Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Феномен Myspace

АрхивСтатьи
автор : Роман Георгиев   19.04.2006

Myspace.com, взявшийся словно из ниоткуда, "длинным хвостом" вытягивает из небытия, по сути дела, наше с вами право выбора, то, которое мы потеряли.

Всё чаще приходится убеждаться, что движение людских масс в интернете не подчиняется логике. Это потом аналитики, отрабатывая свой нелёгкий хлеб, будут плодить многостраничные статьи на тему происхождения феномена, скажем, Google. И вывод, который они сделают, скорее всего, окажется простым: главное - оказаться в нужное время в нужном месте. Это, похоже, касается и портала Myspace.com, между прочим, "сделавшего" в прошлом году Google по посещаемости...

Myspace.com затевался как социальная сеть в противовес доминировавшему тогда Friendster. Однако основатели Myspace попытались пойти дальше и создать некое единое пространство, где можно было бы заниматься вообще всем "полезным и правильным", что только делается в Сети, скрестить музыкальный хостинг, социальную сеть, службу публикации блогов и доску объявлений.

И получилось. За три года существования в нынешнем виде Myspace.com превратился именно в феномен - по всем параметрам. Ресурс со странной (если не сказать сомнительной) историей, ураганом вырвавшийся из небытия, ресурс, в привычные рамки не вписывающийся. И самое интересное в том, что костяк этого ресурса составляет, как ни странно, творческая общественность.

Kronos Quartet, Roger Waters, Paradise Lost - это, так сказать, громкие имена навскидку. Не меньше 400 тысяч (!) частных страниц на Myspace.com принадлежат именно творящим музыкантам. Myspace.com, в конечном счёте, стал почти настоящим лейблом, вытаскивающим на поверхность новые имена и организующим вечеринки для "своих" музыкантов.

Это пример, пожалуй, наиболее стремительного взлёта и самой быстрой качественной эволюции сетевого ресурса. Изначально предполагалось одно, на деле же получилось и это, и много чего ещё.

Почти детективная история

Происхождение Myspace.com представляется довольно туманным. Разные источники предлагают разные версии, как вполне благообразные, так и от благости далёкие. Известно, что юристы Myspace.com пытались угрожать журналистам, стремившимся докопаться до истины, и это само по себе о чём-то говорит.

Основатели нынешнего Myspace, Том Андерсон и Крис Девульф, познакомились, когда работали в XDrive Technologies. В 2001 году они уволились, чтобы создать свою собственную компанию - Response Base Marketing. Но всего через год Response Base была продана за 3,3 млн. долларов. И вот тут проступают любопытные подробности: вскоре Девульф стал членом правления инвестиционной компании Fog Cutter Capital Group. В 2004 году её глава, некий Эндрю Видерхорн, угодит в тюрьму за налоговые махинации (впрочем, он и за решёткой продолжает получать зарплату исполнительного директора). Другая ниточка к Myspace - супруга Видерхорна, которая, оказывается, не на последних ролях в Intermix Media - той самой компании, которая купила у Андерсона и Девульфа Response Base. Репутация у Intermix Media хуже некуда: в 2005 году она попалась на распространении шпионского ПО. Одним словом, у основателей Myspace есть причины не гордиться своим прошлым.

О том, как вести бизнес дальше, им пришлось задуматься после продажи Response Base в 2002 году. На попапах, спайвере и махинациях далеко не уедешь, тем более, как раз тогда и власти всерьёз занялись сетевыми мошенниками: в штате Калифорния было принято жёсткое антиспамерское законодательство.

Тогда-то и пригодился более ранний опыт и Андерсона, и Девульфа. Оба так или иначе уже пытались вести бизнес в интернете. Андерсон, вдобавок, пробовал себя в роли музыканта, без особого, впрочем, успеха, зато умудрился за год пройти двухгодичные курсы кинорежиссуры в Университете штата Калифорнии в Лос-Анжелесе. Вполне естественно, у них появились некоторые идеи по поводу музыки, кино, видео и онлайна.

С этого мига начинается история нового Myspace.com. Сначала сайт частично принадлежал всё той же Intermix Media, но в июле 2005 года он отправился в независимое плавание. Пройдёт совсем немного времени, и Myspace.com со всеми потрохами выкупит за 580 миллионов долларов корпорация знаменитого медиамагната Руперта Мёрдока News Сorp.

