Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Потрогать Microsoft

АрхивСтатьи
автор : Андрей Письменный   06.06.2007

Surface - это очень нетипичный компьютер. Он позволяет взаимодействовать с виртуальными объектами так же, как мы обращаемся с настоящими.

Технический прогресс был бы довольно скучной штукой, если бы не дарил нам время от времени что-нибудь принципиально новое, в корне меняющее привычное положение дел. Бывает, удачные идеи так приживаются, что без них мы более уже не представляем себе жизни. Графический оконный интерфейс - одна из таких штуковин.

Случается, какая-то новинка вызывает много разговоров, и кажется, что вот-вот, через пару лет, она прочно войдёт в нашу жизнь, но вместо этого через два года о ней вспоминают не иначе, как о чём-то ошибочно переоцененном. Шлем виртуальной реальности - достаточно недавний и яркий тому пример.

В Microsoft считают, что уже скоро нам будет сложно представлять себе мир без компьютеризированных поверхностей. Недавно компания продемонстрировала свою последнюю разработку - Surface.

За этим немудреным названием скрывается на первый взгляд вполне заурядный книжный столик. На самом деле это компьютер, а поверхность стола - это одновременно и экран, и средство ввода. Взаимодействие происходит точно так же, как и с сенсорными экранами, но сенсорной поверхности здесь нет.

Внутри столика спрятано целых пять камер, улавливающих излучение в спектре, близком к инфракрасному. Именно с их помощью и улавливается прикосновение. Образы распознаёт компьютер с двумя гигабайтами оперативной памяти, процессором Core 2 Duo и некой "вполне современной видеокартой". Изображение на поверхность стола выводится с помощью проектора.

Первые прототипы уже готовы, и Microsoft с большим удовольствием демонстрирует публике своё изобретение. Возможности Surface впечатляют. Самый простой пример - программа для рисования. Рисуют непосредственно пальцами, причём сразу десятью. Мало того, в этом процессе может участвовать не один человек, а столько, сколько сумеют уместиться вокруг стола.

Ещё интереснее становится, когда стол реагирует на прикосновение различных предметов, распознавая знакомые образы. Рисовать можно не только пальцами, но и самой обычно кисточкой. След от неё и даже сама краска будут совершенно другими, нежели след от пальцев.

Взаимодействовать с виртуальными объектами тоже становится легче. Следующий пример демонстрирует нам Surface в качестве ресторанного столика. Перед сидящими за ним посетителями - меню, представленное в виде фотографий блюд. Тянем любую из них к центру стола и изображенное блюдо станет частью заказа.

Следующий сюрприз ждёт посетителя, когда заказ уже доставлен. Распознавая специальные метки, нарисованные на дне посуды, компьютер может выводить информацию о поданных блюдах. Скажем, найдя метку на бокале с вином, он отображает рядом с бокалом информацию о напитке или красивые фотографии виноградников. Заказав ребёнку газировки в таком заведении, мы порадуем его возможностью поиграть с виртуальными пузырьками, которые компьютер щедро напустит вокруг дна стакана.

Без нововведений не обошёлся и процесс оплаты. Как только трапеза завершена, мы кладём на стол кредитную карту и в центр экрана возвращаются фотографии заказанных блюд. Тянем их к кредитке, чтобы немедленно оплатить. Если расплачиваются несколько человек, то они смогут быстро рассортировать свои заказы.

Главное чудо - взаимодействие Surface с другой электроникой. Оператор T-Mobile собирается использовать изобретение Microsoft в своих салонах. Там столик сможет во многом заменить продавцов-консультантов, помогая объяснить клиенту, чем новый телефон лучше старого.

Кладём на стол два телефона, и рядом с каждым из них моментально возникают ценники с подробными техническими характеристиками. Но дело не только в сравнении цен и характеристик. Здесь же можно зарядить свой телефон картинками и мелодиями, а также подобрать тариф и дополнительные услуги. Всё это легко выбирается из списка и отправляется в аппарат простым перетаскиванием.

Другие две любимые игрушки - цифровой фотоаппарат и портативный медиаплеер. Они тоже очень хорошо взаимодействуют с Surface, но лишь при наличии поддержки Bluetooth или Wi-Fi. Ставим такую фотокамеру на нашу волшебную поверхность, и на столе россыпью появляются недавно отснятые фотографии и даже видеоролики.

Крутить и масштабировать их - отдельное удовольствие. Вволю насмотревшись и рассортировав снимки, можно с лёгкостью отправить их в любое другое устройство, присутствующее на столе. Тот же телефон, к примеру.

