Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не хочу учиться

Архив
автор : Георгий Киселев   22.10.2003

В Рунете появились слова, при написании которых делают ошибки более 50 процентов пользователей. Попробуйте вдуматься — более пятидесяти процентов! И ведь это не какое-то там узкоспециализированное слово, почти никогда ни в какой письменной речи не встречающееся, а самое что ни на есть обычное.

И кто они такие, что ошибки прощают?
И кто я такой, чтобы учиться на них?
Обычно присутствующих исключают,
Но я в этот раз исключу остальных…
Зимовье Зверей

Кошмарные люди

Как вы думаете, кого нужно выпороть за нынешний кошмарный уровень грамотности обитателей Рунета? По-моему, всех. Без исключения. Боюсь, правда, что не поможет. Уже не поможет. Ибо процесс идет по нарастающей и останавливаться явно не собирается. А все потому, что человек — ленив по определению. И добровольно предпринимать усилия для того, чтобы написать текст грамотно, он не будет. Вот если из-под палки, если его за ошибку лишать сладкого, тогда, быть может, еще да. А так — нет. Ибо: «Оно мне надо?»

Не могу сказать, что меня подобная людская лень удивляет. Достаточно посмотреть на те горы мусора, который «умный, бодрый наш народ» ленится донести до ближайшей урны. Еще могу понять, когда под куст бросается шкурка от банана — через пару дней она сгниет, и куст только спасибо за пищу скажет. Или когда на видное место ставится бутылка из-под пива — она тоже ведь не застоится. Будет бережно подобрана и сдана Куда Надо. Но когда из окна машины прямо на дорогу выбрасывается пустая сигаретная пачка, а пакет из-под сока летит в тот же куст, что и шкурка от банана, ничего кроме глухого раздражения это не вызывает. Вот так и получается: одни — мусорят, другие — раздраженно, но молча проходят мимо, дабы случайно не схлопотать по шее.

Хотя нет, я не прав. Это не лень. Это просто стремление быть как все. Если я вижу, что кто-то уже бросил свой окурок, — почему бы мне не бросить и свой? В конце концов, какая разница — один или два? Тем более что все равно никто не скажет, что я делаю плохо. Точно так же и с грамотностью. Зачем стремиться быть грамотным, если другие безграмотны? Но нет, ведь если я безграмотен — как я смогу определить, грамотны ли другие? С другой стороны, а какая мне разница?

Кошмарная статистика

Так уж случилось, что ежедневно я читаю чужие рассказы. Каждый раз это рассказы разных людей. Не знаю, можно ли считать этих людей среднестатистическими жителями Рунета. Подобных исследований не проводил. Скорее всего, нет, но это и неважно. А вот грамотность действительно шокирует... И, естественно, в голове потихоньку откладываются наиболее характерные ошибки. А однажды в эту же самую голову пришла интересная мысль. Я выкопал из головы самое запомнившееся слово вместе с принадлежащей ему ошибкой. Это оказалось слово «извИните». Оно, по мнению многих, пишется «извЕните». И поместил это слово в строку поиска Яндекса. Как в правильной форме, так и в неправильной. Яндекс чуть-чуть подумал и сообщил вот что:

извините
Результат поиска: страниц — 1484169, серверов — не менее 10659
Статистика слов: извините: 2277722
Запросов за месяц: извините: 336

извените
Результат поиска: страниц — 71031, серверов — не менее 1115
Статистика слов: извените: 89237
Запросов за месяц: извените: 442

В общем, случилось страшное. Уровень среднестатистической безграмотности народонаселения Рунета действительно достиг небывалых величин.

В Рунете появились слова, при написании которых делают ошибки более 50 процентов пользователей. Попробуйте вдуматься — более пятидесяти процентов! И ведь это не какое-то там узкоспециализированное слово, почти никогда ни в какой письменной речи не встречающееся, а самое что ни на есть обычное, используемое на каждом шагу. Если бы это было, допустим, слово «брандспойт», я бы не удивился. Поправочка: точнее будет сказать: «Я не удивляюсь, что это слово пишется с ошибками более чем в 50% случаев». Ибо, как показывает Яндекс, с ним тоже не все благополучно.
По данным Яндекса:

брандспойт — 22 запроса за месяц
брандсбойт — 13 запросов за месяц
брансбойт — 9 запросов за месяц
бранспойт — 4 запроса за месяц

А ведь есть еще Microsoft Word, который, несмотря на все его недостатки, столь явные ляпы отлавливает очень даже неплохо. Интересно, каков бы был процент ошибок, если бы не он и ему подобные? Страшно подумать...

Не мое дело кого-то чему-то учить. Не мое дело, читатель, указывать вам, как жить и что делать. В конце концов, если кому-то хочется писать с ошибками — пусть пишет с ошибками. А я буду прилагать все усилия к тому, чтобы поменьше с подобными личностями общаться.

