Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Теория заговора для телефонных переговоров

АрхивСтатьи
автор : Владимир Гуриев   15.12.2006

В принципе, любой нормальный человек относится к мобильным операторам плохо. Трудно любить компанию, благодаря которой твои деньги ежемесячно вылетают в трубу.

У каждого человека - собственная картина мира. Многие верят, что всем заправляют масоны. Известный, скажем так, мыслитель Дэвид Айк (David Icke) уже двадцать лет доказывает миру, что за всеми властными структурами стоит не кто-нибудь, а гуманоидные рептилии. Французский журналист, с которым я познакомился пару месяцев назад, будучи в легком подпитии, рассказывал о заговоре мобильных операторов, которые на все готовы пойти, лишь бы он, Венсан, не мог звонить по WiFi.

Нам страданий Венсана не понять. Даже жителю относительно благополучной Москвы мир, в котором обитает Венсан, кажется чудесной сказкой. За двадцать евро в месяц Венсан получает 20-мегабитный ADSL канал (естественно, без ограничений на объем трафика), около восьмидесяти каналов ТВ и телефонный номер (VoIP).

Несколько лет назад Венсану хватило ума приобрести довольно дорогой тариф с безлимитным GPRS ("Сейчас таких уже нет", - сокрушается Венсан), и сегодня львиную долю своих переговоров мой знакомец ведет с помощью Fring, свежеиспеченной Р2Р-сети, которая позволяет совершать звонки "в обход мобильных операторов". Точнее, почти в обход - абонент, естественно, оплачивает трафик данных, но получается все равно дешевле, чем платить за разговор, особенно если звонишь за пределы Франции.

Итого, за семьдесят евро в месяц - пусть даже за восемьдесят, добавим еще десятку за SkypeOut, который работает поверх Fring, - Венсан получает невероятные по российским меркам коммуникационные возможности. Тем не менее за пятнадцать минут общения с Венсаном даже человек, абсолютно невосприимчивый к чужим языкам, усвоит все тонкости произношения и употребления слова merde, а также его производных. Венсан не хочет платить семьдесят евро. Ему нужен Wi-Fi повсюду, и желательно бесплатно. А по теории Венсана, мобильные операторы делают все возможное, чтобы затянуть внедрение новых технологий в Старом Свете. "Это заговор, - говорит Венсан. - Merde!"

Второй заговор

В принципе, любой нормальный человек относится к мобильным операторам плохо. Трудно любить компанию, благодаря которой твои деньги ежемесячно вылетают в трубу. Не каждый из нас рожден Раскольниковым и готов взяться за топор, чтобы отвоевать свои полтора рубля, но раздутый мобильный счет может испортить настроение кому угодно.

Однако теория Венсана о заговоре мобильных операторов не выдерживает критики. Заговор - если все же допустить его существование - направлен не против продвинутых абонентов и Wi-Fi, а против операторов, предоставляющих услуги фиксированной телефонной связи. И Wi-Fi в нем не цель, а средство. Европейские и американские операторы вполне заинтересованы в развитии Wi-Fi, потому что давно придумали, как зарабатывать на беспроводной связи. Или, другими словами, придумали, у кого отнять деньги.

Беспроводная безнадега

Идея использования Wi-Fi для передачи голосовых данных лежала на поверхности. Структурно все беспроводные сети устроены похоже. Во всех случаях беспроводной терминал связывается с точкой доступа (базовой станцией, хотспотом), на которую ложится тяжесть первичной обработки запросов (звонков) и прочие мелочи, призванные обеспечить качественную и бесперебойную связь.

Бурное развитие Wi-Fi в США, сопровождавшееся появлением множества бесплатных и общедоступных точек доступа и столь же бурным параллельным развитием VoIP, создало иллюзию, что не за горами и телекоммуникационный коммунизм, при котором абонент, по большому счету, тратится один раз при покупке трубки, а затем разговаривает бесплатно или почти бесплатно. Не исключено, что рано или поздно так и будет, однако два-три года назад, когда разговоры о WiFi-телефонии стали вестись все чаще, не было ни технических, ни финансовых предпосылок для такого развития событий.

Начнем с того, что Wi-Fi, в общем-то, не предназначен для передачи голоса. Особенность пакетной передачи голосовых данных заключается в том, что важно не просто получить пакет, важно получить его вовремя. Меж тем в распространенных сегодня протоколах Wi-Fi (802.11a/b/g) это не учтено, как не учтена необходимость выставления голосовому трафику более высокого приоритета, чем трафику данных, - человек, качающий из сети гигабайтный файл unzip.zip, так же важен для точки доступа, как и абонент, пытающийся совершить срочный деловой звонок.

