Миграция в виртуальном пространстве
АрхивВ фокусеЧасто владельцы переводят свои сетевые ресурсы с одной площадки на другую желая получить качественное обслуживание по низкой цене. Какова динамика данного процесса?
Степень развития рынка услуг российского хостинга нетрудно оценить по числу доменов, делегированных в зоне .RU и поддерживающихся серверами доменных имен хостинг-провайдеров. По данным ведущего российского регистратора Ru-Center, число владельцев доменов в зоне RU за прошедший год выросло на 40,61% - до 328547.
Доля управляющих единственным доменом в общем числе владельцев меняется не так заметно. В 2003 году она составляла 78,71%, а в 2006 г. - 77,41%. Получается, изменение составило чуть более одного процента.
Эти данные можно истолковать следующим образом. Доля "новичков", тех, кто регистрирует свой первый домен, остается стабильной, а те, у кого уже есть домены, свои "владения" расширяют.
Вспомним известную поговорку: "Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше". В определенной степени она справедлива и в отношении веб-сайтов. Довольно часто владельцы переводят свои сетевые ресурсы с одной площадки на другую в надежде получить качественное обслуживание и функционал по более приемлемым ценам. Какова динамика данного процесса, по каким причинам владельцы сайта меняют хостинг, и как хостинговым компаниям в наши сложные рыночные времена удержать драгоценного клиента?
Как рассказала PR-менеджер PeterHost Валерия Дроздова, недостатка в новых клиентах ее компания не испытывала ни в позапрошлом, ни в прошлом году. Так, в 2005 г. прирост клиентов составил 90%, а в 2006 году - 70%. Эту тенденцию отмечают и другие ведущие хостеры. Компания "Мастерхост" только за декабрь прошлого года обрела свыше 4450 новых клиентов, из которых 63 процента были новичками. Анализируя эту статистику, Ольга Журавская, руководитель отдела маркетинга и PR "Мастерхоста", объясняет высокие темпы роста рынка хостинга тем, что интернет уже превратился в стандартную телекоммуникационную услугу, доступную всем и каждому. Рост здесь не только количественный, но и качественный. Пользователи чаще и больше потребляют различных интернет-сервисов, а спрос, как известно, рождает предложение.
Безусловно, немалую часть новых интернет-ресурсов составляют блоги и другие социальные проекты, но вместе с тем отмечается и активность представителей среднего и малого бизнеса в 2006 году. Именно эта категория составляет большой процент от общего прироста клиентов. В компании "Агава" нам сообщили, что за два года прирост составил 140,95% (с 7636 до 18399 доменов). Причем наблюдается существенный прирост отношения количества доменов к числу их владельцев. Стабильный рост зарегистрированных доменов Наталия Корнаухова из компании Majordomo объясняет общим укрупнением рынка, ростом больших компаний, что приводит к потере клиентов малыми компаниями.
Как и в любом бизнесе, на рынке веб-хостинга есть лидеры, постоянно приобретающие новых клиентов, и есть аутсайдеры, со столь же завидным постоянством клиентуру теряющие. Одним из самых непопулярных хостинг-провайдеров в последнее время можно назвать Valuehost, который стабильно теряет клиентов вот уже несколько месяцев. Пожалуй, главные причины кризиса заключаются в нестабильной работе серверов и неадекватной технической поддержке. Значительно усугубила ситуацию недавняя нашумевшая история с утечкой базы клиентов и последовавшим вслед за этим массовым заражением серверов Valuehost вирусами. Не лучше обстоят дела и у «Хостинг-центра РБК». После поглощения нескольких небольших провайдеров число клиентов значительно выросло, а вот мощностей для их качественного обслуживания и поддержки, похоже, не хватает. Чтобы не быть голословными, напомним недавнюю историю с "Транспортным сервером Москвы", который в результате крупного двухдневного сбоя на площадке "Хостинг-центра РБК", сопровождавшегося глухим молчанием технической поддержки, был вынужден подыскивать себе другое "пристанище".
