Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Когда кончается нефть…

АрхивСтатьи
автор : Иван Деменьшин   28.02.2006

Всё хорошее когда-нибудь кончается. Скоро люди впервые столкнутся с новой проблемой - дефицитом энергоносителей. И в отличие от жителя осажденного города, топящего печку стульями, надеяться на "снятие осады" не приходится.

Как известно, все хорошее рано или поздно кончается. Однажды люди получат полноценный шанс впервые столкнуться с новой проблемой - дефицитом энергоносителей. И в отличие от дефицита, который испытывает житель осажденного города, топящий свою печку стульями, на этот раз проблем хватит на всех. Ни малейшей надежды на "снятие осады" пока не предвидится.

Теория пика нефтедобычи возникла задолго до того, как человечество начало испытывать какие-либо проблемы с ее количеством. В 1956 году геофизик Мэрион Кинг Хабберт представил собранию Американского института нефти свои вычисления, из которых следовало, что в некоторый момент в мире будет достигнут пик добычи нефти, то есть точка, после которой объемы добычи перестанут увеличиваться.

По данным Хабберта,  пик добычи нефти в США будет пройдет примерно в 1971 году. Его предположение подтвердилось: в 1971 году добыча нефти в континентальной части США достигла более трех гигабаррелей (миллиардов баррелей) в год и с тех пор неуклонно падает.

Несмотря на это, следующий прогноз, сделанный по той же методике, был воспринят неоднозначно. Согласно ему, количество добываемой в мире нефти должно начать уменьшаться между 1995 и 2000 годами. Однако многие специалисты считают, что математическая модель, сработавшая в США, не годится для всего мира. Она не учитывает некоторые аспекты, влияющие на динамику добычи и потребления нефти в глобальных масштабах.

Когда делался этот прогноз, последствия нефтяного кризиса 1973 года не могли быть просчитаны. Во время кризиса Соединённые Штаты оказались отрезаны от арабских государств, обеспечивавших большую часть мирового экспорта, и  нефтедобыча была вынужденно уменьшена. Ровно так же Хабберт не мог знать о том, что к началу XXI века одним из основных потребителей нефти станет Китай. В итоге приговор, назначенный миру на 2000 год, так и не был приведен в исполнение.

Впрочем, модель развития добычи нефти, предложенная Хаббертом, кажется вполне жизнеспособной. Она основана на простых и очевидных идеях. В начале разработки месторождений добывающая структура и связанные с ней отрасли недостаточно развиты, чтобы обеспечивать значительные объемы добычи, а промышленность еще не готова усвоить это количество энергоносителей. Методики добычи и использования нефти постепенно совершенствуются, в результате чего стоимость добычи стремительно падает, и нефть становится наиболее популярным энергоносителем. В какой-то момент количество добываемой нефти перестает зависеть от совершенства техники, и некоторое время разработанное таким образом месторождение дает максимально возможный объем добычи. Затем ее объем начинает падать.

Параллельно с уменьшением объема добычи снижается и такой показатель, как энергетическая отдача инвестиций. На каждый добытый баррель нефти приходится тратить все больше и больше средств. Это связано с выработкой наиболее удобных и открытых месторождений, уже давно вписанных в транспортную инфраструктуру. Оставшиеся нетронутыми месторождения тоже требуют новых и более сложных способов добычи - таких, например, как шельфовая нефтедобыча.

Все это в сумме приводит к медленному снижению объемов добычи на мировом уровне, а в определенный момент для добычи одного барреля нефти придётся потратить больше энергии, чем он способен дать. Нефть перестает быть первичным источником энергии.

Существуют и альтернативные оценки ситуации с мировыми запасами нефти, в корне отличающиеся от расчетов Хабберта. В 2000 году Геологическая служба США опубликовала результаты собственного исследования, согласно которому при текущей скорости добычи мировых запасов нефти хватит еще на 50-100 лет, а пик мировой нефтедобычи будет достигнут приблизительно к 2037-2040 году.

