Вперед, на Марс! (Итоги недели с 8.07 по 14.07.2002 от Евгения Золотова)
АрхивИтоги неделиДва в уме. - Играми по мозгам. - Идеальная клава. - Церковь и Порно. - Скатертью дорожка. - OS не без греХа. - Код смерти. - Марс ждет.
Неделя началась с события поистине звёздного: свой первый шаг на массовом рынке сделал, наконец, процессор Itanium 2, выпущенный в продажу компанией Intel. Страдалец, роды которого по причинам самым разнообразным - от неприятия рынком его предшественника, чипа Itanium, до проблем с собственной работоспособностью - затянулись аж на полгода, более известен всем нам под кодовым наименованием McKinley, - хотя ни имя, ни технические характеристики (а в этом смысле Itanium 2 есть чем похвастать: многомегабайтный кэш третьего уровня, втрое более быстрая системная шина и вдвое более высокая производительность, чипсеты от Intel и сторонних производителей, обещанная электрическая совместимость со всеми последующими процессорами семейства), для него не играют столь важной роли, сколь ценовая политика, проводимая его создателем. Itanium 2 решено продавать по ценам, близким к ценам на Itanium, что должно помочь популяризации систем на его основе. В случае, если Intel удастся сделать новый процессор популярным, мировой серверный рынок окажется целиком в её руках - до сих пор сегмент мощных серверов компании не принадлежал, там властвовали представители мира RISC-архитектуры.
Как пообещал недавно на одном из публичных мероприятий представитель процессорного гиганта, Itanium в ближашем десятилетии уготована роль сердца развлекательных систем. Учитывая мощь новых процессоров, нетрудно представить сколь сложными и привлекательными станут компьютерные игрушки ближайшего будущего. А принимая во внимание результаты исследования, проведённого недавно японскими учёными, можно уже начинать беспокоиться за состояние наших ближайших потомков - игры, если верить исследователям, способны подавлять способность человека мыслить… Говоря точнее, японец Акио Мори проанализировал у 240 человек, находящихся в разной степени увлечённости компьютерными играми и просмотром телепередач, активность долей головного мозга, отвечающих за эмоции и творческие способности - на предмет выявления в них аномалий. Те из подопытных, кто в своей повседневной жизни уделяет мало внимания телевизору и игровым приложениям компьютера, продемонстрировали нормальную картину: в их мозгах т.н. бета-ритмы, говорящие об активности мыслительных процессов, преобладали над альфа-ритмами, которые, в свою очередь, указуют на бездействие изучаемых долей мозга. Учёный назвал таких людей нормальными. В отличие от них, мозги испытуемых, проводивших перед экраном телека или за компьютерными играми от 2 до 7 часов ежедневно, показали картину прямо противоположную: бета-ритмами там почти не пахло. Выделены были и две промежуточных группы, представители которых, уделяя незначительное время голубоэкранным и цифровым благам цивилизации, были склонны к быстрому переходу в категорию игроманов. По словам Мори, результатами отсутствия бета-ритмов становятся лёгкая раздражительность, проблемы при общении с другими людьми (по всей видимости, людьми нормальными) и сложность в сосредоточении внимания на какой-либо одной задаче.
Процесс повышения мощности массовой вычислительной техники неизбежно сопровождается попытками повысить эффективность её применения. Это влечёт за собой перемены в дизайне и, пожалуй, больше всего внимания уделяется клавиатуре. Нынешняя её раскладка, придуманная почти полторы сотни лет назад, на протяжении всей истории своего существования не раз подвергалась переработкам с целью повышения эргономичности, однако, изменить порядок клавиш в наборном поле пока никому не удавалось - хотя альтернативных раскладок существует как минимум несколько штук. Очередную попытку низвергнуть QWERTY предпринял сотрудник компании Cray Питер Клауслер, который провёл эксперимент с целью определить наиболее удобный для человека порядок расположения символов на клавиатуре. В своём опыте Клауслер искал не просто клавиатуру, порядок клавиш которой был бы наиболее удобен для быстрого набора большинства общеупотребительных слов английского языка, но клавиатуру, наиболее удобную для набора несколькими пальцами - причём, с учётом, что пальцы у человека не резиновые, и растянуться сразу на всё наборное поле не могут. Применив методом генетических алгоритмов и сложную систему штрафов, он провёл машинный перебор нескольких тысяч вариантов, выделив из них четыре лучших. Любопытно, что в числе лучших оказалась и старая добрая QWERTY. Сейчас Клауслер занят практической проверкой своей находки.