Безусловно, в Microsoft будут счастливы, если новая технология пригодится для продажи музыки через их сервис и станет лишним оправданием наличия в Zune передатчика Wi-Fi. Отказать в элегантности изобретённому для этого приложению сложно. Оно заполняет весь стол обложками альбомов, переворачивая которые, обнаруживаешь списки песен, и любой из этих треков можно перетянуть в свой Zune.

Перечисленные примеры хороши сами по себе, но из них уже достаточно ясно, что обычный компьютер такие столы вряд ли заменят. Уж больно узок круг их применения. Если обобщить те действия, которые Surface может упростить, то их получится всего три: рисование, быстрый просмотр и сортировка.

Все они бывают очень важны, но далеко не все задачи к ним сводятся. Ни сделать запись в блоге, ни, скажем, поработать с электронной таблицей этот стол не поможет. Даже читать на нём неудобно, потому что Surface вынуждает согнуться в три погибели.

Сама идея чувствительной к нажатиям поверхности, одновременно отображающей меняющиеся от прикосновений виртуальные объекты, встречается не впервые. В прошлом году Джефф Хан демонстрировал нечто подобное. Вместо сложной системы из проекторов и камер его компания Perceptive Pixel разрабатывает специальный дисплей, чувствительный к одновременным нажатиям.

Похожую технологию предлагает и Эдвард Ци из Mitsubishi Electric Research Labs. Увы, к серийному производству ни одна из этих разработок, в отличие от Surface, пока не готова. Зато готов iPhone, представленный Стивом Джобсом этой зимой. Не исключено, что в Microsoft сознательно заговорили о Surface именно сейчас, когда телефон от Apple создал отличную рекламу этой технологии.

Выходит, что техническая сторона Surface хоть и интересна, но не нова. Вся соль проекта в программах, которые и делают возможными все эти трюки с фотографиями или кредитными карточками. Увы, программ этих пока маловато, и для домашнего пользования устройство сгодится лишь в качестве удобного средства для просмотра фотографий и карт. Не так уж и много за 10000 долларов.

С другой стороны, в правильном программном обеспечении может крыться огромный потенциал Surface. Не исключено, что есть задачи, о существовании которых мы до сих пор просто не подозревали, и они просто не могли появиться на привычных нам компьютерах. Прибавьте вероятность того, что какая-нибудь светлая голова в один прекрасный день изобретёт революционный интерфейс, который откроет для нас совершенно новый способ решения одной из традиционных компьютерных задач.

Обе мысли хорошо иллюстрирует проект Reactable. Его создатели используют видеокамеру и специальные маркеры, чтобы создавать музыку, просто передвигая предметы на столе. К Surface этот проект прямого отношения не имеет.

В Microsoft убеждены, что их изобретение поможет справиться с некоторыми простыми вещами людям, до сих пор и близко не подходившим к компьютеру. Сортировка цифровых фотографий, просмотр спутниковой карты или отправление электронной открытки - все эти действия на Surface должны казаться им куда привлекательнее, чем тем, кто ежедневно делает то же самое при помощи клавиатуры и мыши.

Есть и менее оптимистичный взгляд на интуитивность Surface. Новый интерфейс может быть и не намного проще в освоении, чем клавиатура и мышь. Дело в том, что виртуальные объекты реагируют на наши действия, подражая реальным предметам, но всё-таки не идентично. К примеру, настоящая фотография не начнёт менять размер только потому, что человек случайно сократит расстояние между пальцами, поворачивая её, и не запишется в память телефона, если её случайно положить рядом с аппаратом.

Рассказы об интуитивности можно было услышать во времена появления первых графических оконных интерфейсов. Концепция рабочего стола призвана была помочь пользователям ассоциировать его с обычным столом. Папки, файлы, корзина должны были напоминать реальные предметы.

Действительно ли все эти игры в ассоциации помогают новичкам ориентироваться - достаточно спорный вопрос. Та же участь недопонимания вполне может постичь и Surface. Перетягивать фотографии товаров к кредитной карте - пусть и очень простое, но всё же не совсем интуитивное действие.

Так или иначе, за судьбой "столика" будет любопытно понаблюдать. Благо, ждать осталось совсем не долго: первые поставки должны начаться этой осенью. Интересен и тот факт, что в Microsoft всё больше внимания уделяют производству "железок". Сперва Xbox, потом Zune, теперь Surface. Это уже далеко не безобидный маленький бизнес по продаже фирменных мышей и клавиатур.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.