Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Когда Орфей берёт отвёртку: механическая музыка

АрхивСтатьи
автор : Юрий Ильин   03.03.2008

Попытки заставить музыкальные инструменты играть "самостоятельно", без участия музыканта, имеют давнюю историю. Тем удивительнее преемственность принципов, заложенных ещё в XV столетии.

Попытки заставить музыкальные инструменты играть "самостоятельно", без участия музыканта, имеют давнюю историю. Тем удивительнее преемственность принципов, заложенных ещё в XV столетии; не будет ошибкой сказать, что, например, граммофон довольно быстро вытеснил механические пианино с рынка по причине своего абсолютного (да полноте, абсолютного ли?) превосходства в техническом смысле, однако глубоко заблуждаются те, кто отказывает им в родстве, причём довольно близком. Потому что фактически звукозапись началась отнюдь не с восковых валиков фонографа Эдисона, но куда раньше.

Во время оно автору данных строк довелось увидеть в дореволюционной газете, издававшейся в Российской Империи, рекламу механического пианино, причём рекламный слоган гласил: "С помощью этого инструмента вы сможете музицировать, даже не умея играть на фортепиано." Инструмент приводился в действие с помощью педалей и перфорированной бумажной ленты, на которую, собственно, и записывалась пьеса. Информационная технология, однако...

Но заглянем в более давнее прошлое.

Карильон и музыкальная шкатулка

Родиной колокольных перезвонов в Европе считается город Мелехен во Фландрии (или, на французский манер, Малин - с ударением на последний слог; оттуда, кстати, и пресловутый "малиновый звон"), где с XIV-XV века начали отливать по особому рецепту хроматически настроенные колокола. Из таких колоколов составлялись наборы, через проволочную трансмиссию соединённые с клавиатурой, очень отдалённо напоминающей органную - это называлось "карильон" или "карийон" (Carillion).

По этой ссылке располагается видеозапись исполнения светского произведения на карильоне в соборе Синт-Ромбаутскерк в том самом городе Мелехене (возможность вставить ролик в стороннюю веб-страницу там отключена по требованию правообладателей).

На карильонах, впрочем, играли не только вручную. В той же Фландрии с XIV века карильоны начали оснащать цилиндрами с размещёнными на их поверхности в определённом порядке штифтами, которые цепляли молоточки, бившие по колоколам, или приводили в движение их языки (поскольку сами колокола в карильоне закрепляются неподвижно).

Этот же принцип в итоге, правда, в миниатюре, нашёл спустя столетия применение в музыкальных табакерках и музыкальных шкатулках, с той лишь разницей, что колокольчики с конца XVIII века сменили гребни с металлическими пластинами, опять же хроматически настроенными. Автором идеи считается Антуан Фавр. Подобный валик с выступами нашёл применение и в шарманках, о коих будет рассказано отдельно.

Производство музыкальных шкатулок с часовыми механизмами в XIX веке стало весьма процветающим промыслом, столицей которого сделался город Сен-Круа в Швейцарии. В 1870 году немецкий изобретатель предложил использовать вместо цилиндра диск, и к концу XIX - началу ХХ века такие "музыкальные ящики" со сменными дисками, на которые "записывалась" чуть ли ни любая музыка, сделались весьма и весьма популярными по всему свету. Как это выглядело и звучало можно увидеть по этой ссылке.

Тем не менее, продержались такие музыкальные автоматы не сказать чтобы очень долго: фонограф Эдисона был уже на подходе.

С другой стороны, французский часовщик Шарль Рож, который, осев в середине 1860-х годов в Сен-Круа, занялся выпуском карманных часов с музыкой, основал компанию Reuge, занимающуюся и поныне производством музыкальных шкатулок и прочих "музыкальных автоматов".

Механический соловей и кукла-органист

Семейство швейцарских часовщиков Жаке-Дрозов прославилось на весь мир целой вереницей остроумных (а местами и поистине гениальных) изобретений, среди которых механический соловей и набор кукол-автоматов, из которых одна умела играть на органе - пальцами. Клавиатура была, конечно, выполнена особым образом, но в целом это был натурально работающий музыкальный автомат, для тех времён - а это самый конец XVIII столетия - истое чудо техники. Да и сейчас, в общем, тоже, учитывая, что куклы, которые на протяжении нескольких лет мастерили патриарх Пьер Жаке-Дроз и его сыновья, до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Кукла действительно нажимает пальцами на клавиши. Такого даже теперь достичь непросто, что уж говорить про XVIII век. "Органистка", между тем, могла играть до полутора десятка мелодий.

