Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Выбираем мультимедийную акустику

АрхивГид
автор : Олег Нечай   04.11.2004

Ассортимент компьютерной акустики чрезвычайно велик: в него входят как микроскопические пластмассовые коробочки, так и многоканальные комплекты, на основе которых можно построить даже мини-кинотеатр с окружающим звуком.

Сегодня трудно представить себе персональный компьютер, "не умеющий" воспроизводить музыку, звуковое сопровождение к видеофильму или, на худой конец, системные звуки Windows. Даже в самых дешевых материнских платах обязательно имеется встроенный звуковой кодек, а меломаны непременно покупают себе отдельную звуковую карту с немыслимым еще лет десять назад качеством звучания. Однако сама по себе звуковая карта звучать не может: для этого необходимо вывести сигнал на громкоговорители или наушники.

Поговорим о мультимедийной акустике, без которой не обходится даже скромный офисный компьютер на столе у работника мыши и клавиатуры. Ассортимент компьютерной акустики чрезвычайно велик: в него входят как микроскопические пластмассовые коробочки за сотню рублей, все возможности которых ограничиваются сипением и бурчанием, так и многоканальные комплекты, на основе которых можно построить даже мини-кинотеатр с окружающим звуком. Объединяет все эти комплекты одно: эти акустические системы - активные, то есть, усилитель мощности встроен в одну из колонок, либо в сабвуфер. Для сравнения, большая часть Hi-Fi-акустики пассивная, то есть, не имеет встроенного усилителя.

Прежде всего, обязан развеять целую массу распространенных заблуждений, кочующих из одного компьютерного издания в другое. Со всей ответственностью заявляю, что звука класса Hi-Fi любая компьютерная акустика обеспечить не в состоянии. Причина даже не в посредственном качестве большинства распространенных мультимедийных колонок, а в том, что настольная или настенная установка акустических систем среди множества отражающих звук поверхностей неизбежно приводит к самым причудливым искажениям. Ко всему прочему, не забывайте и о шуме, издаваемом системным блоком компьютера. Из-за серьезного влияния акустики помещения на звуковоспроизведение в обычной городской квартире очень непросто (читай: практически невозможно) получить Hi-Fi-звук  даже с помощью высококачественных блочных компонентов и дорогостоящих акустических систем.

Здесь нужно пояснить, что такое вообще "Hi-Fi-звук", ибо некоторые доморощенные "эксперты" вообще плохо представляют себе изначальный смысл этого понятия и заявляют, что, дескать, его четкого определения не существует. На самом деле четкое определение есть, и содержится оно, прежде всего, в немецком стандарте DIN 45500, а также в различных рекомендациях Международной Электротехнической Комиссии (IEC). Именно в этих документах можно прочитать технические требования к аппаратуре с высокой достоверностью воспроизведения звука, (а именно так расшифровывается сокращение Hi-FI: от high fidelity - "высокая верность".  В эти требования входят точные числовые значения частотного диапазона, допустимых гармонических искажений, мощностных характеристик и целого ряда прочих параметров, в числе которых и свойства акустики помещения. Так что формальное определение Hi-Fi есть и, кстати, подавляющее большинство обычных звуковых карт формально удовлетворяет самым строгим требованиям к Hi-Fi-оборудованию, чего не скажешь об акустике.

Скромным возможностям мультимедийных колонок есть вполне объективное объяснение: специалистам известно, насколько сложно разработать серийную (не компьютерную!) акустическую систему класса Hi-Fi, чтобы она была технологична в производстве, имела стабильные и повторяемые параметры и, самое главное, была по карману массовому покупателю, а не только состоятельному аудиофилу.
Удачные модели выходят весьма редко и затем выпускаются десятилетиями без каких-либо существенных изменений. Представьте, насколько сложнее задача, стоящая перед разработчиками компьютерных мультимедийных колонок, ведь их детище должно быть компактных размеров, мало зависеть от акустических условий помещения, иметь встроенный усилитель мощности, да еще и стоить разумных денег. Как видите, компромисс неизбежен, и прекрасная иллюстрация тому - сабвуфер, который появился в компьютерной акустике из-за принципиальной невозможности воспроизведения низких частот миниатюрными динамическими головками, а вовсе не благодаря распространению фильмов с многоканальным звуком.

