Следы остаются
АрхивСтатьиЧтобы разобраться в следах, которые вы оставляете в Сети, не нужны суперкомпьютеры ФБР. Реалисты понимают, что это только начало, и лучше начинать учиться жить в мире, где понятия "приватность" больше нет.
Мало кто осознаёт, что каждый его шаг в интернете оставляет следы. Чтобы в них разобраться и узнать о человеке больше, чем знает о себе он сам, не нужно суперкомпьютеров ФБР. Оптимисты могут надеяться, что со временем проблема исчезнет сама собой. Реалисты понимают, что это только начало, и лучше начинать учиться жить в мире, где понятия "приватность" больше нет.
Летом нынешнего года компания AOL выложила в свободный доступ статистику поисковых запросов 658000 анонимных пользователей за период с марта по май 2006 года. Сделано это было намеренно и, как водится, из лучших побуждений - в компании таким способом надеялись помочь исследователям, изучающим работу поисковых систем. Пользователи, чьи запросы были опубликованы, выбирались случайным образом, а имена были заменены на ничего не значащие числовые идентификаторы. Казалось бы, конфиденциальность обеспечена. Но не тут-то было.
В самом скором времени выяснилось, что для того, чтобы идентифицировать отдельных пользователей, часто достаточно просмотреть историю запросов. Ведь люди нередко ищут в интернете данные о самих себе, своих родственниках и знакомых, вводят в поисковую строку собственный адрес и т.д. Например, репортеры газеты New York Times быстро выяснили, что под номером 4417749 собраны поисковые запросы 62-летней вдовы Тельмы Арнольд, которая искала в через AOL самую разную полезную для себя информацию.
Впрочем, ничего компрометирующего в запросах Арнольд не содержалось. Но другим пользователям повезло куда меньше. Пользователь с номером 17556639, например, интересовался тем, как организовать убийство, а другая "счастливица" искала в Сети способы отомстить бывшему бойфренду. Разумеется, множество запросов касались порнографии, наркотиков и других "запретных" тем. И авторы подобных запросов наверняка не обрадуются, если их интересы получат огласку.
Через десять дней в AOL опомнились и убрали статистику запросов из общего доступа (разумеется, найти эти данные в других источниках труда не составляет). А еще чуть позже полетели головы - из AOL уволили технического директора исследовательского отдела Морин Говерн и еще несколько человек. А затем прекратил работать и сайт AOL reSearch. Во всяком случае, попасть на него иначе, чем через кэш Google, нам не удалось. Есть информация и о том, что AOL полностью ликвидировала исследовательский отдел от греха подальше.
Непродуманный поступок AOL вызвал новый виток обсуждения конфиденциальности в интернете. AOL не первой опубликовала поисковую статистику, - в свое время это делали популярные в конце девяностых поисковые системы Excite и AltaVista, - и, скорее всего, не будет последней. Ведь подобные данные могут "утечь" как намеренно (сами намерения могут быть добрыми, как у AOL, или не очень), так и по неосторожности. А заинтересовать поисковая информация может очень и очень многих от владельцев систем онлайновой рекламы до шантажистов.
Наконец, поисковая статистика очень интересует спецслужбы. Достаточно вспомнить скандал, разгоревшийся весной этого года, когда Google отказалась передавать поисковые запросы американским властям и даже выиграла судебный процесс против Министерства юстиции США. Однако подобной несговорчивости кроме Google никто не проявил - другие поисковые системы передали властям статистику запросов по первому требованию.
Какой же из этого всего следует вывод? Может быть, стоит забыть о поисковиках или ходить на них исключительно через анонимные прокси-серверы? Вряд ли. Нужно лишь помнить, что сведения, передаваемые поисковикам, почтовым службам, сервисам блогов и т.д., не являются стопроцентно конфиденциальными и вполне могут послужить основой для весьма насыщенных информацией досье. Эту тему, впрочем, мы уже однажды обсуждали.