Телевизионный интернет
АрхивСтатьиПока часть ТВ-контента начинает расходиться альтернативными путями, некоторые из сугубо телевизионных форматов самостоятельно перекочевывают в Сеть и чувствуют себя там замечательно.
С момента появления телевидение представляло собой готовый продукт, комбинацию устройства и сервиса, по отдельности друг от друга ни на что не годные, современные же технологии ориентированы на превращение телевизора в монитор, отображающий сигналы с совершенно разных источников. К телесигналу постепенно прибавлялись кабельное ТВ, видеомагнитофоны и консоли, цифровые рекордеры вроде TiVo.
Теперь наступление начато с другого фланга, через свежевыпущенные приставки Apple TV в телевизор попадает цифровой контент из ПК, да и сам телевизор так можно превратить в монитор, благо, способ установки OS X на Apple TV уже найден энтузиастами.
Телевизионный контент неуклонно стремится в компьютер: многие телеканалы предлагают зрителям возможность просмотра эфира через сеть, видеохостинговые сайты предоставляют место для размещения контента любительского и полупрофессионального качества, чем с удовольствием пользуются создатели сериалов, а некоторые любители умудряются создавать собственное телевидение, передавая в сеть картинку с закрепленной на голове камеры в режиме 24/7.
Пока часть ТВ-контента начинает расходиться альтернативными путями, некоторые из сугубо телевизионных форматов самостоятельно перекочевывают в сеть и чувствуют себя там замечательно. Такой формат, как реалити-шоу, изначально придуманные для любителей подглядывать за чужой жизнью во всех подробностях, уже прочно окопался в сети. Вслед за видеоблоговым сериалом, снятым от лица провинциальной девушки lonelygirl15, появились новые проекты, чьи авторы, равно как и зрители, не стесняются любительского качества съемки. Майкл Эйснер, двадцать лет возглавлявший Walt Disney Company, ныне занимается собственным проектом - студией Vuguru, c начала апреля предлагающей зрителю новый продукт.
Это Prom Queen - сериал, предназначенный только для просмотра в сети и ориентированный, в первую очередь на тинейджерскую аудиторию. Фильм состоит из микроскопических по телевизионным меркам полутораминутных ежедневных серий. В перспективе Эйснер надеется на распространение такого рода контента в сетях для мобильных устройств, где короткие серии в невысоком качестве могут оказаться весьма к месту.
Авторы сериала решили не связываться с бесплатными хостингами для видео, поэтому Prom Queen можно посмотреть только на официальном сайте. Всем, что касается проекта, занимается единственная небольшая студия. В фильме задействованы новички, не участвовашие в киносъемках и телепроектах. Сериал успешно используется в качестве рекламной площадки: в серии вмонтированы рекламные блоки и баннеры.
По мнению Эйснера, сейчас наступает переходный момент, когда сетевой контент, созданный пользователем, заменяет профессиональный, что на порядок снижает уровень входа на рынок контента, позволяет создавать и распространять шоу, снятое на окололюбительском уровне с помощью недорогой аппаратуры, и переходить к более затратным и традиционным форматам в случае, если проект оказывается удачным.
Впрочем, онлайновые телепроекты удаются не только профи. С начала апреля на сайте justin.tv можно посмотреть вещание, ведущееся с камеры, прикрепленной к голове создателя проекта - двадцатитрехлетнего Джастина Кана. Камера соединена с мобильным телефоном, передающим картинку невысокого разрешения 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Проект, в отличие от разнообразных видеоблогов, изначально затеян как коммерческий - с самого начала вещания на сайте присутствуют рекламные баннеры, а продукты, производимые спонсорами, регулярно присутствуют в поле зрения камеры.
При полном отсутствии сюжета и сценария, низком качестве картинки и общей незатейливости поклонников у Justin.tv хватает. Инновационность формата привлекает массу посетителей, равно как и вуайеристская составляющая проекта. Подобно одному из родоначальников жанра, проекту JennyCam, Джастин не стесняется выставлять свою жизнь напоказ целиком, без купюр: необходимый уровень приватности при общении с друзьями достигается за счет общения при помощи SMS и электронной почты - разрешения камеры недостаточно чтобы прочесть текст на мониторе, находящемся в кадре. Все остальное, включая принятие душа, сон, свидания с девушками и прочее незамедлительно становится достоянием общественности. Носителю камеры можно позвонить или написать SMS - номер телефона указан на сайте, там же есть и блог для комментариев по поводу увиденного автором и зрителями.
Даже если сделать скидку на новизну формата, которая рано или поздно перестанет быть таковой, интерес к подобным проектам вряд ли резко упадет - люди любят подглядывать, особенно если объект наблюдения живет интересной и насыщенной жизнью. При успешном развитии этот формат потенциально способен похоронить реалити-шоу, в которых благодаря специфическим условиям существования участников все же присутствует некий игровой элемент.
Интерес людей к онлайновому видео растет, и эта новая ниша, пока осваиваемая с равным успехом профессионалами и любителями, еще явно не продемострировала всего своего потенциала. Итогом перемен может стать изменение значения самого слова "телевидение", ныне ассоциирующегося с неинтерактивным, односторонним, устаревшим на общем фоне мейнстримовым медиа. Тэги, поиск, общение с другими зрителями, комментарии и персональная организация контента расширяют толкование термина до непрерывного видеопотока любого происхождения.
- Заканчивается бета-тестирование сразу нескольких проектов, в которых идея интернет-телевидения решена по-новому.
- Отчёт о компьютерровском тестировании интернет-телевизора Joost, который разработали создатели Kazaa и Skype.