Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Всё, что вы скажете, может быть использовано против вас

АрхивСтатьи
автор : Юрий Ильин   20.06.2006

У вас есть Livejournal, блог или хотя бы домашняя страничка? Тогда учтите, что всё написанное там будет читать начальник отдела кадров компании, куда вы хотите устроиться. Теперь они тоже знают слово Google.

Myspace.com (о том, что это такое, мы недавно писали) снова наделал шуму. Точнее, не сам Myspace, а бдительные СМИ. Если пробить по Google News запрос Myspace.com, то вывалится целая криминальная хроника про поимку очередного 44-летнего педофила, "клеившего" четырнадцатилетнюю девочку через Myspace, и задержание шестнадцатилетней беглянки, удравшей из США в Иорданию, чтобы встретиться там со своим, гм, другом по Myspace.

Присяжные критики, сразу же объявившие Myspace рассадником педофилии, могут торжествующе потирать руки, - ну или всплёскивать ими в демонстративном негодовании.

Социальная сеть Myspace.com выросла до своих вселенских размеров слишком быстро, и потому всё с ним связанное воспринимается как аномалия. Ну, а аномалия всегда привлекает внимание. В том числе недоброжелательное. В результате оказывается, что одно дело, когда педофил использует для своих делишек электронную почту, и другое - когда ищет жертв на Myspace.

Впрочем, разница тут всё-таки есть. Дело в том, что пользователи Myspace.com, в том числе несовершеннолетние (но притворяющиеся ими, чтобы аккаунт не удалили), часто выкладывают слишком много информации о себе.

Наивно было бы ожидать, что этими сведениями никто не полюбопытствует. Ещё как полюбопытствуют; более того, намечается пара весьма интересных тенденций, связанных не только и даже не столько конкретно с Myspace.com, сколько с социальными сетями вообще, и добычей информации из них, а также с влиянием социальных сетей на профессиональные взаимоотношения между людьми...

Как известно, весьма и весьма многие коммерческие компании занимаются или собираются заниматься перлюстрацией почты своих работников (см, тут и тут). Формально - для того, чтобы не утекли не дай бог коммерческие секреты. Однако едва ли желание знать о подчинённых всё стоит в таких ситуациях отодвигать на последнее место.

Эпизоды, когда неосторожные высказывания в частных блогах относительно работодателей (или преподавателей) приводили к увольнению работников (или отчислению из вузов), имели место быть с тех самых пор, как оные блоги появились.

Долгое время блоги считались сугубо приватным пространством их обладателя, интересным, в основном, только ближнему кругу знакомых. Это мнение сыграло против самого себя же: люди стали доверять блогам и социальным сетям "слишком много себя", и, иногда сверх того, из общих "самоутвердительных" побуждений, рассказывать про себя всякие небылицы в лицах, подчёркивая своё пренебрежение... да к чему угодно. Веселись, юноша, в юности своей. Однако с другой стороны сидят люди, которые этой весёлости по целому ряду причин не разделяют.

Не далее как в прошлом году из одного крупного петербургского вуза была отчислена фактически за излишне эмоциональные высказывания относительно своих преподавателей и деканов (вот её собственный рассказ о том, что, как и почему произошло).

Также имели место несколько случаев, когда вузовские преподаватели отыскивали нелестные высказывания своих учеников на форумах, и это впоследствии приводило к санкциям...

Знать хочется и не только о подчинённых: в последние годы широко распространилась практика проверять с помощью Google "подноготную" потенциального работника. Такое, кстати, вполне себе распространено и у нас: случаются эпизоды, когда соискателю задают вопросы по каким-нибудь особо ярким эпизодам его биографии, и это скорее будет означать серьёзность подхода работодателя.

А в New York Times уже рассказывают о новом веянии. Потенциальный работник изучается не только по Google, но и по социальным сетям. И вот это может иметь весьма далеко идущие последствия. Потому что оказывается, что всё, что вы скажете, может быть пришпилено к вашему резюме и истолковано товарищами завкадрами и их руководителями в меру своего безъюморного понимания.

Они чрезвычайно серьёзные люди. Они до чрезвычайности серьёзно задумываются, если какой-нибудь студиозус старших курсов пишет, что расслабляется он только и исключительно с помощью марихуаны, а если уж дело доходит до постельных утех, то меньше, чем на трёх малолеток разом ни за что не соглашается... Из этого делается неизменный вывод, что у человека в голове ветер, да и тот гнилой, - и работы такой вот "бонвиван" не получит.

"Прорабатывая" очередного соискателя, они стараются насколько возможно глубоко залезть в подробности его жизни, чтобы, как в интервью New York Times высказалась Труди Стейнфельд, исполнительный директор центра по трудоустройству, выяснить, "Нет ли в его стили жизни чего-то, что мы могли бы счесть сомнительным, или что прямо противоречит основным ценностям нашей корпорации".

Как выясняется, ситуация может заходить очень далеко. Менеджеры по персоналу не гнушаются лезть туда, куда им вообще-то путь заказан: например, в блоги с ограниченным доступом. На Myspace.com читать чужие блоги могут все пользователи этой социальной сети, такова уж особенность ресурса. А вот на другом аналогичном сайте - Facebook, - доступ разграничивается по желанию владельца аккаунта, так что наиболее откровенные постинги вешаются, как в том же Livejournal.com, "под замок".

