Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Creative Sound Blaster Audigy 2 ZS

Архив
автор : Андрей Волов   17.03.2004

Очередной флагманской линейке звуковых карт Creative Labs посвящено уже целое море статей, и ни один из трудов не может претендовать на полноту. Предлагаем вашему вниманию очередное, не претендующее на полноту, собрание мыслей и наблюдений.

Очередной флагманской линейке звуковых карт Creative Labs посвящено уже целое море статей, тестовых обзоров и прочей рекламной лирики. И ни один из трудов не может претендовать на полноту, поскольку, чтобы подробно рассказать обо всех ноу-хау, надо написать толстенный талмуд. Предлагаем вашему вниманию очередное, не претендующее на полноту, собрание мыслей и наблюдений.

Три модели (Audigy 2 ZS, ZS Platinum и ZS Platinum Pro) пришли на смену семейству Audigy 2, недолго правившему балом. Главное, что их объединяет, — добавка двух каналов (7.1 вместо 5.1), декодирование DTS силами бортового DSP (того, что с надписью «Audigy 2») и «бонусное» сервисное обеспечение (эквалайзер, караоке и пр.). И если «платиновая» делается из «простой» непринужденной добавкой выносного модуля, то «платиново-профессиональная», по сути, представляет собой совсем другую карту. В Audigy 2 ZS Platinum Pro есть поддержка ASIO 2.0 (оперирование с аудиопотоками 24 бит/96 кГц напрямую через память), к тому же «лишние» аналоговые входы перенесены с карты во внешний модуль. Тут уместно пояснить, что «внутренняя» многоканальная (5.1) запись 24 бит/96 кГц присутствует во всех моделях ZS, но DVD-Audio с ее помощью не скопируешь. Выносные модули двух последних ZS совершенно не похожи друг на друга, роднит их только назначение — подключение по всевозможным (аналоговым, оптическим/коаксиальным и т. п.) входам и цифровым выходам (плюс регулируемый выход на наушники).

Здесь же сразу отметим, что добавка двух каналов к более или менее привычному уже Dolby Digital 5.1 в исполнении Creative таит странность. В терминологии Dolby Laboratories при воспроизведении (это важно, потому что в формате записи фигурирует не сабвуферный канал, а LFE) основные стереоканалы называются левым и правым (Left и Right), при схеме 5.1 добавляются центральный (Center), сабвуфер (Sub) и окружающие (Left/Right Surround). При схеме 7.1 возникают задние окружающие каналы — Left Back и Right Back Surround, максимально удаленные от экрана, располагаемые за спиной слушателя. В терминологии Creative (используемой как для звуковых карт, так и для акустики) до схемы 5.1 есть вполне однозначно соответствующие фронт (Front) и тыл (Rear), а вот в схеме 7.1 компания добавляет совершенно невразумительные боковые каналы (Side). По идее Dolby, дополнительные каналы должны появиться позади «задних», но у Creative свое мнение на этот счет: при инсталлированной по схеме front-side-rear акустике Inspire T7700 по умолчанию при 5.1-контенте окружающие каналы озвучиваются отнесенными за спину слушателя сателлитами; при 7.1 — они перекочевывают в боковые колонки, а выделяемые из них два субканала — назад. Тому, что это все-таки фича, а не баг, есть только одно подтверждение — возможность подробной настройки расположения каналов в драйвере, а также несколько иное поведение на акустической системе GigaWorks S750. С акустикой других производителей разбираться придется методом тыка.