Между тем, куклы были своего рода рекламным кунштюком, предназначенным исключительно для того, чтобы привлекать покупателей основной продукции Жаке-Дрозов - механических часов (в том числе - первых наручных) и механических певчих птиц, каковых Жаке-Дрозы изготавливали с 1780 года.

Вот одна из них.

Пташки, приводимые в действие часовым механизмом, могли насвистывать какие-то мелодии, вдобавок вертясь на месте. Естественно, весь механизм, в том числе звукоизвлекательная его часть, располагался в ларце, из которого "пташка" выскакивала и куда, когда завод заканчивался, мирно заваливалась почивать. Часовая пружина приводила в движение меха, прогонявшие воздух через свисток.

В одном из описаний механической певчей птички, находящейся в Политехническом музее в Москве (а раньше квартировавшей в Зимнем дворце), указывается, что свисток иногда закрывался, а внутри него двигался поршень, заставлявший свисток удлиняться или укорачиваться с соответствующим изменением высоты высвистываемого тона.

Шарманка и оркестрион

Шарманка или уличный орган приводилась в действие приводилась механическим образом: либо вращением рукоятки (Папу Карло нам в свидетели), либо ременной передачей от колёс, если шарманщик катил свой орган на тележке.

Фактически да, это обычный духовой орган, только вместо клавиатуры - такой же валик (цилиндр) с выступами, как в музыкальной шкатулке, приводящий в движение меха и клапаны органа. Считается, что её изобрели где-то в конце XVIII века, так что можно сказать, что она современник музыкальных шкатулок.

Возможно, небезынтересным будет отметить, что само слово "шарманка" прижилось исключительно в русском языке, в других - как был "уличный орган", так и остался. А другое название прилипло к инструменту в силу того, что наибольшей популярностью пользовалась песенка "Charmante Katarina" ("Прекрасная Катарина"). Впрочем, один такой "орган" мог воспроизводить по нескольку произведений. С другой стороны, близкие родственники "шарманок" в английских церквях использовались во время богослужений и не имели репутации средства уличного заработка.

Оркестрион - это уже совершенно иной коленкор.

На самом деле, инструментов с таким названием было три: первый, изобретённый аббатом Фоглером ещё в 1785 году, представлял собой просто камерный орган, второй был гибридом фортепиано и органа (изобретён Томасом Антоном Кунцем в 1791 году), ну и третий - это уже в 1851 году созданный механический инструмент, способный имитировать звучание целого духового оркестра (включая ударные) - и играть самостоятельно.

Музыка "записывалась" сначала на всё те же валики с шипами, а позднее - на бумажные перфоленты, как и в случае с механическими пианино.

Оркестрионы были популярны у зажиточных людей, кроме того, ими украшали вестибюли гостиниц. Исполняли такие инструменты обыкновенно бодрую, бравурную музыку вроде той, которую играли военные оркестры.

Пианолы

Хотя эти термины практически срослись между собой, изначально они значили совершенно разные вещи.

Пианолами назывались механические приставки к обычным фортепиано - фактически, это были роботы-пианисты, чьи "пальцы", обитые волоком, действительно нажимали на клавиши фортепиано. В действие эти устройства приводились с помощью пневматического привода ("пианолисту" надо было постоянно нажимать на две педали) и перфорированной бумажной ленты, на которой "записывалась" исполняемая музыка. Пианола появилась в середине 1890-х годов; её изобретатель Эдвин Воути сразу же предложил своё изделие компании Aeolian Company, которая охотно и даже агрессивно взялась за распространение новой "игрушки", стоившей немалые, по тем временам, деньги: 250 долларов. Характерно, впрочем, что оригинальная пианола имела ограниченный диапазон в 65 клавиш; в 1908 году, впрочем, на отраслевой ассамблее был принят новый формат бумажных лент для пианол, единый для всех производителей (а их к тому времени набралось уже немало), покрывавший полный диапазон 88 клавиш.

Впоследствии механизмы пианол стали встраивать прямо в обычные фортепиано, так что неудивительно, что последовала путаница в терминах.

Читайте также: Состязание роботов-пианистов. Попытки "механизировать" фортепиано предпринимались на протяжении всего XIX столетия; фактически, с тех самых пор, как сам инструмент приобрёл свой нынешний облик.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.