Железные победители
АрхивСтатьиВторые гонки роботов, которые устроил в пустыне Мохаве пентагоновский мозговой центр DARPA, завершились успехом: пять машин прошли трассу до конца.
Свершилось? Свершилось. Два миллиона долларов оказались более существенным стимулом для соискателей приза от пентагоновского мозгового центра DARPA. По крайней мере, именно такие мысли посещают, когда читаешь о триумфальном завершении заезда робомобилей DARPA Grand Challenge.
В прошлом году DARPA впервые устроила гонки роботов. Результат не вдохновлял: даже лучшего из роботов хватило только на двенадцать километров, а потом и он сошёл с трассы. На этот раз пять из 23 машин преодолели 212 километров и добрались до финиша (в прошлом году маршрут был на 30 киломентров длиннее, но перед гонками его зачем-то урезали).
Победителем была признан робот Stanley из Стэнфордского университета. Он пересек финишную прямую через 6 часов 53 минуты после старта. Ещё через 11 минут за ним последовал условный чемпион прошлого забега - робомобиль Sandstorm из университете Карнеги-Меллона. Всего же в десятичасовое окно заезда "пролезли" три робомобиля - уже упомянутые Stanley, Sandstorm и H1ghlander всё того же Университета Карнеги-Меллона.
За здоровье Стэнфордских специалистов по робототехнике.
Making History
Наверное, вся история DARPA Grand Challenge - тот самый случай, который надлежит ставить в пример того, как государственная структура умеет решать свои проблемы, а точнее, спихивать их на частную инициативу.
Grand Challenge затевалось не на потеху честному народу. При всей помпезности это лишь один из этапов реализации крупной программы по внедрению робототехники в вооружённые силы.
Пока, к счастью, "Терминатора" можно не ждать. Речь идёт не о применении автономных роботов в качестве боевых единиц - по крайней мере, так говорят в DARPA. Машины будут помогать спасателям.
Как бы там ни было, а несколько лет назад американский Конгресс постановил: к 2015 году не менее 30% военной техники должно быть роботизировано. По всей видимости, под это были выделены приличные средства. Однако в DARPA решили мобилизовать частный и академический сектор: в качестве "подвесной морковки" служили один, а потом и два миллиона долларов, а главное, слава и почести.
Ради них, похоже, большинство команд, участвовавших в соревновании, и "бились". Во всяком случае, перед камерами и микрофонами все те, кого Стэнфорд оставил позади, высказывались в том духе, что раз мы дошли до финиша, то уже победили.
За здоровье DARPA и всех участников гонок.
Частные лица
Победитель и финалисты DARPA Grand Challenge 2005
Stanley
- Производитель, операторы: Stanford University, Stanford Racing Team
- Аппаратная часть: Volkswagen Touareg R5
- Время в пути: 6:53
Stanley представляет собой модифицированный Volkswagen Touareg R5 под управлением семи компьютеров на базе Pentium M, оснащённый GPS, инерционными датчиками, лазерными измерителями дальности, видеокамерами и системой радаров. Все сенсоры сканируют окружающее пространство с частотой в 10-100 Гц, что позволяет Stanley в реальном времени обнаруживать и обходить препятствия.
Что характерно, работами над Stanley руководил Себастьян Тран, бывший доцент главы Red Team Университета Карнеги-Меллона профессора Рэда Уитэйкера... Естественно, СМИ не смогли удержаться от высказывания фраз об ученике, превзошедшем учителя, оно и понятно.
Sandstorm
- Производитель, операторы: Carnegie Mellon Red Team
- Аппаратная часть: грузовик HMMWV
- Время в пути: 7:04
Разработка Sandstorm ведётся с 1986 года. Именно он в прошлом году стал условным победителем DARPA Grand Challenge 2004, продержавшимся дольше других. Ситуация, в результате которой многократно тестировавшиеся роботы вышли из строя все разом, с одной стороны, многих удивила, с другой - заставила относиться к самой затее DARPA с изрядной долей скепсиса.
Как выяснилось, напрасного.
H1ghlander
- Производитель, операторы: Carnegie Mellon Red Team
- Аппаратная часть: H1 HUMMER производства AM General
- Время в пути: 7:14
GrayBot/Kat 5
- Производители, операторы: The Gray Insurance Company, Gray Team
- Аппаратная часть: 2005 Ford Escape Hybrid, оснащённый солнечными батареями в качестве альтернативного источника питания.
- Время в пути: 7:30
С этим робомобилем связана отдельная интрига, если можно так выразиться. Gray Team была создана при финансовой поддержке семьи Грэев, владельцев Gray Insurance. Собственно, про DARPA Grand Challenge Грэи узнали из журнала Popular Science, и им пришло в головы "помочь национальной безопасности", разработав надёжную, конкурентоспособную технологию. Что характерно, получилось, даром что, как потом заявил в интервью News.com восемнадцатилетний Денвер Грэй, максимум, на что они рассчитывали - это на прохождение 12 километров, как Sandstorm в прошлом году. Однако их машина дошла до финиша. "Так что мы уже победили", - отметил Грэй.
Terramax
- Производители: TerraMax
- Аппаратная часть: армейский грузовик Oshkosh Medium Tactical Vehicle Replacement (MTVR) с изрядной электронной начинкой
- Время в пути: 12:51
Команда разработчиков включала в себя сотрудников компаний Oshkosh Truck Corporation, Rockwell Collins и Rockwell Scientific, а также Пармского университета (Италия) и Обернского университета в Алабаме. Из-за нескольких вынужденных остановок робомобиль не уложился в положенное время (10 часов), но доехал-таки до финиша.
За здоровье победителей и непроигравших.
И что теперь?
DARPA Grand Challenge 2006 не состоится. Агентство передовых оборонных исследований не собирается тратить более время и средства, поскольку не видят на то резонных оснований: победитель выявлен, по всей видимости, технология на нужном DARPA уровне получена, а доводить её до кондиции будут уже в самом агентстве.
Разработчики победивших робомобилей тоже, по всей видимости, добились своего: их роботы доказали свою надёжность, почести получены, а Стэнфорду достались ещё и два миллиона нелишних финансовых вливаний.
Что ж, слава победителям!