Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Больше жизни

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   18.09.2002

Обычные музыкальные композиции длятся минуты, редко - часы. Композиция британца Джема Файнера будет звучать десять веков.

Попробуйте представить себе, сколько длятся обычно музыкальные композиции. Минуты, часы в лучшем случае - человек не в состоянии создать нечто большее: как композитору, так и слушателю присущи способность уставать, терять терпение и прочие чисто человеческие качества. Лишённая этих качеств машина - та, что стоит на столе у каждого из нас - не в состоянии заменить человека, но может стать ему хорошей подмогой. Компьютер - своего рода рычаг, продолжающий приложенное человеком усилие, с той лишь разницей, что усилие это не физическое, а интеллектуальное. И мы, совсем как древние люди, только-только начинаем приноравливаться к попавшему в наши руки инструменту, открывать его новые грани, пытаться приспособить для помощи себе.

Впрочем, довольно параллелей. В сегодняшней колонке хотелось бы отвлечься от конкретной сиюминутной тематики и обратиться к теме если не вечной, то уж точно - растянутой во времени на многие сотни лет. И связана она как раз с использованием компьютера в качестве рычага - для выполнения той работы, которую самостоятельно человеку совершить не под силу. Речь - о музыкальной композиции, длящейся без малого одну тысячу лет. Написана она британским программистом и музыкантом Джемом Файнером (Jem Finer). Впрочем, слово "написана" здесь вряд ли подходит, скорее - сконструирована, ибо проект Longplayer, в рамках которого происходит всё описываемое, содержит в основе своей обычную программу для компьютера. Всё гениальное просто - и Longplayer не исключение: имея за плечами 15-летний опыт выступлений с собственной панк-группой (Pogues) и учёную степень по компьютерным наукам, Файнер задумал создать нечто из ряда вон выходящее, где смешались бы музыка, философия и технологии - и воспользовался для реализации своих идей бесплатнойсистемой программирования музыкальных полотен для платформы Mac. Джем оцифровал из полноценных музыкальных композиций (тибетская этника) шесть отрывков, длиною от нескольких секунд до пары десятков минут, после чего заставил компьютер воспроизводить их, непрерывно меняя расположение относительно друг друга во времени. Постоянное смещение этих музыкальных слоёв и создало уникальное в каждый отдельный момент времени звуковое полотно - по звучанию напоминающее эмбиент. Программа, проводящая синтез, построена таким образом, чтобы перебрать все возможные комбинации к 31 декабря 2999 года. Начало было положено 1 января года 2000-го. Послушать композицию Файнера "живьём" (в конце концов, она всегда остаётся лишь синтетикой, порождаемой компьютером) можно в нескольких точках на Земле. Это пара местечек в Англии, и планируемые к открытию точки в Египте и Австралии. Но можно проделать это и онлайн: музыка транслируется с официального сайта проекта в виде звукового потока в формате QuickTime, так что утолить голод можно прямо не вставая со своего рабочего места.

Комментаторы уже успели причислить творчество Файнера к Generative Art - направлению в искусстве (а точнее - искусствах, ибо речь - не только о музыке, но и графике, прозе и поэзии, обо всех других областях творческой деятельности человека), отданном целиком и полностью машинам. Говоря попросту, произведения искусства здесь синтезирует компьютер - по подсказке своего хозяина, либо самостоятельно. И всё же Longplayer уникален - именно за счёт своей продолжительности. Композиция Файнера - та же Вселенная, познать которую за короткий промежуток человеческой жизни - невозможно. Можно лишь изучать её последовательно, звезда за звездой, либо исследовать куски пространства выборочно, всегда полагаясь на опыт прошлых поколений. Разница понятна - музыкальное пространство Longplayer соткано из цифровой синтетики. Но наденьте наушники, закройте глаза - вам не всё равно?..

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.