Amazon. Казалось бы, не хочешь - не пользуйся. Но нет! Подобные обвинения предъявляли даже Google, хотя всё покушение на пресловутую конфиденциальность до недавнего времени заключалось в хранении пользовательских настроек в куках. Что уж говорить об Amazon.

Однако еще большей угрозой для A9 может быть сам Google. Поисковый сервис, который сделали в Amazon, всецело зависит от Google. Без предоставляемых им результатов поиска в интернете он ничто. Когда Amazon станет угрозой своему партнеру, Google может просто отказаться от сотрудничества с Amazon. И что дальше? Построить второй Google не так-то просто, и в одночасье этого не сделать.

К тому же, в Google не сидят сложа руки. Об анализе информации о пользователях там уже задумались.

Недавно компания продемонстрировала один из своих исследовательских проектов: систему поиска в сети с учетом интересов конкретного пользователя. Интересы настраиваются с помощью особого интерфейса. После этого на страницах с результатами появится "ползунок" для управления степенью персонификации ссылок. В крайнем левом положении результаты поиска окажутся такими же, как в обычном Google, но если передвинуть ползунок вправо, первыми будут выводиться ссылки на страницы с темами, интересующими пользователя.

Исследовательские проекты - это еще не всё. После последней смены дизайна Google начал отслеживать, по каким ссылкам уходят посетители. Orkut, созданная одним из сотрудников Google социальная сеть, дала крупнейшему поисковику сведения о пользователях. По всей вероятности, сопоставление поисковых запросов с конкретными посетителями (иными словами, создание того самого "хронологического сервера", которым гордятся в Amazon) - это лишь вопрос времени.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.