Цена ошибки
АрхивКомментарий дняКомпьютерные ошибки редки, но когда они случаются, под угрозой оказываются сотни и тысячи человек. Последний пример тому - инцидент в электронной системе торговли ценными бумагами NASDAQ.
Наше доверие к технике, подкрепляемое относительной стабильностью её работы, сегодня столь велико, что рядовой пользователь обычно даже не подозревает о возможности чисто технической ошибки (речь - о технике вообще, не только о компьютерной). Но порой Случай ставит нас лицом к лицу с неожиданно возникшей проблемой и тогда человек - творец и повелитель - обычно оказывается в совсем не выигрышном положении. И даже самые предусмотрительные не в силах ничего изменить. Именно такой трагической случайностью стало происшествие на американском рынке ценных бумаг, пришедшееся на пятницу, 5-е декабря.
Чтобы история, которая будет рассказана дальше, была понятна всем, необходимо одно пояснение. Все вы, конечно, в курсе того, что такое Американская фондовая биржа (New York Stock Exchange). Это её чаще всего показывают в том числе и в деловых новостях российского телевидения: огромный зал, стены которого увешаны компьютерными мониторами, а понизу бушует людское море из сотен "специалистов" - торговцев, машущих руками, старающихся перекричать многоголосый ор, лихорадочно делающих заметки в своих блокнотах. Заняты все эти люди одним и тем же делом: они стараются дёшево купить и дорого продать ценные бумаги (чаще всего - акции) разных компаний. История NYSE восходит к концу 18-го века и, вообще говоря, в работе её с тех пор мало что изменилось: вся торговля здесь точно так же ведётся через руки специалистов. Но с недавних пор (1971 г.) параллельно с NYSE в США существует виртуальная биржа NASDAQ. Строго говоря, NASDAQ является электронной сетью, соединяющей множество крупных, территориально разделённых компьютерных центров, к которым подключаются рядовые клиенты (компании и даже частные лица), торгующие ценными бумагами. Однако в первом приближении NASDAQ может быть представлена как структура, аналогичная NYSE и отличающаяся только одним аспектом: если на NYSE сделки между участниками, желающими продать бумаги и желающими их купить, заключаются людьми (уже упомянутыми специалистами), то на NASDAQ идеального партнёра подыскивают компьютеры. Большой плюс такого подхода - моментальность заключения сделок. Большой минус - необходимость полагаться на технику.
Нет, конечно же в NASDAQ, через руки участников которой только за 2002-й год прошли 441 миллиард акций, действует набор сложных правил, которые призваны сделать работу системы стабильной и защитить её от различных случайностей. Но - всего не предусмотришь. И иллюстрацией этому может служить случившееся 5 декабря.
Та пятница для скромной американской компании Corinthian Colleges (биржевой тикер COCO) началась обыденно: никаких серьёзных событий в деловой жизни страны и её самой, обещающих сильно повлиять на цену акций, не было и не предвиделось. А потому первый час, с 9:30 утра, цена колебалась в сравнительно узком диапазоне недалеко от отметки в 60 долларов. То, что началось в 10:46, даже не напоминало панику - оно паникой было: внезапно, как если бы кому-то из участников торгов стала известна некая важная новость чрезвычайно негативного свойства, цена акций COCO сперва поползла вниз, а потом и просто обрушилась. Произошло это из-за продажи в короткий отрезок времени большого количества акций. За 12 минут цена упала с 58 до 39 долларов и дальнейшее падение было остановлено только вмешавшимся руководством NASDAQ, принудительно остановившим торги по COCO. В течение часа торги стояли, а после были возобновлены и, поскольку никаких фактических предпосылок объяснявших падение не наблюдалось, COCO быстро вернулась к норме и уже к середине дня торговалась возле прежней отметки в 60. Единственным свидетельством оставшимся на биржевых мониторах был фантастический для COCO объём торгов: вместо среднесуточных 800 тысяч 5 декабря через руки трейдеров прошли 12 миллионов акций.
Так что же произошло? Скупое разъяснение (детали до сих пор неизвестны) руководство NASDAQ дало лишь во второй половине дня. Как оказалось, причиной, инициировавшей панику, стала ошибка одного из компьютеров, автоматически распределявших заявки на покупку и продажу, поступавшие от рядовых участников торгов. По всей видимости, в 10:46 один из трейдеров выставил на продажу среднего объёма пакет акций (от 10 до 100 тысяч). Однако вместо того, чтобы выполнить эту заявку один раз и отчитаться о проделанной работе, компьютер начал копировать её и рассылать по разным торговым центрам NASDAQ. Внешне всё выглядело так, будто бы сразу множество трейдеров почти одновременно начали сброс акций COCO. Немедленно определённая часть торговцев - кто по причине слабости своей психики, кто по причинам более существенным (резкое изменение цены акций в любом направлении часто вынуждает избавляться от них мелких трейдеров: как говорил один из биржевых воротил начала века, это напоминает полную ампутацию без анестезии) - поддержала продажи и возникла торговая паника.
Пример с акциями COCO замечателен, поскольку живьём демонстрирует сколь тяжёлыми могут оказаться последствия технических ошибок даже при идеально отлаженном механизме аварийного останова и отката. В самом деле, можно ли мечтать о чём-то лучшем, если на обнаружение неисправности в NASDAQ потребовались всего 12 минут? К тому же объявлено, что все сделки, заключённые в 12-минутный отрезок панических продаж, будут аннулированы. Изюминка в том, что полной "отмены" сделать невозможно и жертвы неизбежны. Представьте себя на месте трейдера, который купил акции COCO на отметке в 39 долларов и через пару часов продал их по 55. Вырученные деньги вы тут же вложили в следующую спекуляцию, а теперь узнаёте, что на самом деле ничего на сделке с COCO не заработали! Мало того, что вам придётся менять свои торговые позиции, вы, скорее всего, будете вынуждены сделать это с убытками. А убытки, на фондовом рынке бывают размеров неограниченных...
Всё, что остаётся в такой ситуации делать администрации торговой системы, это огрызаться: мол, те, кто решался на спекуляцию в моменты паники, должны были понимать, что дело нечисто. Учитывая тот факт, что на резких и больших движениях акций построено немало торговых стратегий, часть из которых моментально проводят в жизнь компьютеры, такая заява выглядит позорной попыткой переложить большую часть ответственности на ни в чём не повинных рядовых трейдеров. Но - смотрите шире и будьте готовы: случившееся на фондовом рынке лишь иллюстрация к тому, что всегда может произойти в любой другой области человеческой деятельности, где только мы зависим от машин. Увы, ошибки случаются.