Да будет свет! (Итоги недели с 11.08 по 17.08.2003)
АрхивИтоги неделиШтаты темнят. - С бластером наперевес... - Office Longhorn: качество гарантировано! - Крофт живее всех живых. - Порно нынче не в цене. - Плюшевая SMS.
Безусловная тема номер один последних дней - беспрецедентная по своим масштабам авария в работе электрических сетей США и Канады. В результате до сих пор остающегося невыясненным обстоятельства (возможно - пожара или удара молнии), 14 августа после полудня одна за другой вследствие перегрузки вышли из строя несколько крупных сетей, питавших электричеством территорию, на которой проживают в общей сложности около 50 миллионов (!) человек. В зоне бедствия оказались десятки крупных городов, среди которых и информационно-деловой центр планеты, Нью-Йорк. Несмотря на усиленные меры по поддержанию правопорядка, в обесточенных районах уже зафиксированы случаи мародёрства. Впрочем, было бы странным, если бы воришки всех мастей не воспользовались беспомощностью оказавшейся без электропитания городской инфраструктуры: встало метро, из-за отключения светофоров парализовано дорожное движение, отключены системы сигнализации в тысячах магазинов и компаний, не имеющих резервных источников питания, задержаны вылеты самолётов. Как отмечает западная пресса, тяжелее всех пришлось операторам сотовой связи, у которых способны работать в автономном режиме лишь некоторые базовые станции - оказавшиеся немедленно перегруженными.
Авария постепенно устраняется и часть районов к жизни уже возвращена, однако на полное восстановление потребуется ещё несколько дней. Любопытно, что в российских электросетях - из-за отличающихся принципов устройства - таких происшествий действительно быть не может, но гордиться нам нечем: то, что у нас называется электроэнергией, на Западе за качественный продукт посчитать постеснялись бы...
Несмотря на свои масштабы, происходящее в США и Канаде является всё же событием локальным. В этом смысле эпидемия нового компьютерного червя под названием Blaster (известен также под именами Lovesan и MSBlast), захлестнувшая Интернет на минувшей неделе, куда опасней - ведь вирус не признаёт географических разделов. С момента появления в Сети 11 августа, Blaster успел заразить по некоторым оценкам до 300 тысяч машин по всему миру, а после того, как появились две его разновидности, эксперты пообещали новые всплески инфекции, что в конечном итоге может привести к числу заражённых свыше миллиона.
Своей популярностью Blaster обязан уязвимости в недрах некоторых операционных систем семейства Microsoft Windows - в частности, Windows 2000 и Windows XP: уязвимость эта, о которой Microsoft сообщила в конце июля, предполагает возможность удалённого несанкционированного выполнения команд на компьютере, что Blaster и делает: за 20 секунд он успевает взломать компьютер-жертву и запустить на нём свою копию. Помимо собственно заражения, Blaster выполняет две других функции. Во-первых, на инфицированной машине запускается т.н. "командный шелл" - оболочка, при помощи которой осведомлённый злоумышленник может заменить хозяина. Во-вторых, начиная с 16 числа и до конца каждого месяца, каждая копия Blaster организует сетевую атаку против сайта windowsupdate.com, с которого распространются обновления для ОС Windows. Автор Blaster не скрывает своей неприязни к империи Билла Гейтса и к нему самому лично, и даже поместил в тело вируса короткое послание, где упрекает основателя Microsoft в наплевательском отношении к качеству программного обеспечения. Впрочем, это всё частности, главное же в том, что Blaster уже оказывает ощутимое влияние на работу Сети: по данным компании Keynote Systems, задержка в прохождении сетевых пакетов через ряд крупных американских провайдеров стала просто бессовестно большой - увеличившись почти в сотню раз. Для конечных Интернет-пользователей это означает ощутимые "тормоза" при просмотре некоторых веб-сайтов.
Впрочем, в Microsoft тоже не дремлют. На минувшей неделе стало известно о двух крупных переменах, которые стратеги софтверного гиганта планируют внести в свой производственный процесс в ближайшем будущем. Прежде всего, версия пакета MS Office для ОС Longhorn (она станет следующей за Office 2003, который должен выйти в нынешнем году, и пока что именуется Office 12 или Longhorn Office) будет развиваться по новой методе, предусматривающей жёсткий контроль качества кода. Основная идея здесь проста: если кто-то из программистов намерен внести какие-то изменения в продукт, он может сделать это лишь после консультаций со своим менеджером, экспертами и тестерами.