Но вернёмся к теме негативного воздействия вычислительной техники на мозги обывателя. Если в мире внекомпьютерном разного рода дурные привычки время от времени всё же испытывают некоторые на себя гонения, то в мире цифры до такого пока не дошло - и производители игрового, порнографического и прочего, не слишком способствующего активизации мыслительной деятельности контента, получают по шее лишь изредка, когда уж слишком, что называется, зарываются. Отличный пример - последние события в Италии, где при непосредственном содействии католической церкви прикрыты пять порнографических веб-сайтов. Паренёк, заправлявший всем этим хозяйством, делал бизнес на не совсем обычном занятии - совмещая порнографию с церковной тематикой. Излишняя оригинальность и привела к насильственному останову бизнеса и аресту самого бизнесмена. Впрочем, изюминка произошедшего - в другом: все пять сайтов хостились на территории США, так что находились вне итальянской юрисдикции. Тем не менее, санкции римского прокурора вполне хватило, чтобы содержимое их было аннулировано.
Частично, для того, чтобы избежать влияния каких бы то ни было посторонних сил, Фондом общественного программного обеспечения (Public Software Fund), инициирован проект создания первой открытой пиринговой сети, специализированной для дистрибуции программного обеспечения, разработанного сообществом Open Source. Проект, основой которого станут наработки всё того же сообщества (вероятней всего - протокол Gnutella), будет возглавлен Томом Дженнингсом (он известен многим как основатель сети FIDO), которому, кстати, даже выделили под это дело деньги - целых 35 тыс. долл. Официальной целью проекта декларирована разгрузка серверов от наплыва посетителей, который обычно сопровождает появление на них свежего софта.
Автоматизированная или автоматическая дистрибуция софта всегда сопряжена с известными проблемами: исключение из цепочки машина - сервер контролирующего звена в виде человека может аукнуться очень больно - так, как аукнулусь это и, вероятно, аукнется ещё не раз, пользователям компьютеров производства Apple с операционной системой OS X, в один момент ставших подверженными атаке злоумышленников из Сети. Виновато во всём легкомыслие программистов и функция SoftwareUpdate, встроенная в систему для автоматической подгрузки с сервера Apple обновлений к ОС: как выяснилось - естественно, с хакерской помощью - функция эта не проверяет подлинность выкачиваемого программного обеспечения, так что обмануть её, при наличии желания, можно довольно просто. А обманув - воспользоваться ресурсами атакованной машины, установив на ней, к примеру, вирус с функциональностью клиента удалённого управления. Заплатки для решения этой проблемы пока ещё не существует.
Впрочем, хакерят не только энтузиасты компьютерной техники. Копаться в коде - правда, в коде уже более сложном, генетическом - обожают генетики-любители, на минувшей неделе представившие миру первый, искусственно созданный вирус. Своё творение (вирус полиомиелита) эксприментаторы создали руководствуясь исключительно легальными и доступными каждому обывателю ресурсами: специализированными магазинчиками с доставкой по почте (здесь были заказаны исходные материалы) и материалами по генной инженерии, выкачанными из Сети. Вирус получился вполне работоспособный: заражённые им мыши, как им и полагается, скончались. По словам поставивших опыт, точно так же могут поступить и террористы, собственноручно создавая вирусы, вызывающие смертельные заболевания.
Во что превратится мир, в котором то тут, то там будут вспыхивать локальные конфликты с применением бактериологического оружия, страшно представить. Но очень может быть, дожить до этого мрачного времени нам не суждено: по ещё более мрачным прогнозам исследователей из Всемирного фонда дикой природы (WWF), всего через полвека природные ресурсы Земли будут полностью истощены. Дабы не остаться у разбитого корыта, нам нужно либо резко сократить темпы потребления этих самых ресурсов, либо всерьёз задуматься о колонизации ближнего космоса. Последнее кажется наиболее реальным в свете планов, обнародованных руководством Росавиакосмоса: на 2014 - 2015 год запланирована российская экспедиция на Марс с участием человека. Суммы на полёт требуются астрономические, поэтому ответственность за его организацию решено распараллелить, приняв в долю зарубежных коллег: европейцы и американцы помогут с финансами, наши специалисты, в свою очередь, займутся технической частью. Удачи вам!