Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Зазеркальная фотография

АрхивСтатьи
автор : Денис Степанцов   28.02.2006

Год назад фотолюбители твёрдо знали: даже дешёвая зеркалка порвёт на сотню маленьких мыльниц любую крутую "просьюмерскую" камеру. Два недавних события нанесли ощутимый удар по этому стереотипу.

Один случай - случай.
Два случая - совпадение.
Три случая - тенденция.

Ещё год назад для продвинутого фотолюбителя ситуация была предельно ясной: есть цифровые компактные камеры (они же "мыльницы"), незеркальные камеры высокого уровня (так называемые SLR-like, "зеркальноподобные") и полноценные цифровые "зеркалки" со сменной оптикой. Первые - для пользователей непритязательных, о художественности фотографий не заботящихся, снимающих преимущественно сюжеты вроде "я и башня - оба резко"; в общем, желающих, чтобы камера фотографировала "сама". Недостатки этих моделей были и остаются очевидными: слабенькая оптика, крошечная матрица с низкой светочувствительностью, "медленный" автофокус, делающий, к тому же, съёмку в сумерках занятием практически бесполезным, высокое энергопотребление, вызванное необходимостью визирования с помощью ЖК-дисплея. Впрочем, чудес от камер этого класса здравомыслящие люди и не ждут, поскольку предназначение и рыночная ниша "мыльниц" очевидны.

Намного больше разочарований, как показывает практика, приносит покупка "топ-компактов". Стоимость их достаточно высока, а получаемый результат качественно почти не отличается от снимков "цифромыльницами". Разумеется, аппараты такого класса и в руке лежат приятнее, и оптика там намного приличнее, и настроек больше. К тому же, производители стараются компенсировать "врождённые пороки" системами стабилизации изображения (Anti-Shake у Konica Minolta, VR у Nikon, IS у Canon, Mega O.I.S. у Panasonic) и возможностью записи снимков в формате RAW.

Увы, высокотехнологичные "костыли" помогали лишь отчасти: по качеству изображения, особенно на высоких значениях ISO, даже наибюджетнейшая DSLR рвала на сотню маленьких мыльниц любую "просьюмерку", уступая "гиперзумам" лишь по диапазону фокусных расстояний (что, впрочем, успешно "лечилось" приобретением недорогого телеобъектива ценой в две-три сотни "условных"). Если прибавить к этому практически полное отсутствие возможности каким-либо образом управлять глубиной резко изображаемого пространства, а также трудности с ручной фокусировкой на ЖК-дисплее, преимущества зеркальных аппаратов были более чем очевидными.

"Обманутые" маркетологами обладатели топовых компактов, впрочем, так просто сдаваться не собирались, упирая на универсальность своих аппаратов, удобство визирования с помощью поворотного ЖК-дисплея, отсутствие необходимости тратиться на дополнительные объективы и прочие аксессуары, презрительно обзывая зеркалки "гробами". Благодатная тема "зеркалки vs. псевдозеркалки" поднималась на форумах в интернете с периодичностью одного-двух раз в неделю, и, казалось, так будет, если не всегда, то, по крайней мере, достаточно долго.

К сожалению, современный переменчивый рынок стагнации не терпит. Потребитель непременно должен потреблять, и маркетологи всеми возможными способами будут убеждать его в необходимости приобретения новых моделей. В связи с этим хочу процитировать замечательный спич профессионального фотографа: "Пятнадцать лет назад издания могли год муссировать слух о готовящейся к выпуску новой "Лейке", сегодня глянцевый ежеквартальный журнал гордо "анонсирует" цифромыльницу, которой уже неделю как объявлена замена. Камера "полупрофессионального" класса, стоившая три года назад 1500 долларов, сегодня едва ли кому интересна даже за 150. Всего лишь век назад, покупая роскошную "Бессу" в кожаном футляре, с настоящим затвором "Синхро-Компур", можно было спокойно вписывать ее в завещание: внуки были бы рады такому наследству. Сегодня на фотографа, доставшего из кофра десятилетний аппарат, в лучшем случае поглядят как на заблудившегося любителя антиквариата. Фотоаппаратура перестала быть вложением капитала и окончательно превратилась в расходный материал".

С тех пор на рынке цифровой фототехники произошли два события, разрушившие привычные стереотипы и многих заставившие поверить в то, что между просьюмерками и зеркалками может быть нечто общее. Первым стал выпуск компанией Sony цифровой камеры топ-класса Cyber-shot DSC-R1 - первой камеры с несменной оптикой, оснащённой десятимегапиксельной КМОП-матрицей APS-C (21,5 x 14,4 мм). Сенсорами аналогичного размера оснащают большинство зеркальных аппаратов бюджетного и среднего классов. И хотя прочие недостатки (отсутствие оптического видоискателя, невозможность смены оптики) никуда не делись, один из главных качественных барьеров был преодолен - существенное увеличение размера сенсора позволило получать достойное качество изображения на значениях до ISO 800 - результат, абсолютно недостижимый для камер с маленькой матрицей (по крайней мере, на существующем уровне технологий). При этом следует отметить, что цена осталась на приемлемом уровне: сегодня за R1 просят уже чуть менее 800 долл., и можно с уверенностью констатировать, что своих денег камера стоит.