Тех, кому интересна полная картина прироста и убыли клиентов у того или иного российского хостинг-провайдера, можем переадресовать к статистике по адресу http://domstat.p8.ru/. Данный ресурс позволяет наглядно представить себе динамику переходов доменов от одного провайдера к другому.Что же чаще всего привлекает новых клиентов? Возможно, это выгодные тарифы, которые по все более низким ценам предлагают владельцам сайтов все более широкий спектр услуг. Но так ли это на самом деле? . Как пояснила Валерия Дроздова, цены на тарифные планы за последние два года не менялись, однако тарифы становились привлекательнее за счет добавления новых функциональных возможностей, как правило, тех, о которых просили сами клиенты. Коллега Дроздовой из Majordomo, Наталия Корнаухова, рассказала, что наибольшим спросом пользуется тариф "Мастер", который за семь рублей в день предоставляет заказчику неограниченный трафик и десять баз MySQL. Подобные возможности позволяют реализовать сетевые проекты любой сложности: корпоративные сайты, информационные порталы, интернет-магазины и многое другое. То, что размер имеет значение, нам подтвердили и в компании "Агава". Наряду с тарифным планом Normal большим успехом пользуется тариф "Места хватит", по которому за 299 рублей в месяц предоставляется 25 гигабайтов.
По словам Ольги Журавской, активность среднего и малого бизнеса в Сети подтверждается востребованностью тарифных планов «Эффективный» и «Специалист», причем как на Unix-, так и на Windows-платформах. Данные тарифы позволяют клиентам развивать различные интерактивные сервисы на своих сайтах и содержать внушительные базы данных. Стоимость этих тарифных планов адекватна набору функциональных и ресурсных возможностей. Многих потенциальных клиентов мало интересуют копеечные тарифы, напротив, популярностью пользуются "средние" и "старшие" планы, что свидетельствует о наступившей зрелости Рунета.
Компания "Агава" делает ставку на постоянное добавление нового функционала. "Для удобства клиентов постоянно обавляется новый функционал: более совершенные версии панели управления, почты, биллинга, - комментирует Ольга Игошина. - Так, в ближайших наших планах значится ввод в эксплуатацию новой, более производительной панели управления, лишенной конструктивных недостатков предыдущих версий. В начале февраля будет реализована возможность оплаты через платежные терминалы, а в службе поддержки планируется организовать колл-центр".
При расширении линейки предлагаемых услуг "Мастерхост" в первую очередь руководствуется динамикой рыночного спроса. Большой интерес вызывают новинки, технически более совершенные тарифы. Актуальными потребителям представляются тарифные планы VPS. Это универсальное решение, сочетающее все преимущества отдельного физического сервера с гибкостью настроек виртуального сервера. "Мы планируем активно развивать это направление, - говорит Ольга Журавская из "Мастерхоста". - Например, буквально на днях в рамках тарифов VPS мы увеличили дисковое пространство вдвое при прежней цене. Идею этого нововведения нам подсказал удачный опыт акции с таким предложением». В планах компании также значится развитие тарифов Windows-хостинга.
В «Мастерхосте» уделяют внимание совершенствованию системы оплаты хостинга. В последние годы в наш обиход прочно вошли пластиковые карты, которыми удобно расплачиваться за широчайший спектр услуг. Такие карты предлагает и «Мастерхост».Также компания с большим успехом практикует краткосрочные маркетинговые акции, основные призы в которых - не хостинговые услуги, а продукция других компаний. Например, летом разыгрывались товары, могущие пригодиться во время летнего отдыха: карманные компьютеры, фотоаппараты, рюкзаки и т.п., а зимой - компьютеры и мониторы. Но такие акции не являются гарантом стабильности бизнеса хостинговой компании, так как пользователь уже не реагирует на сиюминутную выгоду, а стремится к стабильности и профессионализму в вопросе поддержки своих проектов.
Выходит, Рунет активно живет и развивается, а "переезды" доменов с одной хостинг-площадки на другую свидетельствуют о росте и совершенствовании бизнеса провайдеров. Но ведущая тенденция не меняется, да и вряд ли изменится когда-либо. Ведь надежность, уважение к клиенту, безотказная работа и грамотная техническая поддержка всегда будут являться гарантией не только выживания на рынке, но и успеха. Кроме того, очевидно, что потребитель все больше задумывается о ценностях и выгодах, которые он получает при заказе услуг в той или иной компании, нежели о стоимости, больше внимания уделяет качеству товаров и претендует на квалифицированные и оперативные консультации.