Архивы: по дате | по разделам | по авторам

А лицо такое доброе-доброе! (Итоги недели с 16.06 по 22.06.2003)

АрхивИтоги недели
автор : Евгений Золотов   22.06.2003

Мочи пиратов! - Как основать авиакомпанию - Кто последний на орбиту - Зачем машине человек? - Земляне, go home! - Согни компьютер, не бойся, он поймет! - Сетеней, Россия!

Мочи пиратов! - Как основать авиакомпанию - Кто последний на орбиту - Зачем машине человек? - Земляне, go home! - Согни компьютер, не бойся, он поймет! - Сетеней, Россия!

Американские борцы за имущественные права в своём рвении дошли, похоже, до финальной черты - за которой начинается беспредел. Если до сих пор самые смелые из них решались лишь на предложение об уничтожении всей информации с жёстких дисков компьютеров тех пользователей, которые качают из Сети нелицензионные копии музыкальных произведений и видеоматериалов, то теперь - заметный прорыв: глава сенатского комитета по юстиции Оррин Хэтч, замечательно доброе лицо которого запечатлено на фотографии слева, предложил попросту уничтожать компьютеры пиратов. Не сразу, конечно, а после нескольких предупреждений. Как именно это будет реализовано технически, сенатора не волнует, он ратует лишь за нанесение физического ущерба персоналкам и, зная, что такие методы сегодня нелегальны, предлагает слегка подкорректировать соответствующие законы, разрешив порчу имущества в случае, если его владелец нарушает чьи-либо авторские права. Что самое забавное, немедленно после этого громкого заявления в пиратстве был уличён сам Хэтч: на его официальном сайте любопытствующими была обнаружена нелицензионная копия программного продукта британской фирмы Milonic Solutions (система меню, написанная на Java-скрипте), а также ссылка, ведущая на порнографический сайт. Эти факты и резкое неприятие его инициативы общественностью (сомнение в целесообразности выразила даже столь радикальная организация, как Американская ассоциация звукозаписывающих компаний RIAA), вынудили Хэтча пойти на попятную и опубликовать на своём сайте разъяснение, в котором сенатор попытался объяснить, что его просто неправильно поняли.

* * *

С аналогичным непониманием со стороны правоохранительных органов столкнулся и сверхпредприимчивый американский студент Люк Томпсон. Едва завершив первый курс бизнес-колледжа, 18-летний Люк - очевидно, в качестве летней практики - организовал собственную авиакомпанию. Причём весьма продвинутую в смысле сервиса: заказать (и оплатить, естественно) билеты в Mainline Airwaves можно было через Интернет. Официальный сайт компании, разместившийся по адресу mainlineairwaves.com, предлагал билеты на рейсы от Лос-Анджелеса до Гавайев по цене всего в 89 долларов и содержал массу сопутствующей информации, начиная с расписания рейсов и заканчивая подробным перечислением блюд, которые пассажиры смогут отведать в полёте. Новоявленный авиатор забыл уведомить потенциальных клиентов только об одном - о том, что вся собственность Mainline была ограничена этим самым веб-сайтом. Что, впрочем, не помешало ему получить деньги от сотни с лишним человек. Как утверждат Томпсон, находящийся сейчас под следствием по обвинению в мошенничестве, на полученные средства он намеревался арендовать места в самолётах других авиакомпаний - но повешать лапшу на уши генеральному прокурору уже не так просто, как доверчивым обывателям: теперь Тому грозит солидный штраф.

* * *

Надо полагать, даже при благоприятном раскладе, Томпсон вряд ли смог бы выполнить взятые на себя обязательства. А вот в состоятельности российской ракетно-космической корпорации "Энергия", Росавиакосмоса и компании Space Adventures, уже зарекомендовавших себя извозом космических туристов, сомневаться не приходится. Новое соглашение, заключённое между ними на днях, открывает дорогу к беспрецедентному, полностью коммерческому полёту на околоземную орбиту. Полёт, предварительно запланированный на начало 2005-го года, будет оплачен из кармана пассажиров: на специально для этого построенном российском корабле Союз-ТМА в космос отправятся трое человек, причём только один из них будет профессиональным космонавтом, ответственным за управление. Двое других - толстосумы, которые согласятся выложить по 20 млн. долларов за билет на орбиту с обратом. И не думайте, что желающих не найдётся: уже сегодня в Space Adventures лежат заявки от двух десятков страждущих космических странствий.

* * *

Учитывая невиданные цены на космические билеты, кажется весьма заманчивым заменить остающегося на борту корабля пилота какой-нибудь автоматической системой - и получить лишние двадцать миллионов. Но - увы, о таких планах пока ничего не слышно: слишком уж велик риск передачи в руки компьютерам трёх человеческих жизней. Впрочем, это там, за облаками. А на земле, похоже, все предприниматели уже давно плюнули на патологическую ненадёжность сложных систем и передают машинам всё большую власть не только над самими собой, но и над человеком. Последний пример такого рода - автоматическая система торможения, использованная японским автогигантом Honda в новом роскошном седане Inspire 30TL. По желанию покупателя, машина ценою в 30 тысяч долларов может быть оснащена т.н. cистемой Collision Mitigation Brake System (CMS), предназначенной для ослабления повреждений пассажиров и самого авто при попадании в аварию.