Если пользователь, разговаривающий по WiFi-телефону, выходит из зоны влияния одной точки доступа в зону влияния другой, то, вероятнее всего, он столкнется со значительными помехами в момент перехода - современные протоколы безопасности для Wi-Fi опять-таки не учитывают, что небольшие вынужденные задержки при передаче пакетов могут кому-то помешать.

Собственно, эффективное размещение базовых станций для обеспечения максимальной емкости и максимального покрытия - тоже не тривиальная задача (в зависимости от конфигурации и расположения станции могут как помогать друг другу справляться с трафиком, так и мешать). Очевидно, что спонтанно расставленные бесплатные хотспоты не очень похожи на надежную сеть, даже если предположить, что WiFi-покрытие может сравниться с покрытием, которое обеспечивают мобильные операторы.

Но даже в США общая площадь зон уверенного Wi-Fi на порядки меньше, чем у мобильных операторов, что придает затее использования Wi-Fi как транспорта для голосового трафика легкий оловянный привкус безумия. Не говоря уже о том, что терминалы с поддержкой Wi-Fi довольно прожорливы, в чем может убедиться каждый, сравнив время работы своего ноутбука с включенным и выключенным Wi-Fi.

Доедет ли телега до Казани али не доедет? Не доедет.

Недалекие перспективы

Поскольку было ясно, что сам Wi-Fi "не вытянет двоих", дальнейшее развитие технологий пошло сразу в нескольких направлениях. О строительстве глобальной WiFi-сети речи не шло, однако многие врожденные недостатки беспроводных сетей были устранены или, по крайней мере, скомпенсированы.

Нынешние WiFi-чипы потребляют меньше энергии, чем их предшественники. В семействе стандартов 802.11 появились протоколы с QoS (quality of service), тогда как разработчики научились выставлять приоритет трафику самостоятельно, поверх транспортного протокола, что позволяет нормально передавать голос даже на 802.11b/g. Одним из главных "заказчиков" этих разработок выступили пользователи VoIP, которые хотели и хотят разговаривать бесплатно, но в телефонную трубку, а не сидеть сутками за компьютером с гарнитурой на голове. Сегодня на рынке есть как DECT-решения, совместимые со Skype, так и WiFi-телефоны примерно с той же функциональностью.

Параллельно началась разработка технологии Unlicensed Mobile Access, суть которой очевидна уже из названия - доступ к мобильным сервисам с использованием частоты из нелицензируемого спектра. Другими словами, возможность говорить по мобильному телефону через Wi-Fi (включая прозрачный роуминг между GSM и WiFi-сетями). С 2005 года употребляется также термин GAN (Generic Access Network), но это название не слишком прижилось и употребляется обычно в словосочетании GAN Cont-roller - так называется сервер, который для остальных базовых станций выглядит как базовая станция, но способен принимать звонки через Wi-Fi. Впрочем, по умолчанию телефон при включении начинает с поиска GSM-сети, чтобы определить свое местоположение и найти ближайший GAN Controller.

За время проработки технологических вопросов были созданы и привлекательные бизнес-модели, которые удовлетворяют волков и не слишком беспокоят овец.

Мобильным операторам UMA интересна прежде всего экономически. Во-первых, грамотно составленный тарифный план позволяет удержать самых беспокойных пользователей, которые, как Венсан, делают много звонков в другие страны, хотели бы несколько уменьшить свои затраты, но в отличие от Венсана не готовы возиться с настройкой дополнительного ПО и вообще по возможности лояльны к оператору. Во-вторых, с помощью точек доступа можно легко заткнуть небольшие "мертвые зоны", на которые "растрачивать" дорогие базовые станции просто жалко. В-третьих, снижается нагрузка на уже установленные базовые станции. В-четвертых, грамотно все просчитав, можно сделать так, что норма прибыли не упадет, а за все - предоставляемый сервис, транспорт и так далее - будет платить абонент (да еще и спасибо скажет).

При этом мобильный оператор никаких денег на внедрении UMA скорее всего не потеряет: все мобильные звонки по-прежнему совершаются через него. И даже больше того - благодаря UMA оператор может перетянуть на себя и телефонные переговоры, которые раньше велись по обычному домашнему телефону или по VoIP-терминалу (то есть деньги забираются или у своего же подразделения, что, в общем, не страшно, или у конкурента, что совсем не страшно, а даже наоборот, хорошо).

