Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Per Elita Ad Astra

АрхивВ фокусе
автор : Роман Георгиев   09.08.2004

Первая версия легендарной игры Elite вышла ровно двадцать лет назад - в 1984 году. Её секрет пытались раскрыть много раз, но без особого успеха. Трёхмерные ускорители и быстрые процессоры не помогают.

Так, эти двое решили поиграть в двух ворон и одну собаку... один даёт залп, разворачивается и сваливает, пока гонишься за ним, второй садится на хвост. У них у каждого преимущество в скорости и манёвре... Ракета... замечательно, просто великолепно... Увернулся. Это всё, что вы умеете? Так, одного сделал... Праздничный фейерверк... Ага, не иначе как полицейский истребитель подбирается... Второй пират улепётывает - ну, скатертью тебе дорога, дорогой товарищ... Что ж, отлично, и сам уцелел, и груз спас. Правда, кажется, окривел на один лазер, но и это не беда.

Характерный поток сознания для игрока, по уши засевшего за космический симулятор, не правда ли? Примерно те же мысли вертелись в головах людей, которые два десятилетия тому назад лупили по клавишам своих BBC Micro, "Спектрумов", "Амиг" и IBM PC, стараясь уклониться от свирепствующих космических флибустьеров, которым замстилось разделать вашу Cobra MK III под орех и не допустить возвращения на родную планету Лэйв...

Да, господа геймеры, первая версия бессмертной (похоже, что в буквальном смысле) игры Elite вышла ровно 20 лет назад - в 1984 году.

То были времена засилья примитивных аркад наподобие Pacman или Invaders (кто-нибудь помнит эти названия?) У двух тогда ещё весьма и весьма молодых программистов, студентов Кэмбриджа Йена Белла и Дэвида Брейбена (Ian Bell, David Braben), однако же, постепенно созрела идея написать нечто совсем иное.

Собственно, идея создать трёхмерный боевой космический симулятор, как утверждает сам Брейбен в одном из своих интервью, буквально витала в воздухе, и чего больше всего боялись Белл и Брейбен, так это, что кто-то успеет их обогнать. Опасались напрасно. Elite стала первой по весьма многим параметрам: первый действительно трёхмерный космосим, да ещё с элементами некоторой Adventure'ности, но без написанного заранее сюжета и традиционных аркадных "боссов".. Такая нестандартность, кстати, поначалу вышла Брейбену и Беллу боком: потенциальные издатели никак не могли понять, кого может заинтересовать игра, которую нельзя пройти за несколько минут.

Всё начинается очень просто. Вы - пилот относительного неплохого космического корабля Cobra MK III, вооружённого, впрочем, лишь слабеньким импульсным лазером и парой ракет. За душой у вас жалкая сотня кредитных (так и хочется сказать, "условных") единиц за душой, а на борту - немного  топлива. Вас вышвыривают из орбитальной станции, расположенной точно между единственной планетой и солнцем солнечной системы Лэйв.

Лэйв - планета так себе. Диктаторский режим, основная достопримечательность - игорные дома, да и те для вас недоступны, поскольку корабль в этой игре приземляться не может. Зато можно побывать на орбитальных станциях, которые есть почти у каждой планеты.

Естественная карьера для начинающего - космическая торговля. На станции можно закупить небольшую партию товара (на 100 у.е. много и не купишь), а дальше - мотаться по окрестным системам и искать, где товар подешевле купить и где его подороже продать... Одним словом, заниматься банальной спекуляцией.  Между прочим, это опасное занятие - самые выгодные цены в системах с нестабильными режимами, но именно там полицейская защита космического пространства хромает на все четыре ноги, и любая пиратская нечисть готова в любую минуту сесть торговцу на хвост и зацапать весь груз.


Стыковка со станцией не всегда заканчивается удачей.

Но, как уже было сказано, одним из главных достижений авторов Elite стала потрясающая свобода действий. Не нравится торговля - можно промышлять пиратством и распылять честных торговцев на геометрические фигуры. Однажды из обломков подбитого корабля непременно выплывет контейнер с каким-нибудь приличным грузом, который потом можно бессовестно загнать.

Совершенно колоссальных размеров игровая вселенная тоже немало способствовала созданию иллюзии свободы. Это действительно вселенная - несколько галактик с несчётным количеством обитаемых миров.

Как удалось вместить такие просторы в несколько десятков килобайт, спросите вы? Дело в специальном генераторе последовательности псевдослучайных чисел. Алгоритм довольно простой: задаётся исходная комбинация из двух двузначных чисел, сложением которых образуется некое третье число. Четвёртое число образуется, в свою очередь, сложением цифр во втором и третьем числах, при этом оставляется только последние две цифры. Получившийся ряд выглядит как последовательность случайных двузначных чисел, но при одних и тех же значениях исходных чисел, "посеянный" ряд каждый раз оказывается одинаковым. Этот ряд, собственно, и обеспечивал всё это благолепие: названия планетных систем вкупе с их краткими описаниями и неявными характеристиками, ценами на различные товары в различных системах. При этом Лэйв оставался Лэйвом и не менял название при каждом запуске игры.

Что дальше?

Во-первых, естественно, заработать денег. Деньги нужны на апгрейд корабля. Тот, в свою очередь, необходим для повышения мобильности судна. Чтобы путешествовать между звёздами, нужен гиперпространственный двигатель, а его межгалактическая вариация, в полном соответствии с названием, позволяет перемещаться между галактиками (их в игре восемь). Стоит Intergalactic Hyperdrive денег совершенно недетских.

Во-вторых, исследовать космос, который представляет собой довольно агрессивную, надо заметить, среду: кое-где идут боевые действия со злобными насекомообразными таргоидами, кое-где попадаются крупные космические платформы, где засели обозлённые жертвы всяческих катастроф (причём очень хорошо вооружённые жертвы), полно пиратов, ну и так далее. Без хорошего оружия и брони туда лучше не соваться.

К тому же, стоит вам попасть в чёрные списки местных правоохранительных органов, и полицейские истребители тут же пустят вас на фарш. Разбираться с ними - себе дороже, потому что в одиночку они не летают, а если вы и перещёлкаете выпущенное по вашу душу звено из пяти истребителей, то им на смену прибудет ещё пятеро.


Ох, не стоило стрелять в станцию, ей-богу не стоило. Порвут-с.

Ну а главная "цель", собственно говоря, сформулирована в самом названии игры: нужно добиться высшего боевого рейтинга, "Элиты". В начале игры пилот получает рейтинг Harmless (безвредный), а высшим рейтинговым значением является Elite. Получение такого "звания" означает, что игроку удалось истребить несчётное количество (несколько тысяч) кораблей супостатов, и остаться при этом целым (во Frontier: First Encounters статус "Элиты" получает пилот, уничтоживший 6000 нападавших кораблей).

Elite пережила огромное количество портов на разные компьютерные и игровые платформы. Это сейчас в пользовательском секторе компьютерного рынка доминируют de facto только три программные платформы (да и то, доля Linux и Mac OS удручающе мала). В восьмидесятые разнообразие было намного большим, поэтому и портов оказалось много. Оценки встречаются разные: некоторые полагают, что лучшим является порт Elite для Acorn Archimedes, а самому Брейбену больше прочих нравится переделка под NES. Список легальных портов игры приведён здесь, но существует также масса "вариаций на тему". Однако о них речь пойдёт позже.

(Продолжение следует)
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.