Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Рынки желаний

АрхивСтатьи
автор : Иван Деменьшин   06.06.2007

Много разработано инструментов, позволяющих или выяснить, что человеку необходимо, или убедить его в "нужности" продуктов или услуг. Лишь в ограниченном числе случаев у потребителя напрямую спрашивают, чего бы ему хотелось.

Самые очевидные и простые решения зачастую приходят в последнюю очередь. Для измерения потребностей человека маркетологами придумана масса инструментов, позволяющих как выяснить, что он хочет, и что ему на самом деле нужно, так и убедить его в "нужности" отдельных продуктов или услуг. И лишь в очень ограниченном количестве случаев у потребителя напрямую спрашивают, чего бы ему хотелось.

Wish market, или "Рынок желаний", если переводить название буквально - явление сравнительно недавнее и представляет собой попросту аукцион наоборот. Вместо серии покупателей, по очереди поднимающих цену, возможность конкурировать переходит к продавцам, что, в общем, логично, если речь не идет о торговле раритетами, спрос на которые превышает предложение.

Вы размещаете некую заявку о том, за что вы в теории не прочь расстаться с энной суммой денег за некоторую услугу или товар, а желающие вам оные товары и услуги предоставить дружно выстраиваются в очередь и начинают торговаться между собой за то, чтобы все исполнить дешевле других.

Первой отраслью, принявшей на вооружение новую схему распространения, оказалась туристическая, что и неудивительно, ибо потребности в этой сфере индивидуальны, а узнать обо всех предложениях, более или менее подходящих под критерии запроса, получается не всегда. Структура отрасли такова, что продавец предлагает услуги сразу нескольких компаний в комплексе, и цена всего пакета во многом зависит от способностей продавца.

Так или иначе, любой человек, занимавшийся поисками тура в сети, прекрасно представляет себе эмоции, которые тебя охватывают, как только после заполнения множества полей о критериях отпуска поисковая машина сайта туроператора выдает "0 результатов", а на сайте ближайшего конкурента всю процедуру приходится проделывать заново.

Система Priceline создана для предотвращения подобных ситуаций и, разумеется, для демонстрации потребителю реальной конкуренции на туристическом рынке. Все подробности, касающиеся запросов потенциальных отдыхающих, вводятся в систему вместе с адресом электронной почты, после чего остается лишь проверять время от времени ящик либо профильную страницу запроса для окончательного выбора подходящего оператора.

Идея, казалось бы, простая, но практически нигде, кроме туристического бизнеса, не привившаяся (хотя Priceline существует уже довольно давно), нашла применение в виртуальности, где обеспечить человека всем желаемым значительно проще, чем в ральном мире. SLbounty - ресурс для пользователей Second Life, точно знающих, чего они хотят, но не могущих найти или не умеющих этого. В мире, где создать можно фактически все, что захочется, такой подход пользуется популярностью.

Новое воплощение wish markets оказалось довольно неожиданным. Такие проекты, как ThemBid.com и DoMyStuff.com, по сути дела, ничего не продают: они представляют собой социальные сети, предназначенные для поиска людей, готовых выполнить некие разовые задания за сходную плату.

По каждому из заданий в комментариях организуется аукцион наоборот: наниматель пишет, что требуется от "поденщика", а претенденты на вакансию стараются сбить цену, предложенную предшественниками и разрекламировать свои услуги.

Предложения, соответственно, может размещать любой ищущий Тома Сойера для покраски забора. В зависимости от характера задания можно выставлять требования по таким критериям, как качество исполнения, оплата, географическое расположение исполнителей и возможность дистанционной работы.

Характер заданий предельно разнообразен. Среди последних позиций на ThemBid.com значатся сделки для дантистов, каменщиков, геодезистов, специалистов по починке и покраске автомобилей; на DoMyStuff.com - предложения по чистке бассейнов, веб-дизайну, заполнению налоговой декларации и демонстрации фокусов на вечеринке в честь дня рождения десятилетнего мальчика.

При достаточном количестве предложений и исполнителей и удобной навигации возможности таких служб огромны, в особенности при пользовании с мобильных устройств. В службе DoMyStuff реализована возможность составлять персональный поток RSS с поручениями, отсортированными по критериям, интересующим потенциального исполнителя.

Выбор заданий в пределах конкретного мегаполиса может создать принципиально новый рынок трудовых отношений, доступный каждому пользователю сети. Существующие схемы поиска вакансий и работников удобнее для организаций, заинтересованных в более-менее долговременных контактах, рынок разовых работ достаточно четко структурирован, и найти в одном месте нескольких человек, которые нужны для выполнения набора разных работ, невозможно.

Аутсорсинговые схемы широко применяются в бизнесе, и проекты наподобие DoMyStuff просто переносят на бытовой уровень технологию, позволяющую экономить время и ресурсы в промышленных масштабах. Дополнительным преимуществом является упрощение коммуникаций в случае с бытовыми заданиями, в некотором роде схожее с пиринговыми сетями, только, если в последних на отсутствии сервера экономились техничекие ресурсы, то в бытовой сети экономятся деньги, идущие посреднику - компании, которая могла бы выполнить то же задание по заказу.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.