Абонентам UMA тоже интересна, потому что многие верят, что конвергенция Wi-Fi и мобильной связи позволит существенно уменьшить сумму телефонного счета. Если это и справедливо, то далеко не во всех случаях. А точнее, только в тех случаях, если звонить далеко - но в пределах своей страны.

Недешево и сердито

Реально UMA-предложения появились на рынке только в этом году, и упор сделан не столько на дешевизне предлагаемых услуг, сколько на повышенном удобстве. Объединение домашнего, мобильного и VoIP-телефона в одном терминале значительно упрощает жизнь. А вот экономия получается сомнительная.

Европейский оператор Orange с сентября предлагает абонентам новые тарифные планы Unique. В Британии самое дешевое предложение выглядит следующим образом: за 50 фунтов в месяц пользователь получает высокоскоростной (до 8 Мбит/с) Интернет, беспроводной модем Linksys, телефон, бесконечное количество минут при звонках из "домашней зоны" на телефоны Orange или обычные домашние телефоны и 600 минут при звонках конкурентам. Для сравнения: обычный тарифный план Racoon от того же Orange за 35 фунтов дает 550 минут (что тоже не так уж и мало).

В Orange WiFi-обеспечение переложили на хрупкие абонентские плечи. Wi-Fi работает лишь дома, никаких хотспотов нет и в помине. Как только абонент выходит за пределы досягаемости точки доступа (стандартные 30 м), все его звонки осуществляются через сеть GSM (хотя если начать говорить еще в "домашней зоне", то и тарифицируется звонок как домашний).

Минимальный срок контракта по планам Unique составляет полтора года, манибэка нет, больше шести часов в день разговаривать из "домашней зоны" не стоит - оператор расценивает такую словоохотливость как злоупотребление сервисом. Но самое интересное, что все международные звонки осуществляются через GSM-сеть и тарифицируются соответственно, что по сути сводит предложение от Orange к следующему: теперь вы можете использовать один и тот же номер для всех переговоров, не задумываясь о том, сколько наговорили из дома, если звонили в пределах страны.

Под тем же лозунгом - "Единственный телефон, который вам нужен" - начинает развертывать UMA-сеть оператор T-Mobile в США (theonlyphoneyouneed.com). В принципе, его предложение похоже на предложение Orange, однако T-Mobile получается чуть дешевле, да и роутер прилагается другой, D-Link. Кроме того, у T-Mobile порядка 7 тысяч собственных хотспотов в Штатах, что делает его предложение привлекательнее - пользоваться Wi-Fi можно не только дома, но и, скажем, в "Старбаксе" неподалеку.

Сейчас UMA-сервис находится в режиме бета-тестирования и, судя по отзывам счастливчиков, которым повезло попасть под раздачу, работает все не очень гладко. Главным поводом для недовольства являются телефоны. На рынке сегодня мобильных телефонов с поддержкой Wi-Fi раз-два и обчелся. T-Mobile оба и предлагает: Samsung T709 и Nokia 6136. Если вспомнить список недостатков Wi-Fi в применении к мобильной связи, то легко предположить, что именно раздражает абонентов: низкое качество звука, короткая жизнь батареи (в одном из отчетов упоминается терминал, которому заряда хватало на два часа работы!) и - вот это не очень понятный момент, связанный, вероятнее всего, с некоторой несовместимостью роутера и телефона - периодическая потеря коннекта и неспособность автоматического воссоединения с WiFi-cетью.

Мы попытались связаться с производителями двухчасового мобильного телефона и спросили, с какими сложностями им пришлось столкнуться при проектировании этой модели и как они обошли проблему высокого энергопотребления. Прошло уже две недели, и я думаю, что ответа не будет. Рынку нужен был WiFi-телефон, рынок его получил. Работает ли этот телефон, как он работает и, главное, как долго он работает - это уже второй вопрос.

В этом смысле традиционное российское отставание может сыграть нам на руку. Если концепция UMA действительно окажется востребована, то к нам она доберется аккурат в тот момент, когда в продаже появятся работоспособные WiFi-трубки, которые не теряют сеть и могут продержаться на одной зарядке хотя бы пару суток.

У меня не было возможности обсудить последние UMA-новости с Венсаном, но я могу себе представить, какое слово он скажет. Хотя я с ним не согласен. Для мира, которым управляют гуманоидные рептилии, мы справляемся не так уж плохо.

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.