Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Оставайтесь на связи!

АрхивСудите сами
16.12.2002

Причины и последствия отказа МТУ и Ростелекома от бесплатного обмена трафиком комментирует генеральный продюсер компании "Lycos" Андрей Себрант

На прошлой неделе из-за отказа МТУ и Ростелекома от бесплатного обмена трафиком произошло нарушение связности в интернете.  Прокомментировать это событие мы попросили Андрея Себранта, генерального продюсера компании «Lycos».

А.С.: Я не могу сказать, что в курсе деталей этих событий. Просто не стал обзванивать лидеров этих компаний – моих старых знакомых – у них, наверное, других дел хватает. А понять, что там происходит, по официальным комментариям невозможно. Это я как человек, который в провайдерском бизнесе крутился, могу сказать совершенно точно. По своей невнятности комментарий «Зенона» свидетельствует лишь об одном – что какие-то переговоры у них с МТУ велись, однако ни  о  чем они не договорились. Со стороны понятно, что там все на самом деле непросто. Позиция Милицкого, который кричит, что все должны пириться со всеми, заведомо не совсем соответствует сегодняшним реалиям. Все со всеми пириться уже, конечно, не будут. В России, как в других странах, пиринг осуществляется на коммерческой основе. Так что, то, о чем сегодня можно реально договориться с провайдером, нужно выяснять в МТУ и Зеноне.

КТ: Мы уже пытались. Участники конфликта, естественно, во всем обвиняют друг друга…

А.С.:
Тогда попробуйте добиться комментария от представителей других крупных компаний-провайдеров – например, Голден телеком…  Интересно, какова их позиция, как они решают эту проблему для себя? Может быть,   имеет смысл вам на них как-нибудь напасть с формулировкой – а вот с вами это завтра не случится? Всем интересно, как Россия-онлайн страхует своих юзеров от разрыва связности.

КТ:
 Они пока отказываются говорить на эту тему.

А.С.:
Я уже говорил, что не располагаю «инсайдерской» информацией. И все же, со стороны понятно – то, что люди говорят вслух и в своих официальных заявлениях имеет лишь отдаленное отношение к тому, что происходит на самом деле… В свое время компании приняли решения об устройстве пиринга  – об этом, кстати, Милицкий правильно написал в своей статье. Он вспоминает,  что шло обсуждение,  кто – первичный, а кто – вторичный провайдер.  Тогда это решалось волевым порядком – первичные провайдеры  собрались, договорились, что они пользуются пирингом бесплатно, а те, кто подключается к ним –  им за это платят. Точка. А сейчас действуют более современные договоренности, но вокруг чего они вертятся, могут сказать только те, кто принимает в них участие.

КТ:
А  как в дальнейшем будет ситуация развиваться, вы можете предположить?

А.С.:
У меня только очень общий прогноз ситуации и, кстати, достаточно оптимистический. По-моему, то, что зарубежный и внутренний трафик сильно разнятся в цене, может быть даже опасно для России.  Я  не понимаю, почему человек, который обращается к Google,  должен платить больше, чем человек, который обращается к Яндексу. Таких примеров можно привести  довольно много. В общем, если  я все понял правильно, они сейчас начнут часть трафика гнать через зарубежный интернет, чтобы сохранить связность.

КТ: Они уже начали.

А.С.: Или уже начали, но не будут чарджить своих пользователей как за использование зарубежной сети за доступ к тем же МТУ-шным сеткам.

КТ:
На самом деле все так и обстоит.

А.С.: Если оно так и есть, то это как раз хорошо – ситуация, при которой не будет такой финансовой дискриминации зарубежного трафика. И вы поймите, интернет – вещь действительно глобальная. Дискриминация по финансовым соображениям зарубежного трафика ничего хорошего российскому пользователю, кроме искусственной его изоляции от мирового интернета, принести не может. Это четкая моя позиция.

Если в результате изменения тарифной политики подобная финансовая дискриминация зарубежного интернета, в котором, кстати, до хрена интересного на русском языке, уменьшится или исчезнет, я буду считать, что это только на пользу российскому интернету.

КТ:
Но, возможно, повысятся тарифы для конечного пользователя?

А.С.:
Вы знаете, я  сам плачу за трафик. И, вообще говоря, наш провайдер не разделяет трафик на зарубежный и не зарубежный, и для очень большого числа крупных провайдеров это так. Когда я сижу дома и пользуюсь Россией-онлайн, она меня чарджит за каждую минуту, а не за то, по какому интернету я хожу – российскому или не-российскому. И разговоры о том, что существуют тарифы для российского трафика, я в основном слышу от пользователей домашних сетей. Там есть такие тарифы типа «Патриот», которые покрывают трафик внутри России без помегабайтной оплаты, но простите, это как бы мягко выразиться, затрагивает далеко не большинство пользователей. Может быть, правильнее это все пересмотреть? У меня есть подозрение, почему Милицкий эту бучу заварил – он большой поклонник этих очень мелких провайдеров домашних сеток и так далее, и по ним это действительно как-то может ударить.

КТ:
А по пользователям не ударит?

А.С.:
Возможно, пользователям станет только лучше. Уже давно обсуждалось, ударит ли по пользователям консолидация провайдерского рынка. Это же, на самом деле, не совсем так просто. Опыт показывает, что какие-то «левые» провайдеры исчезают, а пользователю от этого хуже не становится – пользовательскую базу перехватывают крупные игроки. Например, за последние два года цены у крупных провайдеров либо снижались, либо оставались постоянными при повышении качества услуг. Поэтому если и будет происходить какое-то подорожание внутри,  в массовом  масштабе для конечного потребителя оно почти исключено. К тому же, у крупных провайдеров надежность сервиса  и «вменяемость» службы поддержки – что для неопытного пользователя крайне важно – совсем не такие, как у мелких. И не только Россия-онлайн, даже МТУ и Точка.ру при всех недочетах и проблемах, которые есть у любой толстой неповоротливой лавки, работают принципиально лучше. Когда что-то случается, от них можно чего-то добиться. А вот когда падает сетка у мелкого провайдера, он говорит:  «Дворник перебил кабель лопатой – сделаем, когда сможем…»  Вот такого ответа от России-онлайн или Точки.ру вы не дождетесь – от них на место тут же бригада выезжает.

Еще я хотел обратить ваше внимание вот на что. Когда я на днях с кем-то из журналистов говорил, они все время пытались от меня добиться ответа на вопрос: «Происходит ли монополизация рынка?»  У меня к вам большая просьба быть поаккуратнее со словом «монополизация», если вы  будете его употреблять. Я не случайно употребил выше слово «консолидация» - это принципиально разные вещи. Монополизация провайдерского рынка в России вряд ли возможна. У нас есть достаточное количество вполне жизнеспособных крупных игроков. А говорить о монополизации можно, когда такой игрок один. Да, например, с монополизацией телефонии в Москве  благодаря МГТС все ясно. Но говорить о монополизации провайдерского рынка, я думаю, неправильно. Происходит консолидация, при которой вместо кучи мелких  остается пяток или десяток крупных. Но назвать такой рынок монопольным, неконкурентным нельзя.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.