Высокая четкость по-русски
АрхивВ фокусеТелевидение высокого разрешения официально пришло в Россию в апреле, после того как "НТВ-Плюс" объявил о начале подписки на пакет из трех новых каналов.
Телевидение высокого разрешения официально пришло в Россию в апреле, после того как "НТВ-Плюс" объявил о начале подписки на пакет из трех новых каналов: HD КИНО, HD СПОРТ и HD Life.
Тестовое вещание было организовано еще в декабре 2006 года. По времени запуска компания, в принципе, не намного отстает от европейских темпов приобщения зрителей к радостям HDTV. Однако в отечественном случае проект пока можно отнести скорее к категории имиджевых, так как вряд ли стоит рассчитывать на широкий спрос у аудитории этой спутниковой телесети. Соответствующими телевизорами и панелями обзавелись далеко не все, да и достоинства HDTV практически не разъяснены массовому потребителю. Однако потенциальные конкуренты "НТВ-Плюс", ощущающие ужесточение борьбы в сегменте платного ТВ, судя по всему, не собираются дожидаться результатов первопроходца HDTV в России и намерены в течение года представить аналогичные сервисы своим абонентам.
Как это было
Строго говоря, лавровый венок первого отечественного HDTV-провайдера принадлежит вовсе не "НТВ-Плюс", а менее известной компании "Искрателеком". Она владеет домовой сетью в двух спальных районах Москвы: Марьино и Люблино (около 400 домов) и начала опытные HDTV-трансляции в феврале прошлого года. Кроме того, в прошлом году телевидение высокой четкости уже могли смотреть петербургские зрители канала "Телемедиум". Другое дело, что триумф "Искрателекома" помимо скромной зоны покрытия омрачала и скудность предлагаемого контента. Среди трех предложенных провайдером телеканалов: Euro-1080, Astra HD, TPS не было ни одного русскоязычного. Проблема HD-контента по сей день стоит очень остро, причем не только в России, но на тот момент она, видимо, оказалась неразрешимой.
Никто из очевидных лидеров столичного рынка IPTV тогда не озаботился запуском HDTV-проектов. Видимо, овчинка просто не стоила выделки, и компании выжидали, пока абоненты прикупят побольше телевизоров с нашлепкой HD Ready, чтобы на первых порах иметь хоть какой-то круг потенциальных зрителей новых каналов. Учитывая, что все это время цены на соответствующие приемники в магазинах падали, а штучное количество продаж непрерывно возрастало, ожидания компаний нельзя было назвать беспочвенными.
Уже осенью 2006 года стало очевидно, что появления HDTV в ассортименте провайдеров платного ТВ следует ожидать в ближайшее время. Участились упоминания о высокой четкости в интервью первых лиц телекомпаний, а фирма "Гротек", специализирующаяся на тематических B2B-каталогах, подсуетилась и выпустила спецсборник "Оборудование для телевизионного производства. High Definition".
Первый блин
В декабре в "НТВ-Плюс" решили, что пора начинать, и приложили все силы, чтобы HDTV в России плотно ассоциировалось в сознании потребителя именно с их брэндом. В какой-то мере им это удалось. Хотя компания не избежала общей проблемы рекламы нового сервиса - отсутствие возможности наглядно продемонстрировать достоинства разрешения 1080i и пятиканального звука в промо-роликах, идущих по обычному ТВ. Маркетологам, занятым продвижением HDTV, приходится довольствоваться разнообразными тематическими выставками и магазинными стендами, где они могут крутить HD-видео на соответствующих экранах или же показывать в эфирной рекламе отдельные увеличенные кадры DVD и HD-качества, чтобы непросвещенный потребитель мог хоть как-то осознать разницу.
К чести "НТВ-Плюс" стоит отметить, что компания выставила довольно демократические расценки на подключение HD-пакета, надеясь не упустить ни одного из своих клиентов с HD-телевизорами. Новые каналы доступны подписчикам в европейской части страны и на Украине. Стоимость подписки в зависимости от наличия у абонента других пакетов составляет от 350 до 950 руб. Правда, ни один из приемников-декодеров HDTV, продаваемых в России, не способен принимать сигнал "НТВ-Плюс", и компания поставляет соответствующий девайс самостоятельно. Дело не только в желании заработать (впрочем, цену ресивера скромной не назовешь - 16100 руб.), но и в необходимости поддержать совместимость с картами условного доступа телесети.