Базар


Что заставило Creative так оперативно обновить Аu2? Насколько существенны изменения? Стоит ли переплачивать за «свежачок» ZS? Рискну предположить, что инженеры Creative, загнанные диктующими политику маркетологами, попали в западню. Развитие Audigy и Audigy 2 шло путем модернизации-переделки 16-битной Live! Впихнуть в старую концепцию

24-битный звук на первых порах получалось из рук вон плохо. Карта обрастала довесками и превращалась в сложнейший диковинный монстр-лабиринт. К тому же фиксированная частота (48 кГц) аудиопроцессора не вписывалась в новые горизонты нежданно пришедших частот дискретизации 96 и 192 кГц. Получалось как со строительством на совковой даче: сначала симпатичный жилой сарайчик, потом к нему пристроили гальюнчик, затем, слегка «модернизировав» фундамент, добавили спаленку, террасочку, верандочку, после чего облагородили евроремонтом и, почесав репу, замахнулись на второй этаж. В итоге — странное, уникальное сооружение, которое так и просится, чтобы его перестроили…

Казалось бы, настал черед разработать, что называется с нуля, совершенно новую звуковую карту, строго отвечающую возросшим требованиям, да еще с заделом на будущее. Но… что-то где-то не сложилось. Вряд ли с ZS поспешили из-за того, что в Аu2 вдруг обнаружили страшный ляп и нашли недорогой способ его устранения. Хотя не исключено, что ляпы в Аu2 действительно существуют, и какие-то из них Creative нашла (но сочла безобидными) и не признается. Скорее всего, компания решила пойти по пути экстенсивному в техническом плане, зато интенсивному в маркетинговом. Как известно, рыночный спрос подстегивается регулярным обновлением и ростом числа моделей, особенно если предыдущие раскупаются не так хорошо, как хотелось бы. В общем, пришлось срочно делать «ходы конем», продиктованные исключительно маркетинговыми соображениями.

Большой нужды добавить один задний канал явно не было, ну разве что репутацию не подмочить на фоне телодвижений рьяных конкурентов… Думаю, впрочем, что «многоканальная суета» в стане противника не особо докучала всемогущей Creative. Однако мода есть мода, посему добавили. Тем более что стоило это копейки.

Еще повысить отношение сигнал/шум? При воспроизведении пресловутый шум «замели по углам», и «простые смертные» перестали замечать его на слух. Другое дело — запись, тут фокусы не проходят, тут каждый децибел на счету. Но с записью как раз и не складывалось. Тому подтверждение — чехарда с выносными модулями да испепеление аналоговых входов на самой карте (Audigy 2 Platinum EX, см. www.terralab.ru/multimedia/25232). Призыв на подмогу АС’97-кодеков — не более чем «экономика должна быть экономной». С воспроизведением 24-битного звука дела обстояли не лучшим образом. И так и сяк до заветных теоретических 144 дБ было как до чужой галактики. Динамический диапазон с трудом подбирался к 100 дБ, да и то лишь в искусственно-благоприятных условиях. Замечу, используемые ЦАПы на стенде своего родителя демонстрируют от 108 до 114 дБА. Растерять 20 дБ на неинтегрированной карте!.. Конкуренты, правда, тоже не волшебники (не хуже 102 дБ на типичных картах, от 112 дБ на эксклюзивных), но все-таки поаккуратнее. Началась имитация кипучей деятельности по минимизации шумов (размах выходного сигнала и так накрутили дальше некуда), дабы явить миру рекордное отношение сигнал/шум, как можно меньше переделывая «железо». Но природу не обманешь, за 100 дБ (как при переходе звукового барьера в авиации, когда на халяву не проскочишь) начиналась пробуксовочка. Хваленые 108 дБА, оказывается, получили случайно, в последний момент (как прописано в горяченькой прокламации «…at the very last minute of development»), благодаря какому-то смутному рационализаторскому предложению.

Чтобы подсластить пилюлю, вдарили по сервису: многополосный эквалайзер, режим караоке, настройка для многоканальной акустики, утилита информирования обо всем, что касается звука в системе, утилита восстановления по умолчанию настроек-установок креативовского софта и т. п. — кое-что представлено на скриншотах. В остальном программное обеспечение ZS как две капли воды схоже с описанным ранее для Audigy 2.

