Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Молитва через интернет

АрхивСтатьи
автор : Григорий Рудницкий   31.08.2007

Церковь - очень консервативный институт, и большинство церковных обычаев имеют многовековую историю. Тем неожиданнее кажутся первые попытки освоения интернета, которые она предпринимает.

Православная церковь все активнее используют интернет. Если еще совсем недавно речь шла, в основном, о сайтах-визитках, рассказывающих о приходском храме или обители, ее истории и святынях, да иногда отображающих расписание богослужений и почти всегда содержащих банковские реквизиты для пожертвований, то сегодня все чаще можно встретить церковные сайты с некоторым набором интерактивных веб-сервисов. Одни предлагают ознакомиться с фрагментами Евангелия и Апостола, которые читаются за богослужением в этот день или с житиями святых, память которых как раз отмечается. Другие приглашают с помощью специальной формы задать вопрос священнослужителям. Еще одно интересное нововведение - прием через Сеть поминаний о здравии и упокоении. Дело в том, что ежедневно за литургией служащий священник поминает живых и усопших христиан, что символизирует единство земной и небесной Церкви. Для этого заранее в храме оставляют записку с именами своих родных, близких, а также всех, кого вы хотите помянуть. Здесь же предлагается, не вставая со стула, переслать такие записки через интернет.

Посетители сайта монастыря во имя Архистратига Божия Михаила Новосибирской Епархии не просто могут отправить такие "виртуальные" записки, но и подробно ознакомиться с правилами написания церковных поминовений. Интересен также блог монастыря, из которого можно узнать о последних новостях и событиях в этой обители. Единственное, что вызывает смущение, - это неприметная форма отправки 200 рублей через систему "Яндекс-Деньги", без этой отправки невозможно и переслать поминовение. В принципе, для верующих ничего зазорного в этом нет, ведь апостол Павел говорит: "Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?" (1-е Послание к Коринфянам.9:13). Первые христиане жертвовали хлеб и вино для совершения Евхаристии, впоследствии же распространилась практика денежных пожертвований. Однако с пользователей требуют не просто пожертвование средств по мере возможности, но указывают конкретную сумму.

Идея создания сайта родилась примерно полтора года назад, рассказывает один из насельников обители иеромонах Феодосий. Данный веб-ресурс в своем нынешнем состоянии является промежуточным этапом, и в дальнейшем планируется создать более совершенный вариант сайта. Что касается блога, то его возникновение обусловлено тем, что эта технология позволяет оперативно размещать в интернете любую информацию и новости, не обладая при этом даже минимальными техническими навыками. Если говорить о количестве записок, которые принимает монастырь через интернет, то пока их сравнительно мало, всего несколько штук в месяц. "На нашем сайте присутствуют ссылки на другие сайты храмов и монастырей с возможностью подать поминовение через интернет. Я думаю, с увеличением таких сайтов ситуация изменится к лучшему", - комментирует иеромонах Феодосий.

Далеко не все духовенство разделяет положительное отношение к приему поминальных записок чрез интернет. "Мне не нравится эта практика, - говорит настоятель московского храма св. Иоанна Воина протоиерей Николай Смирнов. - Надо приходить в храм и там подавать записку. Ведь в этом случае кто-то может передавать от имени другого человека, кто этого не знает, или вносить в записку имена тех людей, о которых церковь молиться не может - некрещеных или самоубийц. Эти вопросы должны выясняться при личном присутствии человека в храме".

А как обстоит дело в Европе, насколько там распространена подобная практика? Мы попросили ответить на этот вопрос клирика Бельгийской епархии РПЦ, настоятеля храма Рождества Христова в Антверпене священника Андрея Елисеева. "Можно сказать, что практика подачи поминальных записок через интернет в Западной Европе почти вовсе отсутствует. Из всего множества сайтов, которые завели православные самых разных национальностей и церковных юрисдикций, лишь один приходской русскоязычный сайт в Германии предоставляет возможность отправить просьбу о молитве через онлайн. Означает ли это в целом негативное отношение к подобной практике, распространяющейся сейчас по России? Судить не берусь. Лишь замечу, что техническое состояние, наполнение и обновляемость большинства этих сайтов в подавляющем большинстве случаев оставляют желать много лучшего. А это может косвенно свидетельствовать в пользу того, что основная часть православного духовенства в Европе попросту незнакома с новой формой подачи записок или не придает ему значения", - говорит настоятель.

По мнению о. Андрея, священнику всегда приятнее читать записки, которые написаны человеком от руки, нежели отпечатанные на принтере. В рукописном тексте чувствуется сам человек, его отношение к тем, за кого он просит молитвы. Еще лучше молиться, когда люди сами подходят к батюшке, в нескольких словах объясняют обстоятельства и просят молитв, так сказать, непосредственно, вручая записку лично. Для прихожанина подача записки при непосредственном присутствии также очень полезна. "Визит человека в храм часто является итогом пережитых трудностей, жизненных потрясений и внутренней борьбы. Переступая порог храма, люди нередко делают шаг не в пространстве, а в вечности. Кажется, что человек движется к зданию, а на самом деле он идет ко Христу, - разъясняет батюшка. - Ведь нельзя не признать, что твоя молитва только тогда может быть реальной, когда есть готовность чем-то пожертвовать ради человека, которому желаешь блага, жертвуешь своим временем, жертвуешь денежными средствами. Что же касается оплаты через интернет, то для большинства наших верующих это пока непривычно, хотя в Северной Америке такой способ давно уже вошел в повсеместную практику".

Резюмируя вышесказанное, о. Андрей полагает, что подача записок через интернет нисколько не противоречит церковному разуму, хотя этот способ менее полезен для человека, чем личное посещение храма. Однако он может оказаться единственно возможным для того, кто в силу тех или иных причин не может лично посетить церковь, или кому требуется заказать "сорокоусты" в нескольких храмах и монастырях.

Если мыслить логически, когда-нибудь мы доживем и до того, что таинство исповеди будет совершаться по онлайновым каналам, например, через Skype. Но, по счастью, даже самые технически "продвинутые" батюшки понимают, что Сеть никогда не заменит живого пастырского контакта. "Церковь, как живой организм, через таинства помогает человеку соединиться с Богом, так что применение новых технологий в деле окормления, там, где Церковь имеет многовековой опыт, по моему мнению, излишне", - говорит иеромонах Феодосий из монастыря во имя Архистратига Божия Михаила.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.