Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Доселе неслыханное

АрхивСтатьи
автор : Юрий Ильин   20.09.2005

Французский учёный нашёл ответ на вопрос, который занимал ещё Марко Поло. Он научил песок петь и теперь хочет записать музыкальный альбом.

Низкий-низкий гул, немедленно вызывающий на ум словосочетание Dark/Drone Ambient*; странный видеоряд - четверо человек съезжают по склону песчаной дюны, извините, на пятой точке... Всё это, однако, не музыкальный клип, а лишь один из документальных видеороликов, сопровождающих научный проект. Проект по изучению феномена, известного как "пение дюн". Впрочем, персонаж, занимающийся этим проектом, - Стефан Дуади, - судя по всему, сам не чужд искусству, и проект, которым он занимается, в равной степени является полем и для научных изысканий, и для художественных опытов.

*) Dark Ambient - андерграундное музыкально-шумовое направление. Как правило, это мрачные звуковые ландшафты или просто медленно трансформирующийся гул, с условно очерченным ритмом или вовсе без такового, часто индустриального происхождения, способный, по мнению ценителей (а восприятие этой музыки - дело далеко не для всех доступное), привести к altered state - изменённому состоянию сознания, то есть, грубо говоря, загипнотизировать слушателя. Подробнее об этом направлении, в т.ч. историю возникновения, описание и ссылки на музыкальные проекты, занятые в этой сфере, можно найти здесь.

Научная сторона проекта сводится к попыткам понять, почему, собственно, песчаные дюны способны издавать исключительно громкие и подчас весьма длительные - до нескольких минут - звуки. Об этом феномене известно ещё со времён Марко Поло, однако его происхождение оставалось загадкой.

Уже установлено, что воздушные токи вокруг "поющей" дюны отношения к издаваемым ею звукам не имеют; причиной является скатывающийся по склонам песок. Однако сам по себе механизм возникновения звуковых колебаний оставался загадкой.

Дуади и его коллеги по Национальной исследовательской лаборатории CNRS (Франция) привезли из марокканских пустынь некоторое количество песка, взятого со склонов тамошних "поющих" дюн, и занялись его исследованиями.

Им удалось установить, что этот песок можно заставить звучать, двигая его руками или металлической скобой. Само по себе это означает, что дюны не являются громадными резонаторами, усиливающими звук оползающего песка.

Выяснилось и ещё одно прелюбопытное обстоятельство: через месяц "поющий" песок теряет это своё уникальное свойство.

Тогда Дуади и его коллеги пустили в дело микроскопы и принялись тщательно изучать песчинки. И, как говорится, попали в яблочко: оказалось, что "звучащие" песчинки имеют округлую форму и гладкое покрытие из смеси кремния, железа и марганца. Это покрытие, предполагают Дуади и его соратники, образовалось, когда песок в марокканских пустынях находился на дне доисторического океана.

Если этого покрытия нет, то песок молчит, - и это объясняет, почему только некоторые дюны способны петь, и почему "поющие" пески скоро умолкают: с песчинок стирается это покрытие.

Впрочем, Дуади признаёт, что роль покрытия песчинок в издавании этих звуков понятна ещё не до конца. Зато стал очевиден сам механизм звучания.

Когда некоторое количество песка нисходит со склона дюны, песчинки сталкиваются друг с другом с разной частотой, вызывая вертикальные волны в нисходящем слое. Эти волны начинают усиливать друг друга; получается резонанс, и поверхность всего слоя начинает вибрировать как поверхность звукового динамика.

"Самое забавное, - говорит Дуади, - что для того, чтобы заставить всю ту громадную дюну петь, необходимо немного: слой оползающего песка, способный вызвать резонанс, должен иметь толщину порядка 2-3 см..."

Высота музыкального тона, как выяснил Дуади, зависит от размера песчинок. Дуади смог рассчитать зависимость частоты колебаний песчинок от их размеров и, основываясь на этом, точно предсказал, какой высоты будет звук, издаваемый различными дюнами в различных регионах.

И вот теперь Дуади занимается тем, что с помощью электромеханической установки заставляет разное количество песка двигаться с разной скоростью, получая "эмоциональные, выразительные звуки", из которых он планирует составить полноценный музыкальный альбом.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.