С декодированием DTS вообще дошло до курьеза. Дело в том, что если декодирование дорожки данного формата не будет поддерживаться софтовым DVD-плейером, то заветного DTS-звука пользователь никогда услышит, мало ли чего из аппаратной поддержки нагородили; а вот такового плейера в комплекте у Аu2 отродясь не было! Нет и поныне… Более того, поддержка DTS — фича платная, в стандартном софтовом плейере отсутствующая.

Камень преткновения

Звук на аудиокарте делает не кто иной, как ЦАП. Портить же аудиосигналы, как цифровые, так и аналоговые, в компьютерных условиях всегда найдется чему. В «старой» Audigy 2  использовался Cirrus Logic CS4382-KEP, а во всех ZS применили CS4382-KQ той же фирмы. Новобранцем не назовешь, поскольку был опробован на последней модели (Platinum EX) из «старой» линейки. Замена скорее чисто производственная, нежели принципиальная. Развязка же аналоговых выходов от мощных соседних сигналов практически не изменилась. Так что глобального улучшения аналогового звука в ZS ждать неоткуда. Остается разве что уповать на некую цифровую обработку.

CS4382 не просто ЦАП, а чрезвычайно интересное устройство. И дело не в восьми каналах с поеданием как 16-, так и 24-битных потоков (до 192 кГц); и даже не в готовности с ходу проглатывать Direct Stream Digital (в ZS не задействуется, а ведь можно было бы Super Audio CD крутить!). В состав CS4382 входят:

- цифровой интерполирующий фильтр (на самом деле их несколько, предусмотрена возможность выбора);
- цифровая «штукатурочка» под названием de-emphasis (для 32, 44,1, 48 кГц);
- дельта-сигма (запомните этот термин!) преобразователь пятого порядка;
- аналоговый фильтр.

Все это добро имеется для каждого канала в отдельности! Есть и свой внутренний микроконтроллер (!), функции которого может взять на себя внешний. Грубо говоря, ЦАПом можно управлять, выбирая тот или иной способ обработки сигнала. Разумеется, исключительно в цифре. Аналоговый фильтр, как ему и положено, впаян намертво.

Кстати, полезно помнить: чем выше частота передискретизации (over-sampling) дельта-сигма-преобразования, тем больше может быть «битность» перелопачиваемых сигналов. Реальная эффективная «битность» любого ЦАПа (а дельта-сигма в особенности) гораздо меньше, чем у входящих сигналов; вдобавок зависит от синфазных и перекрестных помех, а также наводок, кои в реальных условиях минимизировать — очень накладно. Все дельта-сигма-преобразователи по своей глубинной сути однобитные (даже так называемые мультибитные), и навороченный CS4382 не исключение! Динамический диапазон сигнала получается за счет растяжения в частотной области. В «природе» существуют АЦП иного принципа действия, без абстрактных вывертов дельта-сигма-преобразования, но они дорогие и, при большой битности (>16), очень медленные.

CS4382 функционирует в трех режимах:

- при входном сигнале с частотой дискретизации до 50 кГц коэффициент over-sampling составляет 128х (single speed);
- до 100 кГц — 64х (double speed);
- до 200 кГц — всего лишь 32х (quad speed).

То есть «несущая» частота дельта-сигма-модулятора фиксирована, а некоторое ухудшение динамического диапазона выдаваемого сигнала с переходом на более высокую частоту дискретизации поступающего в ЦАП сигнала отчасти компенсируется обработкой-фильтрацией. Как ни крути, с повышением частоты дискретизации получаем сужение динамического диапазона на самых высоких частотах.

Поэтому, господа хорошие, не удивляйтесь, если, слушая запись с частотой дискретизации 192 кГц, вы обнаружите (даже на аппаратуре до 20 кГц) загадочную разницу по сравнению с той же записью, но дискретизированной с частотой 96 кГц! Причем не факт, что с 192 кГц будет лучше. Причина в ЦАПе, а не в формате!

