Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Blizzard: последний уровень

АрхивСтатьи
автор : Роман Георгиев   02.12.2005

До разорения фирме Blizzard, где придумали Warcraft, Starcraft и Diablo, ещё очень далеко. А вот неприятности налицо: компанию один за другим покидают ключевые сотрудники.

Неужто это общая судьба такая? Каким бы ни было процветающим и состоятельным "игропроизводственное предприятие", однажды всё закончится упадком и разорением. До разорения фирме Blizzard, где придумали Warcraft, Starcraft и Diablo, ещё очень далеко. А вот неприятности налицо. Где-то с 2003 года оттуда начали во множестве уходить сотрудники, причём отнюдь не рядового ранга. Уходить либо в другие конторы, либо в собственные.

Последними, кто успел уйти, оказались Мичио Окамура и Эрик Секстон, на чьей совести хитовость Diablo и Diablo II. Собственно, Окамура - это создатель самого персонажа Диабло, а заодно и многих других монстров, встречающихся в игре, а Секстор разработал ту самую систему Random Item, которая, пережив обе серии Diablo, в урезанном виде проникла даже в Warcraft III.

Теперь Секстон и Окамура уже создали новую компанию Hyboreal Games, и к Blizzard больше никакого отношения не имеют, даром, что проработали там по девять и десять лет.

В некотором смысле всё это началось, пожалуй, с уходом основателей и руководителей Blizzard North (более несуществующей) - Билла Роупера и братьев Шэфферов...

История

В феврале 1991 года Майк Морхейм, Аллен Адэм и Фрэнк Пирс основали компанию под названием Silicon & Synapse. Одной из первых их игр стала легендарная головоломная аркада The Lost Vikings, которую издавала Interplay Productions. В 1994 году Silicon & Synapse переименовалась сначала в Chaos Studios, а затем - в Blizzard Entertainment. Под этим наименованием была выпущена игра, которую одни обожают, другие ненавидят, но при этом никто в легендарном статусе отказывать и не думает. Сочетание жанра Real-Time Strategy с фэнтезийным антуражем сработало великолепно. Warcraft: Orcs & Humans оказалась хитом из хитов, даже при всём своём сходстве с Dune 2 от Westwood.

Стоит отметить, что незадолго до выхода Warcraft студию Blizzard выкупил дистрибьютор Davidson&Associates, причём за весьма скромные по нынешним временам деньги: всего-навсего около 10 миллионов.

В дальнейшем Blizzard в буквальном смысле переходила из рук в руки: в 1996 году Davidson перекупила компания CUC International, через год произошло слияние CUC и HFS Corporation с образованием компании Cendant Software. Потом выяснилось, что в CUC не всё чисто с бухгалтерией. Случился скандал, в результате которого капитализация Cendant похудела на 80%, а Blizzard и другие софтверные подразделения Cendant были проданы французской компании Havas, в том же году перешедшей в распоряжении Vivendi Universal. С тех пор Blizzard числится подразделением VU Games.

Сама Blizzard Entertainment тоже успела подсуетиться с приобретениями: в 1996 году была куплена студия Condor Games - каковая, собственно, и занималась по заказу Blizzard разработкой Diablo. Впоследствии Condor была переименована в Blizzard North, и именно ею и были выпущены Diablo и Diablo II с его расширением Lord of Destruction.

Уже много позднее, в мае 2005 года, было объявлено о приобретении компании Swingin' Ape (теперь Blizzard Console). Ей препоручили "долгострой" Starcraft: Ghost, над которым до того долго и безуспешно чахли программисты компании Nihilistic Software.

В корпоративной истории Blizzard есть ещё одна немаловажная глава, но о ней будет сказано чуть позже.

А пока - вернёмся к уходу Шэфферов, Бревика и Роупера.

Вас тут не стояло

Это случилось совершенно неожиданным образом. Причины ухода сооснователей Condor/Blizzard North, как неоднократно рассказывал журналистам Роупер, в конфликте с руководством Vivendi Universal. Эти господа в хороших костюмах не упускали случая упомянуть о планах сбыть с рук игровое подразделение медийной империи Vivendi, куда, помимо Blizzard, входят Radical Entertainment, Sierra Entertainment (почила в бозе) и Massive Entertainment. Ситуация, когда вас могут со всеми потрохами продать в любой момент, едва ли способствует трудовому воодушевлению. Многие в Blizzard из-за неопределённости впадали в апатию, и чем дальше, тем сильнее.

Роупер даром, что числился вице-президентом, слыл в своей компании одним из самых популярных лидеров и в интервью рассказывал, что главным для него были люди, его коллеги и соратники; естественно, видя, как их "боевой дух" падает, он решил вмешаться.