Параллельно планируется более активно использовать системы автоматизированного тестирования и ряд сопутствующих методик, с конечной целью повышения качества программной продукции. Кроме того, Microsoft намерена отказаться от развития популярной программы-почтового клиента Outlook Express, которая видится стратегам софтверного гиганта морально устарелым продуктом (а всем нам - рассадником заразы: ведь именно через Outlook Express распространяется большинство почтовых вирусов). В качестве замены Microsoft предлагает рядовым сетянам перейти на использование веб-почты Hotmail. Для корпоративных пользователей будет продолжено развитие более мощного продукта Outlook, следующая версия которого ожидается в составе Office 2003.
В тех же светлых, оптимистичных тонах, в которых Microsoft отзывается о своих будущих продуктах, выдержано и большинство ранних обзоров новой версии игры Tomb Raider: The Angel of Darkness ("Ангел тьмы"), после серии задержек всё же появившейся для Playstation 2. Если не замечать ряд чисто технических огрехов, ставших уже классическими для "быстрого 3D" (руки, проходящие сквозь стены, исчезновение трупов и т.п.), очередная порция виртуальных похождений бессмертной Лары вполне соответствует ожиданиям фанатов. На сей рез действия игры начинаются и разворачиваются в Париже, откуда полногрудая героиня, ставшая главной подозреваемой в деле о злодейском убийстве французского гражданина, совершает лишь короткое путешествие в Прагу.
По ходу дела Крофт контактирует с героем второго плана, неким Кёртисом Трентом, который наделён сверхъестественными способностями и на некоторое время заменяет девушку в качестве главного инструмента в руках игрока. В общем и целом новая игра смотрится достойно, чего не скажешь о только что вышедшей на широкие экраны "Колыбели жизни" - второй серии киноэпопеи про Лару Крофт. Начисто отсутствующий сюжет и вялую (вот где вспоминаешь последних "Терминатора" и "Матрицу"!) динамику уже не в силах компенсировать даже прелести киношной героини, так что и удивляться провалу фильма в прокате (по крайней мере в США) не следует.
Многие наблюдатели призывают не удивляться и провалу другого крупного "клубничного" проекта - журнала Penthouse. Переживавший в последние годы жестокий финансовый кризис, журнал постепенно уменьшал тиражи, снижал зарплату своим сотрудникам (аж на 75%) и делал более жёстким контент, однако так и не сумел выйти из штопора, объявив на минувшей неделе о своём банкротстве.
Теоретически, работа его может быть продолжена, но практически это вряд ли произойдёт. Главная причина тому - потеря интереса читателей бумажных и сетевых изданий к порнографии. При том, что в Интернет имеется масса бесплатных источников такого рода контента, у платного Penthouse просто нет никаких перспектив. Впрочем, есть и другая точка зрения, сторонники которой указывают на безбедно существующий и поныне Hustler (ещё один классический порножурнал) и обвиняют во всех бедах Penthouse его бесталанное руководство, лишённое творческой фантазии.
А фантазия нынче ох как нужна! С каждым годом индустрия развлечений порождает всё более причудливые вещи и конца-краю этому процессу пока не видно. Взять хоть SMS. Верой и правдой служащие миллионам владельцев сотовых телефонов, короткие текстовые сообщения усложняются сразу по многим направлениям, порой странным. Так исследователям из лабораторий британской компании British Telecom показалась недостаточной выразительность сухого текста на экранчике телефона, в результате чего родилась целая серия... плюшевых игрушек, сердцем которых стали приёмники SMS. Идея проста: прислав на такой, спрятанный в игрушке телефончик, особое сообщение - к примеру, смайлик - преобразовать его в механическое движение, в нашем примере заставив игрушку улыбнуться. Диапазон возможностей здесь поистине безграничен: игрушечные собачки могут лаять, вилять хвостом, подавать лапу, медвежата улыбаться и дружески гудеть, куклы разговаривать и т.п. Пользователями таких "живых" телефонов станут дети или пожилые люди, для которых контакт с игрушкой легче и понятней работы с требующим навыков и знаний телефоном. Впрочем, на игрушках в BT не останавливаются: в планах исследователей - имплантация SMS-приёмников в ювелирные изделия (колечко сможет менять цвет в зависимости от настроения любимого человека), одежду из специальной ткани, способную имитировать дружеские (а может и любовные - кто знает!) объятия. Дело за малым - реализацией "в железе". Удачи вам!