Выбор того или иного интерполирующего фильтра для каждого из трех режимов был якобы специально разработан, чтобы CS4382 лучше озвучивал разные музыкальные стили (и удовлетворял разные вкусы?). Хотя очевидно, что смена коэффициентов фильтра входит в число вынужденных мер. Недаром сделано так, чтобы «фильтры» можно было переключать на ходу. В состоянии ожидания/простоя доступен лишь один тип интерполирующего фильтра (кстати, это не совсем фильтр, но так уж назвали).

Сидящий «на хвосте» CS4382 аналоговый фильтр (вот это истинный фильтр, как бы «облегчен» он ни был!) предназначен для иных целей. Не будем лезть в дебри, важно отметить вот что: CS4382 не включает в себя компенсацию фазы и амплитуды для внешних аналоговых цепей, поэтому его отклик (в смысле «звучание») зависит от того, какие кондёры-резюки-операционники дальше навешают.

Настораживает характер фоновых шумов всех ZS. По абсолютному значению в полосе частот до 20 кГц собственные шумы в три-пять раз хуже, чем у обычной Audigy. А выше 20 кГц наблюдается обескураживающе «неухоженное» (по сравнению с другими HiFi-аудиоустройствами на дельта-сигма-ЦАПах) нарастание шума. Несмотря на относительно «по-людски» (тут еще надо крепко разбираться) сделанную развязку, откуда-то пролазят блуждающие по частоте наводки, которые в спектре видны как отдельные пики. Всего этого безобразия, слава Аллаху, почти не слышно, так как либо полезный сигнал преобладает-забивает, либо наводки всячески «заштукатуриваются» (до 20–40 кГц). Но, как известно, инфразвук тоже не слышно, а люди от него порой с ума сходят. Полагаю, Creative явно недооценивает серьезность ситуации.

Какую роль во всей этой обработке играет бортовой DSP (в серии ZS он помечен как CA0102-ICT, а в предыдущей — как CA0102-IAT), сказать трудно: слишком мало информации. Если он здесь вне игры, то кто тогда переключает интерполяционные фильтры в ЦАПе? Драйвер? Плейер?

Стали ли лучше звучать ZS-карты? Хор-р-роший вопрос! Измерения показывают, что…

Вместо измерений

Не скрою, с измерениями я попарился от души, причем на профессиональной аппаратуре. Тем не менее, дабы не унавоживать почву для диспута на тему «у кого измерения правильнее», буду использовать результаты не свои, а полученные в Creative Labs. Во как!

Предлагаю проанализировать цифры, приведенные в двух документах: «Sound Blaster Audigy 2 ZS Series Testing Methodology And Results For RMAA v5.1 Measurement» и «Sound Blaster Audigy 2 ZS Series Testing Methodology And Results For RMAA v5.3 Measurement_v1.0». Речь в них идет об измерении параметров одних и тех же звуковых карт серии ZS, причем посредством одного многоуважаемого программного обеспечения, но разных версий. Сравнивая приводимые там и там результаты, обнаруживаешь, что в лаборатории Creative с помощью новой версии 5.3 умудрились улучшить динамический диапазон на ~6 дБ для 24 бит по сравнению с 16 битами. Измерения посредством версии 5.1 неопровержимо свидетельствуют, что если разница между 16 и 24 битами и есть, то не более 3 дБ. Между нами говоря, мне на доставшемся экземпляре простой ZS удалось «выдоить» разницу всего лишь в 1 дБ.

Прошу понять меня правильно, я никого не собираюсь уличать «в заточке». Просто сегодня результаты одни, завтра, после уточнения методологии, — иные. Причем заранее нельзя утверждать, что «послезавтра», благодаря развитию методологии, некоторые измеряемые параметры не остепенятся или же после усовершенствования драйвера (увы, пока для каждой карты «персонального») не образумятся. Это нор-маль-ный процесс! Увы, абсолютная истина недостижима. Что касается полученных разными измерениями значений параметров, то в целом они достаточно высоки, чтобы утверждать о «неслабом» классе ZS как универсального аудиоустройства.