Идея CMS проста и сотни раз описана фантастами: на передней части автомобиля установлен микроволновой радар, используя который, бортовой компьютер следит за происходящим прямо по курсу движения. В случае обнаружения потенциально опасных предметов, водителю сперва подаются звуковой и визуальный сигналы, затем (если реакции со стороны человека не последовало) слегка натягиваются ремни безопасности и едва трогаются тормоза, на последнем же этапе тормоза оказываются включены на полную мощность, а все находящиеся в машине люди - затянуты ремнями безопасности наглухо, чтобы облегчить резкую остановку (причём, здесь человек уже не в силах помешать работе автоматики). Возможная проблема видится в том, что компьютеры порой ведут себя непредсказуемо - и та же CMS из-за случайной ошибки вполне может заставить автомобиль неожиданно тормознуть при быстрой езде по переполненной автостраде. Пассажиры самого авто, вероятно, такой манёвр перенесут, но вот водители других автомобилей, ехавших следом, среагировать успеют вряд ли. Результат - массовая авария с участием десятков машин. Впрочем, даже такая перспектива, похоже, не волнует многих технооптимистов, кучкующихся сейчас в топике "Нужен ли машине человек" в главном форуме Компьютерры-онлайн.

Мочи пиратов! - Как основать авиакомпанию - Кто последний на орбиту - Зачем машине человек? - Земляне, go home! - Согни компьютер, не бойся, он поймет! - Сетеней, Россия!

Из-за технических неполадок рискуют провалиться и две космических экспедиции, направляющихся сейчас к Красной планете. Японская автоматическая станция Nozomi, стартовавшая ещё в 1998-м году и не сумевшая тогда выполнить сложный манёвр с использованием гравитационного поля Земли для отправки к Марсу с минимальными затратами топлива, должна будет повторить попытку в ближайшие недели. Но и на сей раз она может не успеть: в апреле прошлого года, после гигантской вспышки на Солнце, была выведена из строя обогревательная система станции и повреждено оборудование для связи с Землёй. К настоящему моменту связь налажена, но система обогрева так и не отремонтирована - а без неё, ещё не долетев до Красной планеты, Nozomi рисукет превратиться в мёртвый кусок железа (замёрзшее топливо окажется непригодным).

Неприятности преследуют и другую экспедицию, стартовавшую в начале июня европейскую Mars Express: первая попытка загрузить её бортовой компьютер окончилась неудачей. Точнее, попытавшись включить один из инструментов, установленных на борту (эта операция предваряла запуск компьютера), учёные в центре управления получили неожиданный ответ. Что именно в нём содержалось - тайна за семью печатями, хоть руководители экспедиции и утверждают, что ничего страшного там не было. Вероятно, получено какое-то сообщение об ошибке и теперь учёным предстоит устранить соответствующую проблему, прежде чем они попытаются перейти к активации главного вычислителя станции.

* * *

А пока одни исследователи ведут героическую битву с машинными глюками, другие создают новые машины. В лабораториях компании Sony идёт разработка уникального пользовательского интерфейса для мобильных компьютеров будущего - и прессе уже продемонстрированы первые результаты. Отказавшись от кнопок и джойстиков, японские специалисты (среди них впрочем, есть человек с вполне русским именем - Иван Пупырёв) предложили управлять машиной путём сгибания определённых её частей. Реализуется это достаточно просто: компьютер, выполненный в виде многослойного "бутерброда", должен содержать гнущийся дисплей на органических светодиодах, гибкий же элемент питания и слой датчиков изгиба из пьезоэлектрических элементов. Изгибая, к примеру, верхнюю часть устройства, можно тем самым дать компьютеру понять, что вам необходима прокрутка изображения вверх. Прототип, сконструированный в Sony и наванный Gummy, пока слишком примитивен, но наглядно иллюстрирует практичность оригинального интерфейса: на нём успешно функционируют веб-браузер, система ввода текста и ряд других приложений. По мнению его создателей, в будущем именно таким интерфейсом будут наделяться не только мобильные компьютеры, но и всевозможные переносные цифровые устройства.

* * *

Какими бы они ни стали, компьютеры будущего, их несомненно потребуется гораздо больше, чем сегодня. Хорошее тому подтверждение - непрекращающийся рост числа пользователей Интернет, проявившийся нынче и в России. По данным опроса, проведённого нынешней весной российским Фондом общественного мнения, количество пользователей Сети в нашей стране приблизилось к 11.5 млн. человек, составив таким образом 10% от общей численности населения. Это на два миллиона больше, нежели было зарегистрировано зимой. По числу пользователей к настоящему моменту мы обогнали Австрию, Швецию и Испанию, а по процентному соотношению находимся на одном уровне с Бразилией. И, хочется надеяться, это не предел. Удачи вам!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.