Много разных мнений приходится выслушивать и по поводу материала корпуса мультимедийных акустических систем: они могут быть изготовлены как из пластика различных типов, так и из древесно-стружечных (ДСП) или древесно-волокнистных (ДВП, точнее, MDF - плита средней плотности) плит. Но ни в коем случае не из дерева! Попробуйте спросить у продавца, втюхивающего "деревянные" колонки, не массив ли это сосны или дуба, и посмотрите на реакцию. Почему-то продавцы мебели не пытаются выдавать стол из ДСП за дубовый, а для продавцов компьютерных колонок это обычное дело. Смысл применения ДВП и MДФ - в обеспечении монолитности и акустической нейтральности корпуса, что гарантирует отсутствие паразитных призвуков и дребезжания. Как правило (но не всегда), в изделиях ценой порядка 50 долларов никакой разницы между пластиком и древесной плитой заметно не будет, а вот в ценовом диапазоне 50-100 долларов и выше рекомендую осмотрительно отдавать предпочтение колонкам из ДСП или MDF. Осмотрительность нужна вот для чего: если плиты, из которых изготовлены колонки, будут слишком тонкими или низкокачественными (а-ля папье-маше), что встречается не так уж и редко, то звук будет не просто хуже, а значительно хуже, чем если бы те же громкоговорители работали в прочных пластиковых корпусах. Постучите по корпусу такой колонки: чем "звонче" и мягче её стенки, тем хуже. Приличный сабвуфер вообще не может иметь пластмассовый корпус по определению.

Прежде чем приобретать компьютерную акустику, нужно решить для себя, как именно она будет использоваться. Для воспроизведения системных звуков и просмотра флэш-мультиков сойдут любые "звучащие коробочки", даже рублей за сто. Если вы планируете слушать музыку и располагаете хорошей звуковой картой, то вам, скорее, подойдет, классический двухканальный стереокомплект из двухполосных колонок в жестком корпусе из MDF. Если, помимо музыки, вам нравится играть в компьютерные игры и смотреть на компьютере хорошее кино с DVD, стоит обратить внимание на комплекты 2.1 - стереопару с сабвуфером. Если вы экстремальный геймер и по звуку шагов определяете число стоящих за спиной монстров, вам, определенно нужен многоканальный комплект. Та же рекомендация и для любителей кино, вынужденных проводить большую часть времени не в кинозале, а за компьютером.

На следующей странице можно познакомиться с некоторыми моделями мультимедийной акустики.

Двухканальная акустика (2 и 2.1)

Двухканальная акустика, в том числе, и с сабвуфером, позволяет слушать обычный стереозвук. Сабвуфер почти всегда один именно потому, что человек не может точно локализовать источник звука с частотой ниже 100 Гц, так что для получения пространственного эффекта достаточно одного низкочастотного излучателя. Если вы можете определить на слух, где стоит сабвуфер, значит, он просто не справляется со своими обязанностями и не воспроизводит бас ниже 100 Гц.

Самые дешевые двухканальные акустические системы - однополосные: в каждой колонке установлено по одной широкополосной динамической головке, которая отвечает как за средние, так и за высокие частоты. Разумеется, такой вариант хуже всего, но за него и просят недорого - 15-30 долларов максимум. Пример подобной "акустики" - Genius SW-H 062.

Куда лучше звучат двухполосные системы, где высокие частоты воспроизводит миниатюрный громкоговоритель-"пищалка" или "твиттер". В течение долгого времени безусловным лидером среди бюджетной акустики была модель Solo-1 (около 50 долларов) тайваньской фирмы Microlab, выполненная в жестком корпусе из MDF и, несмотря на отсутствие сабвуфера, довольно убедительно воспроизводящая верхний диапазон низких частот.

Тем не менее, эту модель найти в продаже все сложнее, поэтому ее модель серьезно потеснил комплект российской компании ТОР - Defender Mercury 40, заметно превосходящий конкурента в области высоких частот и радующий общей "прозрачностью" звучания. Заявленный частотный диапазон - от 55 до 20000 Гц, номинальная мощность - 2 х 20 Вт. Ориентировочная цена колонок Mercury 45-50 долларов, что и сделала их весьма популярными.

TOP выпускает и более объемную и мощную модель - Mercury 50 (около 70 долларов), но она гораздо более громоздка и напоминает по размерам, скорее, полочную Hi-Fi-акустику. Зато эти колонки способны полноценно заменить вам музыкальный центр среднего класса - номинальная мощность 50 Вт, диапазон воспроизводимых частот - от 50 до 20000 Гц. Весьма сочные, но несколько вязкие басы, и без всяких сабвуферов! Недостаток у "дефендеров" обеих серий один и тот же: порт фазоинвертора выведен на заднюю панель, поэтому вплотную к стене их поставить нельзя.