По ходу «о птичках». Во всех операционных системах Windows 24-битный звук — чужак чужаком. Официально «не прописан», ресурсы жрет как Гаргантюа, очумелые драйверы от него «шарахаются». С 32-битным звуком проблем было бы меньше, и не только программистам. Вот 16-битный звук в Windows — король. Ему все права и полномочия. С 24-битным же остается каждый раз гадать, какой поток получит активное приложение на запись, 16- или 24-битный. С другой стороны, когда приложение «отдаст» драйверу 24-битный поток, уже не знаешь, как им распорядится «измученный нарзаном» драйвер, вдруг взбрыкнет и «конвертнет» в 16-битный…

Так вот, более высокие результаты Creative показала в Direct Sound API, благо в версии 5.3 появилась возможность выбора: теперь к драйверу можно достучаться либо вышеуказанным методом, либо обычным, обозначенным как ММЕ. Но! Скажем, в Windows ME, да под сторонним драйвером, никакого заметного улучшения нам с ZS не светит.

Кстати, в обоих документах официально признано, что у карт Platinum Pro лучшие параметры имеет третий аналоговый вход, который расположен позади выносного модуля.

Естественный (технологический?) разброс параметров используемого в ZS ЦАПа, судя по обрывочным сведениям производителя, может составлять (сколько бы вы думали?) как раз 6 дБ. Так что как кому повезет. Но даже если достанется карта с наилучшими параметрами, рано радоваться. Очень многое будет зависеть от того, как подружится «небронированный с хвоста» ЦАП с конкретной акустикой-усилением, а также от того, каким плейером, с каким драйвером и в какой версии Windows (ХР+SP1+?) будет воспроизводиться желанный 24-битный звук. Оптимизировать такое сочетание — та еще головоломка.

Боюсь, на ZS разницу между звуком 16-битным и 24-битным вы если и услышите, то благодаря тому, что качество 24-битной записи (благо сюда еще пираты не добрались) окажется намного выше, а вовсе не потому, что ZS озвучила ее достоверно. Безусловно, высокая достоверность озвучивания 24 бит весьма не дешева, а максимальная — неспроста называется Hi-End и оценивается соответственно. Так что 24-битным звуковым картам есть куда расти.

Да, чуть не забыл, ZS отказалась воспроизводить аудиофайлы с частотой дискретизации 192 кГц, причем в трех разных версиях Windows. Более того, «перекрыла кислород» соседней Platinum EX, которая раньше крутила эти файлы без проблем. Причину этого каприза выяснить пока не удалось; видать, какие-то конфликты в «дровах».

Любопытно: самопроизвольная передискретизация в 48 кГц (например, при воспроизведении файлов с частотой дискретизации 96 кГц) с ZS случается гораздо реже, нежели с Platinum EX, но все равно до конца не искоренена.

Заключение


Аудиокарты из последней династии Audigy 2 ZS — прекрасные мультимедийно-игровые саундбластеры. Однако в погоне за универсальностью с высокоточным 24–96 бит/192 кГц звуком новейших форматов получился «тришкин кафтан», и о соперничестве с маститыми бытовыми DVD-Audio-плейерами (правда, дороже 400 долларов) говорить пока не приходится. Все карты ZS (даже та, что «просто», за 90 долларов) «звучат» не хуже, чем Au2 Platinum EX, которая тянет за 200 долларов.

Да, драйверы постепенно доводятся до ума, а программное обеспечение неуклонно совершенствуется. Но неявных багов, судя по той же катавасии с воспроизведением 192-килогерцовых записей, еще пруд пруди. Да, флагманская модель, окрещенная как «Pro», может привлечь музицирующую небедную публику. А вот профессионалы и иже с ними вряд ли клюнут. Ясно, ZS — линейка переходная. Весь вопрос в том, насколько у Creative Labs затянется переходный период.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.