На вершине мира

Прыть, с которой Myspace.com выбился в суперпопулярные сервисы, просто поражает. Самое парадоксальное, что практически никаких усилий по раскрутке не предпринималось. Сработал "вирусный маркетинг": сначала информация о новом ресурсе передавалась изустно, разлеталась по блогам и форумам, а уж потом появились и статьи в прессе.

В принципе, в Сети уже попадались сайты, занимающиеся тем же, что и Myspace.com. Для хостинга музыкальных произведений существовал MP3.com, а после его разгрома пиратоборцами, расплодились многочисленные подобия. Поискать - так несколько десятков сыщется (но многие ли о них знают?). Блоги с хостингом для изображений? Имя им легион. Доски объявлений? Недостатка тоже нет.

Однако Андерсон и Девульф придумали, как собрать всё воедино. Идея состояла в том, чтобы превратить Myspace.com в ресурс, где можно было бы сделать всё, что только возможно в онлайне. И у Девульфа, и у Андерсона были некоторые связи в калифорнийских творческих кругах, возможно, именно это помогло Myspace на старте. Так получилась смесь Friendster, Blogger, MP3.com и craigslist. И всё вместе это, что называется, "выстрелило". К октябрю 2003 года на Myspace ежедневно регистрировали 10 тысяч новых аккаунтов.

Myspace изнутри

Оформление страниц на Myspace.com и по умолчанию вполне удобно и функционально, однако в распоряжение пользователя сразу предоставляются все возможности редактировать и внешний вид, и раскладку блоков на странице. Правда, далеко не все пользователи Myspace.com являются умелыми веб-дизайнерами, так что иной раз встретишь такое убожество, какое в страшном сне и себя испугается.

На компьютерах с быстрым подключением к Сети выложенные на Myspace.com композиции начинают воспроизводиться сразу. В страницу встроен плеер, который активизируется "без спросу", и ленивому пользователю (а пользователи, как известно, народ именно ленивый) ничего специально скачивать не нужно. Максимум, впрочем, можно выложить четыре композиции, и при посещении страницы на Myspace.com либо будет врубаться первая по списку, либо случайно выбранная, это уж как владелец укажет. Ознакомление идёт в "пассивном режиме". Иногда эти композиции можно скачать, но только если правообладатель дал на это разрешение.

Для каждого пользователя Myspace открывается блог. Другие пользователи могут подписываться на него и, соответственно, получать уведомления о новых постах. Общей ленты именно для блогов нет, только по подписке. Зато имеются так называемые бюллетени, а это как раз что-то вроде френдленты в LiveJournal. Размещённые там объявления получают все ваши Myspace-френды, так что это прекрасный способ известить их о новых событиях, опять же, в "пассивном режиме".

Похоже, этот самый пассивный режим и есть наиболее эффективный способ втягивания юзера в cеть: выдайте ему "просто так", без усилий с его стороны, то и это, и он ваш.

Жизнь на Myspace.com бьёт ключом: достаточно завести аккаунт со своей музыкой, и если она хоть в какой-то степени кому-то импонирует, ждите через день-другой новых френдов. Проверено.

Это, в свою очередь, подвигает и на самостоятельные поиски и заведение новых знакомств. Честно говоря, это занятие подчас оказывается премного благодарным: даже удивительно, сколько, оказывается, много в мире музыки в диапазоне от "интересной" до "замечательной" (гениальная тоже случается).

В комментариях на странице Тома Андерсона кто-то написал: "Ты изменил мир, Том". В Wired пишут, что Андерсону и Девульфу удалось создать нечто совершенно новое - "средний класс исполнителей", музыкантов без контракта с совсем уж крупными лейблами, но и не маргиналов, удел которых выступать по "клубакам" для 50 пьяных "прихожан".

Российские исполнители на Myspace тоже есть, и немало. Из самых известных обнаружены:

А также Para Bellvm, Altera Forma, Amatory и ещё много-много (полный список здесь).

Как и почему приходят на Myspace.com - американский изначально ресурс, превратившийся в поистине "международное сообщество"? Мы опросили некоторых исполнителей, имеющих страницы на Myspace.