Но, оказывается, нет никаких гарантий того, что эти откровения останутся недоступны внимательному взгляду сотрудника полиции мысли отдела кадров корпорации, в которую хотел бы устроиться пользователь социальной сети. Корпорации используют несколько разных способов добраться до интересующей, хотя и не предназначающейся для них, информации.

Например, на Facebook студенты при регистрации должны указывать личный почтовый адрес в домене своей alma mater. Соответственно, через недавних выпускников или продолжающих обучение, но уже работающих студентов, сохранивших доступ к Facebook, корпорация может попробовать выведать подробности о других пользователях этой социальной сети, если они попадают в её поле зрения.

Иногда студентов напрямую просят "оказать услуги по сбору сведений", - грубо говоря, собрать по онлайну досье на своего "френда" (уместно снова будет вспомнить историю с отчислением студентки за высказывания в ЖЖ: главная героиня считает, что её элементарно сдали свои же однокурснички).

Далее всё становится куда веселее. Основанием для отказа в приёме на работу могут стать сатирическое эссе, вывешенное в онлайне, или даже признание студента-химика "я люблю что-нибудь взрывать". Это уж не говоря о таких тяжких преступлениях, как отчёты об алкогольных загулах или откровенные снимки в личном фотоальбоме.

Это уже факты. На их основании легко спрогнозировать возможное развитие событий. Например, если через пять лет отсутствие или дефицит личностного свойства информации о человеке точно так же будет служить основанием для отказа в приёме на работу, - удивляться будет нечему.

Справедливости ради надо сказать, что менеджеров по кадрам тоже можно понять. От них зависит многое, ответственность перед родной корпорацией с её нерушимыми "базовыми ценностями" огромная, соответственно, чем больше знаешь о соискателе, тем проще определить, годится он или нет.

И если есть какие-то сомнительные моменты, то решаться они будут отнюдь не в пользу соискателя - по определению. Ибо ну мало ли, вдруг вон тот студент-химик и вправду пироманьяк? И на кой принимать на работу человека, который пьёт? Сэр Уинстон Черчилль, конечно, тоже славился пристрастьем к выпивке, но что дозволено Юпитеру, то не дозволено выпускнику колледжа.

Получается весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, конечно, нарушение установленных пользователем социальной сети границ приватности, - это в определённой степени вторжение в частную жизнь. Причём, вторжение, частность этой жизни отменяющее напрочь.

С другой, - факт, что если до какой-то информации о человеке можно дотянуться, охотники найдутся всенепременно. Особенно, из руководящего звена. С другой стороны, впрочем, когда какой-нибудь мелкий "компромат" будет находиться буквально на каждого человека, это перестанет быть компроматом, или уж во всяком случае не будет иметь столь "пафосного" значения для кадровиков и "основополагающих ценностей" всевозможных корпораций.

А ждать этого, видимо, долго не придётся: сами пользователи тяготеют к тому, чтобы предоставлять о себе слишком много сведений, не особо задумываясь, а не попадёт ли она, кроме предполагающегося адресата, ещё кому-нибудь.

В конце мая на проходившей в Эдинбурге конференции консорциума W3C WWW2006 было представлено исследование, озаглавленная "Семантический анализ данных в социальных сетях" (Semantic Analytics on Social Networks). В этой работе, которую подготовили сотрудники двух американских университетов, описывается, как с помощью информации, извлечённых из социальных сетей и других баз, можно выяснять чуть ли ни любые сведения о любом человеке.

Финансирование для этого исследования предоставило агентство ARDA (Advanced Research Development Activity, недавно переименованное в Disruptive Technology Office), - которое занимается направлением средств Агентства Национальной Безопасности США на исследования, способные "решить некоторые из наиболее важных проблем, с которыми сталкивается разведка США". Иначе говоря, исследования методов массированной добычи и анализа сведений из социальных сетей финансируют правительственные органы США.

New Scientist напоминает об аналогичных программах. Например, приснопамятная Total Information Awareness, возникшая недолго после событий 11 сентября 2001 года, предполагала формирование некоего "всевидящего ока" в Сети, регистрирующего каждый шорох.

В 2002 году программу свернули под давлением правозащитников. Однако, как утверждается в статье New Scientist, некоторые её элементы затем вошли в секретную программу Пентагона "Акт о необходимых оборонных мероприятиях".

Сейчас никакой единой, официальной программы по сбору информации с социальных сетей в целях национальной безопасности в США нет, но есть масса проектов, совокупно стоящих нескольких таких программ.

По мере того, как будут находиться способы комбинировать личную информацию из социальных сетей со сведениями о финансовой и всяческой другой деятельности любого человека, в автоматическом режиме можно будет составить исчерпывающее досье о любом из нас. И, voila, о дивный новый мир с его стеклянными потолками тихо и аккуратно прибывает в нашу жизнь.

Кстати, кажется, никто особо и не возражает.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.