HDTV устарело
Японские ученые при поддержке государственной телекомпании NHK работают над созданием видеоформата Ultra HDTV, который будет в 16 раз превышать качество картинки HDTV. Размер изображения в новом стандарте составляет 7680x4320, а частота кадровой развёртки достигает 60 кадров в секунду. UHDTV-видео можно будет проецировать на экран с диагональю до 450 дюймов. Все это благолепие будет сопровождаться 22-канальным звуком: 10 колонок на уровне ушей, 9 - выше и 3 - ниже. За низкие частоты будут отвечать два сабвуфера. Час такого видео будет "весить" примерно 12 терабайт. Увы, посмотреть UHDTV пока не на чем (хотя в Sony уже проявили интерес к формату), да и сферы применения остаются достаточно туманными. Так, киностудиями, новостными и спортивными каналами новый формат вряд ли будет востребован. NHK планирует использовать UHDTV в медицине, искусстве и образовании. Тестирование нового формата должно начаться в 2015 году.
На техническую реализацию проекта компания потратила более $3,5 млн., которые ушли на производство новой кабельной инфраструктуры, специализированных кодеров системы компрессии и ресиверов. К этому следует прибавить расходы компании на покупку прав на спортивные трансляции, контракты с голливудскими лейблами на поставку контента и приобретение телепрограмм для HD Life у компании "Ред Медиа". В дальнейшем "НТВ-Плюс" собирается сосредоточиться на повышении доли программ собственного производства, а болельщиков планирует порадовать HD-трансляцией Олимпийских игр в 2008-м.
Окупаемость инвестиций вызывает определенные сомнения. Если бы "НТВ-Плюс" хотя бы год предоставлял HDTV-сервис в России в гордом одиночестве, то можно было ожидать, что к ее услугам обратится большая часть (по сей день немногочисленных на общем фоне) владельцев HD-совместимых телевизоров в России. Но этого, по всей видимости, уже не произойдет, так что оптимизм компании просто впечатляет. До конца года "НТВ-Плюс" надеется "подсадить" на телевидение высокой четкости от 10 до 20 тысяч человек.
Конкуренты
Одновременно с этим, рыночные аналитики полагают, что к концу 2007-го при условии развертывания HDTV-вещания еще и в сетях "Корбина Телеком", "Акадо" и QWERTY общее число российских подписчиков на услугу не превысит 30 тысяч. Запуск соответствующего сервиса у "Корбины" ожидается в июне. При этом телеприставки для просмотра HDTV производства Motorola обойдутся абонентам "Корбины" сравнительно дешево. Их цена составит около $150, что выглядит гораздо симпатичнее шести с лишним сотен за ресивер в "НТВ-Плюс".
Стоит отметить, что "Корбина" еще только выходит на столичный рынок IPTV и примечательно, что этот выход сопровождается разработкой HDTV-вещания. Фактически речь идет о появлении нового обязательного критерия для успешного старта IPTV-операторов. "Стрим-ТВ" также не остается в стороне и в настоящее время работает над развитием цифрового кабельного ТВ на базе DVB-C, который должен сделать возможным участие компании в отечественном рынке HDTV. Но в отличие от своих конкурентов, нынешний IPTV-лидер не рискует оглашать сроки запуска нового сервиса.
"Акадо" также стоит на пороге предоставления HDTV, однако в этой кабельной сети решили, что будут закупать контент у "НТВ-Плюс". Позиционировать HDTV в "Акадо" станут в качестве VIP-продукта. Владелец брэнда - компания "Комкор-ТВ" не рассчитывает привлечь к новому сервису в первые годы более 2-3% своих телезрителей. После всех этих заявлений анонс "Центрального телеграфа" (QWERTY) о возможном начале запуска HDTV осенью 2007 года, сделанный без лишних подробностей, прозвучал достаточно дежурно. Компания оценит успешность весеннего залпового запуска сервисов конкурентов и сделает выводы о целесообразности выхода на новый рынок. Главное, чтобы не опоздала. Клиентов пока не так много.
- Из журнала "Компьютерра"