Шэфферы, Бревик и Роупер обратились к корпоративному менеджменту Vivendi с предложением прояснить, наконец, ситуацию, и дать возможность руководителям Blizzard так или иначе на неё влиять.

Ответ, как потом рассказывал Роупер, их шокировал. Попросту говоря, их "послали", и, похоже, не в самых вежливых выражениях: дескать, занимайтесь своими игрушками и не лезьте не в своё дело.

"Хорошо, в таком случае, мы уходим", - ответили Роупер и Ко.

"Да ради бога", - ответили бонзы Vivendi...

Что это они?

Вполне обоснованный вопрос, в общем-то. Но ответ, на самом деле, лежит на поверхности.

В 2002 и 2003 годах громадный медиа-конгломерат Vivendi Universal погрузился в глобальный финансовый кризис. Причин и предпосылок тому было множество, в том числе злосчастный крах дот-комов, на которые корпорация Vivendi поставила немало; как бы там ни было, ей пришлось оперативно реструктурироваться.

Председатель совета директоров Vivendi Жан-Мари Мессье, превративший её из компании, оказывавшей коммунальные услуги (водопровод, да) в медиа-империю, оказался выдавлен из своего детища. Его обвинили в колоссальных (15 миллиардов евро за 2001 год) финансовых потерях компании, а потом фискальные органы ещё и "обрадовали" его миллионным штрафом за "сокрытие информации о реальном финансовом положении Vivendi Universal".

На будущий 2003 год, когда Мессье уже в компании не работал, объявленные финансовые потери Vivendi за 2002 финансовый год составили уже 23 миллиарда евро (!), компании пришлось оперативно распродавать свои фонды, чтобы как-то разделаться с долгом в размере 12,3 миллиарда... У кого тут голова не заболит?

И вот в это время, видите ли, заявляются к мучимому мигренью руководству Vivendi какие-то дружные товарищи ("Откуда бишь? А, эти, которые Warcraft делали? Ну, пусть войдут") и начинают что-то там себе требовать, про боевой дух какую-то ерунду нести... Сидите, граждане, в своих офисах, делайте игрушки, а чем и как управлять, мы и без вас разберёмся, компрене ву?

"Мы были в шоке", - рассказывал потом Роупер. Однако, коль скоро руководство Vivendi предпочло сказать "Вот вам Бог, а вот вам двери", - Роупер, Шэфферы и Бревик решили начать своё дело.

Встречайте Flagship Studio, чьим первым официальным телефонным номером оказался мобильник Роупера.

Exodus

Вслед за этой четвёркой во Flagship Studios потянулся целый шлейф сотрудников (бывших) Blizzard - достаточно посмотреть на список нынешних сотрудников компании. На текущий момент они занимаются разработкой Action/RPG от первого лица Hellgate: London (выходит на будущий год).

Роупер, кстати, успел засветиться в игре Psychonauts за авторством однофамильца сооснователей Blizzard North Тима Шэфера, "виновного" в таких хитах, выпущенных Lucas Arts, как Full Throttle, Grim Fandango и отчасти The Day of Tentacle.

После Роупера, уже в 2005 году Blizzard покинули и бывший технический директор Blizzard North Рик Сиз (ушёл в Castaway Studios, которую основали люди, ушедшие из Blizzard в то же время, что и Роупер сотоварищи) и некоторые разработчики World of Warcraft - массивно-многопользовательской ролевой игры, сейчас приносящей львиную долю прибылей Blizzard.

Марк Керн, Уильям Петрас и Таэвонь Юнь объявили о создании студии Red 5 Studios, которая "сосредоточится на массивно-многопользовательских играх".

Ещё нескольких разработчиков WoW сманила компания NCSoft (см. Arena.net).

Ну и вот, самыми последними - по времени, во всяком случае, - ушли Окамура и Секстон...

Будут ли они последними? Очень может быть, что и нет - в 2005 году истечение кадров оказалось каким-то уж очень активным. Чем это может кончиться для Blizzard? Тем же, чем кончилось для Sierra, официально прикрытой в прошлом году?

Однако есть одно значительное "но".

В интервью Роупер обмолвился как-то, что главное для него в Blizzard были люди. Что главный потенциал конторы, занимающейся разработкой игр, - это именно сами разработчики, так что не суть важно, под какой маркой да вывеской что делается, главное, - кто делает.

То, что новые игровые компании, состоящие из бывших сотрудников Blizzard Entertainment, стали расти, как грибы после дождя... - наверное, это даже хорошо для игровой индустрии и её потребительской аудитории.

Остаётся снова процитировать Роупера, который, узнав про образование Hyboreal Games, заявил журналистам, что он был "страшно рад увидеть, что такие талантливые люди создают новую игровую компанию", и что сейчас "нынешнее время предоставляет новым компаниям с новыми идеями замечательную возможность, чтобы отметиться в отрасли".

Замечательное время, м?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.