Члены британской группы Paradise Lost:

"Причина, по которой мы решили завести здесь страницу, заключается в попытках расширить нашу аудиторию, особенно в США. Myspace - великолепный способ информировать людей о группе, демонстрировать изображения и, что самое важное, предоставлять возможность прослушивать сэмплы музыки. И всё - на одной простой странице. К тому же, как выясняется, френды часто имеют сходные вкусы, так что, если кто-то один добавил нас в свою френдленту, прочим его френдам наша музыка тоже вполне может понравиться. С точки зрения маркетинга Myspace - исключительно полезный инструмент. Наличие бюллетеня даёт возможность информировать поклонников о ближайших выступлениях, вдобавок, мы понимаем, что у людей не всегда находится время посетить наш основной сайт, а вот внутреннюю почту на Myspace они проверяют."

Леонид Новиков, фронтмен группы Para Bellvm из Санкт-Петербурга, редактор российской версии журнала Rolling Stone:

"Я искренне симпатизирую myspace.com - еще одному инструменту сетевого пиара вроде ЖЖ. Этот ресурс отличается элегантным механизмом действия и редкой ненавязчивостью. Фактически, перед нами готовый шаблон для визитной карточки музыкальной группы и, одновременно, способ раскрутки этой группы вкупе с возможностями создания фанатских дневников и соответствующих коммьюнити. Оперативно, легко, весьма доступно."

Сходные вещи говорят и непрофессиональные музыканты, такие как Катарина Роуз:

"Я начала с того, что прошлым летом завела персональную страницу. Месяц назад или около того я решила создать ещё и музыкальный аккаунт, просто чтобы посмотреть, как люди будут реагировать на мою музыку. Реагировали совершенно замечательно, и это способствовало моему творческому росту. Позитивные отзывы подвигли меня начать распространять свои записи и продолжать заниматься музыкой."

Записи Роуз демонстрируют явное наличие таланта. Такое дано не каждому, а талант и амбиции далеко не всегда между собой коррелируют. Можно предположить, что по мере роста количества "граждан" Myspace.com, уровень "информационного шума" будет возрастать, и найти что-то действительно интересное окажется не так уж и просто. С другой стороны, вирусный маркетинг вот так просто не выключится, а кроме того, Myspace сам по себе располагает к активным поискам музыкантами друг друга.

Своевременный феномен

В пользу Myspace сыграло и повсеместное распространение скоростного подключения к Сети, и развитие "культуры блогов" с выносом буквально всех аспектов жизни "на люди" в невиданных доселе масштабах, и многое другое. Всё вместе дало колоссальный резонанс, так что Myspace.com иначе как глобальным явлением назвать уже не получается.

Как и всегда, вокруг ресурса такого масштаба возникает мрачное облако сплетен, слухов, а время от времени вспыхивают скандалы. Когда стало известно, что Руперт Мёрдок приобретает Myspace.com, кому-то в голову взбрело брякнуть на Slashdot.org, что, дескать, теперь-то News Corp приберёт к рукам копирайт на все выложенные на Myspace.com музыкальные композиции. Чушь, конечно, но криков было море. Ещё больше шума поднялось, когда администрация ресурса начала вводить цензуру: записи, в которых содержались негативные высказывания в адрес Мёрдока и его корпорации, просто истреблялись, ссылки на конкурирующие ресурсы тоже, а в частные профили вносилась непрошенная правка. Обитатели Myspace.com проявили гражданскую (не)сознательность: случился бунт с массовым оттоком к конкурентам. Хозяевам пришлось пойти на попятную, хотя "никогда больше так не делать" они не обещали и оправдываться не захотели.

В последнее время произошло несколько скандалов, связанных с тем, что кого-то из пользователей Myspace.com изнасиловали, а кого-то даже убили. Как обычно, нашлись желающие показать пальцами и обвинить во всём именно создателей Myspace, произведших на свет "делянку для педофилов". Впрочем, ярые борцы за нравственность почти теми же словами кроют даже игру The Sims 2, а "караван идёт".

Однако главное, всё-таки, - то самое пространство для творческих людей, сначала музыкантов, а с недавних пор и кинолюбов, которое сформировалось под логотипом Myspace.com. Главной проблемой начинающих музыкантов всегда было одно: как добиться, чтобы тебя услышали, при условии, что машина шоу-бизнеса ныне не заинтересована в молодых талантах, чьё творчество форматом не измеришь.

Myspace.com, взявшийся словно из ниоткуда, "длинным хвостом" вытягивает из небытия, по сути дела, наше с вами право выбора, то, которое мы потеряли. Стоит ли опять отказываться?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.