Впрочем, судя по оценкам экспертов и существующей на данный момент статистике нефтедобычи, эти прогнозы, в отличие от хаббертовских, основаны скорее на политических выкладках, чем на научном анализе. В их основе лежат данные ОПЕК о запасах нефти у ее участников, которые должны восприниматься скептически.  Страны ОПЕК заинтересованы в преувеличении собственных запасов нефти, ведь от этих цифр напрямую зависит, какую квоту на продажу нефти они получат.

Не в пользу версии Геологической службы говорит и тот факт, что только за один 2005 год мировая добыча составила около 31 гигабаррелей в год при том, что за тот же 2005 год было разведано всего 8 гигабаррелей.

Кроме откровенно политизированных оценок, есть и более аргументированные мнения насчет пика мировой нефтедобычи. Критики теории Хабберта опираются на утверждение о том, что мировую добычу нефти нельзя прогнозировать с помощью теории пика из-за региональных различий в запасах нефти. Кроме того, не учитываются торговые, военные и политические факторы. Непредсказуемый фактор представляют собой разработки в области нетрадиционной нефтедобычи, на данный момент не влияющие на мировую статистику из-за своей чрезмерной стоимости. Как знать, не появится ли завтра технология, позволяющих получать нефть, к примеру, путем деполимеризации пластиковых отходов, или выделять ее из угля. Энергетическая отдача инвестиций в такие проекты имеет все шансы стремительно вырасти, в то время как цена традиционной добычи в любом случае рано или поздно начнет снижаться.

Рост мировой нефтедобычи, в последние годы происходящий на фоне постоянного подъема мировых цен на энергоносители, вызывает все больше и больше интереса. В 2000 году геолог Колин Кэмпбелл, один из последователей Хабберта, организовал Ассоциацию изучения пика добычи нефти и газа (ASPO). В прошлом у Кэмпбелла было уже два неудачных предсказания мирового пика нефтедобычи - по его расчетам он должен был произойти сначала в 1989, а затем в 1995 году. Но, несмотря на это, его организация быстро привлекла к сотрудничеству множество специалистов нефтяной отрасли со всего мира. Сейчас в ней состоят представители крупнейших нефтяных компаний, геологи, инвестиционные банкиры и ученые.

Члены ассоциации полагают, что главная составляющая теории Хабберта - не точная дата пика нефтедобычи, а предложенная им модель развития нефтедобывающей отрасли, демонстрирующая неизбежность мирового энергетического кризиса.

По мнению последователей теории пика, эпоха дешевой нефти, позволившая развитым странам достичь своего нынешнего положения, подходит к концу, и единственное, что мы в силах сделать - это попробовать найти альтернативный источник энергии, пока мировая экономика ещё не пострадала от дефицита нефти.

В качестве меры регулирования дефицита участники ASPO предлагают заблаговременно повысить цены на нефть, чтобы растянуть ее запасы на максимально долгое время и не допустить шокового повышения цен после прохождения пика.

Мэттью Симмонс, инвестиционный банкир, специализирующийся на вложениях в энергетику, участник ASPO, сказал в интервью BBC News, что даже сейчас нефть все еще слишком дешева. "Мне кажется, что на самом деле ее цена должна составлять примерно 182 доллара за баррель, - заявил он. - Если мы будем определять цены на нефть правильно, то мы получим время для того, чтобы разработать переходные виды топлива, которыми мы будем пользоваться в период смены "нефтяной экономики" новой экономикой".

Другой представитель ASPO, руководитель департамента стратегического планирования иранской национальной нефтяной компании Али Бахтиари, разделяет пессимистические настроения Симмонса: "К сожалению, плавного подорожания, скорее всего, не будет. В какой-то момент нас ждет взрывной скачок цен".

Тем временем, уже более чем в сорока нефтедобывающих государствах мира пик добычи уже пройден. В этом списке, возглавляемом США, оказались практически все европейские нефтедобытчики, большая часть добывающих государств Южной Америки, ряд государств Ближнего Востока и несколько африканских стран.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.