Нетривиальным дизайном отличается комплект SoundSticks II от хорошо известной аудиофилам и владельцам дорогих ноутбуков Toshiba компании Harman-Kardon. Состоит это чудо из двух сателлитов из полупрозрачного пластика с четырьмя динамическими головками в каждом и полупрозрачного же сабвуфера странного внешнего вида и напоминающего одновременно банку из-под огурцов и трубку из старого телевизора. Мощность сателлитов - 2 х 10 Вт, мошность сабвуфера - 20 Вт. К сожалению, чрезвычайно прозрачное и мощное звучание сателлитов портит бубнящий "саб", которому явно не пошли на пользу дизайнерские изыски. Хотя, для владельцев компьютеров Macintosh, которым не жалко потратить 230 долларов на приобретение этого комплекта, его дизайн мог бы вполне понравиться.

Выпускаются также совсем необычные комплекты 2.1, в которых используются плоские излучатели, выполненные по технологии Surface Sound компании NXT. Такую мультимедийную акустику, в частности, производит известная компания TDK. Главное и чуть ли ни единственное преимущество плоских излучателей перед традиционными - широкая зона направленности, обеспечивающая прекрасную пространственную картину и, следовательно, упрощающая установку колонок. В серию XS-iV фирмы TDK входит четыре модели, которые отличаются размерами и, соответственно, выходной мощностью, которая составляет от 5 до 16,5 Вт для сателлита и от 10 до 42 Вт - для сабвуфера. Все эти комплекты звучат весьма мощно, но без сабвуфера им вряд ли было бы под силу воспроизведение музыки: звук отчетливо отдает "жестянкой". Впрочем, производитель позиционирует акустику серии XS-iV как игровую, а к дизайну вообще не может быть никаких претензий.

Пятиканальные комплекты (4.1)

После стереофонической акустики и комплектов 2.1 сразу идут пятикомпонентные наборы, состоящие из четырех сателлитов и сабвуфера. В принципе, правила выбора остались неизменными: четыре однополосные "шумелки" не станут звучать лучше двух просто потому, что их вдвое больше. Для музыки это  непригодно, а вот для игр вполне может подойти. Пример качественного бюджетного набора этого класса - Creative 4400 за 55 долларов.

Дорогие системы 4.1 типа Logitech Z-560 (около 220 долларов) вообще трудно принимать всерьез: да, в сателлитах установлена весьма неплохая широкополосная головка, да, имеется модный проводный пульт управления, но посредственный, хотя и мощный звук явно не стоит этих денег.

Наборы 5.1 и выше

Шестиканальные (5.1) - наиболее многочисленные на рынке. Разумеется, здесь есть и явные аутсайдеры долларов за сорок, и вполне приличные системы начального уровня типа Genius SW 5.1 (около 85 долларов с пультом ДУ в комплекте). Но опять же, повторюсь, для прослушивания музыки подобные комплекты непригодны.


Классом выше стоит система Logitech Z-680 (5.1), прошедшая почетную THX-сертификацию. Мечта киномана имеет встроенный цифро-аналоговый преобразователь, декодеры Dolby Digital, Dolby Prologic, DTS, а также. Подключение к источнику осуществляется как через цифровые коаксиальный или оптический входы, так и через аналоговые входы. Мощный сабвуфер и неплохо звучащие сателлиты делают эту систему хорошим выбором как для игр и просмотра видео, так и для прослушивания многоканальной музыки, например, с DVD-Audio. В комплект входит выносной блок управления с ЖК-дисплеем и пульт ДУ. Смущает лишь цена - 380 долларов: за эти деньги можно присмотреть уже вполне приличную напольную стереопару класса "бюджетный Hi-Fi", правда, на усилитель придется раскошеливаться отдельно.

Еще одна шикарная аудиосистема - Creative Inspire T7900 состоит из семи сателлитов и сабвуфера и рассчитана на использование с восьмиканальной звуковой картой Audigy 2 ZS. Интересная особенность комплекта: три фронтальных сателлита выполнены двухполосными, а четыре прочих - однополосными. Система сама способна преобразовывать входящий сигнал 5.1 или 6.1 в формат 7.1, а также имеет порт для прямого подключения MP3-плееров семейства MuVo-NX. Цена этого комплекта относительно невысока - около 145 долларов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.