Что же касается упомянутых недостатков, то, положа руку на сердце, таковыми они являются отнюдь не для всех. В частности, визирование с помощью поворотного ЖК-дисплея - фича, о которой зачастую вспоминают с сожалением даже те, что перешёл с компактных камер на зеркальные. Да, "электронное" отображение будущего снимка до сих пор не может сравниться с оптической пентапризмой ни по скорости реакции, ни по разрешению. Система автофокуса по-прежнему существенно уступает в скорости зеркальным камерам, однако нельзя не признать, что "за отчётный период" в этом направлении произошли определённые качественные сдвиги.

Даже ярые противники визирования "с помощью кучки цветных пикселей", подержав в руках Sony R1, отмечали, что двухдюймовый экран с разрешением в 134000 точек великолепен (отметим, что разрешение электронного видоискателя ещё больше - 235200 точек), а автофокус при нормальном освещении весьма шустр. Сам же по себе поворотный дисплей удобен тем, что позволяет без проблем снимать с низкой точки (с зеркалкой для этого придётся в буквальном смысле слова плюхаться на землю), вести скрытую съёмку "с пояса", а также компоновать кадр, подняв камеру над головой (распространенный способ съёмки "из толпы").

Второй существенный недостаток - невозможность смены оптики - тоже не столь критичен для большинства фотолюбителей. Не мудрствуя лукаво, многие владельцы бюджетных зеркалок обходятся одним-двумя объективами. Как правило, это "китовый" (недорогой широкоугольный зум-объектив, предлагаемый в комплекте с камерой), плюс "полтинник" (фикс-фокал 50 мм f/1,8) либо недорогой "телевик". Зум-объектив R1 обеспечивает съёмку в самом распространенном диапазоне фокусных расстояний: от широкого угла (24 мм) до умеренного "теле" (120 мм). При этом встроенный объектив по разрешению и светосиле (f/2,8-4,8) явно превосходит бюджетные "китовые" изделия.

Выходит, можно констатировать: для любителя, которому важно качество изображения, но который, в то же время, не хочет обременять себя покупкой дополнительной сменной оптики, Cyber-shot DSC-R1 на текущий момент является весьма интересным и доступным по цене решением. А если, в конце концов, пользователь "перерастёт" её возможности, всегда есть возможность продать или подарить этот аппарат, начав собирать серьезную зеркальную систему.

Вторая новинка, на наш взгляд, ещё интереснее. Если R1 можно условно назвать "первой компактной камерой с большим сенсором", то Olympus EVOLT E-330, представленный в конце января, есть не что иное, как первая цифровая зеркалка с возможностью полноценного визирования посредством ЖК-дисплея. Справедливости ради можно упомянуть модели Canon 20Da или Fuji S3 Pro, в которых такая возможность уже была реализована, но первая - дорогая специализированная камера для астрофотосъёмки, а у второй режим (Live Image) можно было включать лишь на 30 секунд, причём изображение было монохромным, а фокусировка допускалась только ручная. Так что E-330 можно с полным правом отдать в этом смысле первенство, к тому же, её экран выполнен ещё и поворотным.

Инженерам Olympus пришлось применить комбинацию двух сенсоров: основного 7,5-мегапиксельного LiveMOS (4/3) и дополнительного 5-мегапиксельного ПЗС-сенсора (1/2,5"), расположенного рядом с оптическим видоискателем. Часть света, проходящего через систему зеркал Порро в видоискатель, попадает на маленький сенсор. Таким образом, 92% кадра может постоянно транслироваться на ЖК-дисплей (2,5", разрешение 215250 пикселей). При этом визирование и автофокусировку можно осуществлять как через видоискатель, так и по дисплею - в так называемом режиме А. Но есть ещё и режим B, предназначенный, в основном, для макросъёмки: в этом случае зеркало поднимается, на дисплей транслируется изображение с основной матрицы, причём возможно десятикратное увеличение. Фокусировка в этом случае осуществляется вручную, а спуск затвора происходит с задержкой в одну секунду.

Пока довольно сложно предсказать, станут ли два нововведения общей тенденцией. Тут, как минимум, необходимо, чтобы идеи поддержали и другие производители фототехники. Однако способ визирования по ЖК-экрану, предложенный Olympus, востребован пользователями, и вполне может получить путевку в жизнь, особенно с учетом того, что систему 4/3 поддерживают такие производители, как Panasonic и Fuji (напомним, что Panasonic уже совсем скоро собирается представить зеркальную камеру собственного производства). А если принять во внимание тот факт, что компании, поддерживающие стандарт 4/3, вполне могут "поделиться" друг с другом фирменными технологиями (в обойме Panasonic система оптической стабилизации, а у Olympus система очистки матрицы от пыли), то уже к концу текущего года мы можем увидеть очень интересные гибриды.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.