Музыканты и пираты
АрхивЛютый копирайтЗвукозаписывающие лейблы постоянно пытаются привлечь популярных исполнителей к пропаганде. Когда кумир публично плачется своим поклонникам на пиратов - это может произвести впечатление.
При просмотре новостных лент складывается впечатление, что Американская ассоциация звукозаписывающих компаний сузила круг своих функций до одной - судебного преследования пиратов. По какому-либо другому поводу об организации вот уже который год не вспоминают. Вряд ли что-то изменится в обозримом будущем. Разве что в качестве ответчиков по искам RIAA все реже будут выступать пользователи файлообменных сетей. По крайней мере, с прошлого лета, ассоциация перестала рассматривать их в качестве "врага номер один". На изменение политики организации повлияли результаты исследования, показавшего, что на пиринговые сети пришлось лишь 16% всей приобретенной в 2004 году музыки, тогда как доля пиратских CD составила 29%.
Однако в покое любителей нелегального файлообмена RIAA не оставила. В основном внимание лейблов привлекали университетские локальные сети. Так, в декабре 2005 г. была проведена очередная облава на распространителей и активных потребителей нелегального контента, по результатам которой возбуждены дела на 751 человека. Львиную долю составили студенты Гарварда и Университета Южной Калифорнии, то есть вузов, отличающихся высокой технологической оснащенностью. В текущем году RIAA в специальном обращении призвала администраторов сетей сорока ведущих американских университетов использовать специальные фильтры трафика.
После разгрома пиринговых сервисов Kazaa и Napster у ассоциации дошли руки еще до одной популярной сети - LimeWire. В августе создателям файлообменника было предъявлено обвинение в пособничестве незаконному распространению музыки. Достойной компенсацией за нанесенный правообладателям ущерб в RIAA считают $150 тысяч за одну композицию. Чем все закончится, пока не ясно, но если судить по прежним разбирательствам, шансы LimeWire на выживание в существующем виде невелики.
В своем жгучем желании прижать меломанов-нелегалов к ногтю ассоциация все чаще допускает промашки. В марте 2006 года RIAA не смогла одолеть в суде жительницы Орегона Тани Андерсен, подозреваемой в скачивании музыки из сети Kazaa. Месяц спустя оконфузилась еще больше, обвинив в нелегальном размещении контента семью, не имеющую компьютера. А летом RIAA проиграла дело еще одной американке Дебби Фостер, которой вменялось скачивание большого количества композиций в Kazaa. Ассоциация не смогла предоставить суду ни дат скачивания песен, ни их точного количества, а потому попросила прекратить рассмотрение иска. Однако судья не дал лейблам возможности так просто отделаться и потребовал, чтобы RIAA возместила ответчику все судебные расходы.
Звукозаписывающие лейблы постоянно пытаются привлечь популярных исполнителей к ведению пропагандистской работы. Одно дело, когда безликие компании выдвигают со скоростью пулемета все новые и новые иски к пользователям, попутно всеми правдами и неправдами ужесточая копирайтное законодательство. Тут психологическое давление вторично и основано на том, чтобы вызвать чувство страха за свой кошелек (а теперь уже и свободу) у пользователя нелегального контента. И совсем другое, когда кумир публично плачется своим поклонникам на горькую судьбу и наглых злоумышленников, регулярно крадущих его деньги. В ход идут любовь и сострадание к поп-идолу и, как следствие, неприязнь к "флибустьерам", досаждающим обожаемой звезде.
Первым крупным проектом по массовому информированию населения о тяжкой доле эстрадных исполнителей стали рекламные ролики RIAA, которые в 2002 году несколько недель крутили по американскому ТВ. В роли людей нелегкой судьбы выступили Мадонна, Элтон Джон, Фил Коллинз, Стинг, Лучано Паваротти, Бритни Спирс и др. В дальнейшем подобное "зомбирование" стало стандартной практикой.
Так, относительно недавно - в мае 2006 года - группа Red Hot Chili Peppers, чей последний альбом "Stadium Arcadium" всплыл в Сети до начала официальных продаж, адресовала своим слушателям открытое письмо по этому поводу. Поклонников призывали не скачивать незаконную копию "пластинки", объясняли, что поступок пирата крайне огорчил коллектив. Также не преминули сообщить о бессонных ночах, проведенных в совершенствовании звучания записей. В общем, группа очень хотела бы, чтобы меломаны оценили сведение альбома и не портили впечатление недосведенной пиратской копией.
Некоторые исполнители не давят на жалость, предпочитая другой формат общения. Так, в процессе продвижения альбома Мадонны "American Life" в пиринговые сети были выброшены МР3-фальшивки, при воспроизведении которых вместо песен раздавалась гневная тирада певицы, которую можно более или менее культурно и при этом адекватно перевести как "Что за ерундой ты тут занимаешься?!" Впрочем, всех пристыдить не удалось, и за несколько дней до официального релиза композиции с "American Life" уже можно было скачать из интернета.
Вторая из серии статей о положение дел на копирайтном фронте. По материалам журнала "Компьютерра"