Но сложившаяся ситуация меня пугает. Пугает по той простой причине, что это начало сказываться на мне, на моей грамотности. Я, в общем-то, в этом плане счастливый человек. Не могу назвать собственную грамотность врожденной или идеальной — бывают сомнения, иногда приходится и в словарь заглядывать. Но близкой к оной ее назвать, пожалуй, можно. По этой причине мне, допустим, не нужно настраивать проверку орфографии в The Bat!1. Вероятность того, что я сделаю ошибку, минимальна. А так я еще и печатаю вслепую, то есть при написании письма гляжу не на клавиатуру, а на монитор. Что позволяет не допускать опечаток. В общем, красота.

Но постепенно, день за днем, месяц за месяцем, я начинаю чувствовать, как грамотность улетучивается. Медленно, к счастью. Очень медленно. Но иногда ловлю себя на том, что пальцы спотыкаются на слове, которое раньше проскакивало без запинки. Быть может, конечно, это всего лишь приближение старости? Годы, так сказать, берут свое. Хотя какие годы, какие годы? До пенсии-то еще далеко. Так что уж лучше буду грешить на то, что слишком уж часто перед глазами мелькают слова в неправильном написании. А раз мелькают — значит, и в серых клеточках мозга отпечатываются. Вот так и живем — они мелькают, а я сижу и с ужасом думаю: а что дальше-то будет, лет через пять-десять?

Кто виноват?

Говорят, Интернет — это та вещь, которая позволяет учить и учиться. Позволяет облегчить данный процесс, сделать его приятным, увлекательным и интересным. Учащиеся лучше усваивают знания, учителя радостно и бодро проводят Интернет-занятия. Все довольны, из учебных заведений выходят все более умные и образованные люди, что, в свою очередь, повышает благосостояние страны, увеличивает ее обороноспособность, уменьшает внутренний и внешний долг. Кр-расота.

Нет, я ни в коей мере не подвергаю сомнению тот факт, что научиться при помощи Интернета можно ой как многому. Ибо многогранен он. И каждая грань является для кого-то источником полезной информации. Для одного человека бесценны биржевые сводки, на основе которых он учится делать деньги из воздуха, для другого — порнография. И кто посмеет сказать, что с ее помощью нельзя ничему научиться, а?

Но так ли все хорошо? А скажите, не Интернет ли, случаем, виноват в неграмотности тех, кто в нем обитает? Ну, пусть даже и не на все сто процентов. Пусть хотя бы на десять. Но посудите сами.

Где раньше человек мог показать свое умение писать? Ну, понятно, что в школе. Но там то, что он пишет, проверяли. Оценки выставляли. Тыкали носом в ошибки. Заставляли их исправлять. Ставили двойки и вызывали на допрос родителей. Где еще? Ну, всякие там справки, документы... Много ли тех документов было? Потом еще письма. Бумажные, ибо электронные были недоступны. И много ли вы за свою жизнь написали бумажных писем? Я, наверное, штук двадцать. И, по-моему, они в сумме по объему не превышали размера данной статьи. В лучшем случае — двух статей.
Что раньше человек читал? Книги, газеты, журналы. Изредка — письма. Опять же бумажные. Окромя последних, вся остальная писанина проходила сквозь корректоров и ошибок содержала весьма умеренное количество.

А что теперь? А теперь каждый житель Рунета и читает Рунет, и пишет туда же. Персональные странички, чаты, форумы, аськи, электронная почта... Ну вот пишет человек что-то в том же чате. Будет ли он отвлекаться на то, чтобы проверить слово? А зачем? Поймут же и так. И ответят. И отпечатается в мозгу ответивших неправильное слово. Потом они напечатают его сами. Потом решат — а зачем я вообще заморачиваюсь подобными глупостями? Я понимаю, меня понимают, за ошибки никто не отчитает, ибо всем они до лампочки. И вообще фонетическое письмо — на редкость приятная и милая вещь. Пусть я даже и не знаю, что же это за зверь такой. Быть может, если Интернет, наконец, охватит подавляющее большинство народонаселения, а оно там, в свою очередь, дружно перейдет на фонетическое письмо, именно его и сделают официальным? И перестанут, наконец, ставить двойки за диктанты. Если учитель смог понять, что написал ученик, — значит, пятерка. Если нет — четверка. И все довольны.

Искусство списывания

Если можно списать — нормальный человек спишет. Зачем? Как зачем? Чтобы получить хорошую оценку. Зачем тебе, мил человек, хорошая оценка? Чтоб родители не ругали? Чтоб в следующий класс/на следующий курс перевели? А зачем вообще учиться-то? Ну как зачем, без хорошего диплома на приличную работу не возьмут. Вот и получается: «А чтобы все это было — надо учиться, учиться и еще раз учиться» (анекдот про Вовочку). Но это неправильный анекдот. Правильный — про внучку декабриста. Ежели вдруг кто не знает — вперед, на Яндекс, Рамблер или Гугль. Вводите слова «внучка декабриста» и наслаждайтесь.

Я совершенно не понимаю, зачем наши школьники и студенты учатся. Ну не все, но большинство из них. Уж явно не ради тех знаний и умений, которые способны дать учебные заведения. Сколько процентов школьников нашли в себе силы одолеть «Войну и мир»? Мне и в страшном сне не могло привидиться, что когда-нибудь можно будет за пару минут спокойно найти и выкачать ее сокращенный вариант. А заодно и полный набор сочинений по всем мыслимым и немыслимым темам. Нет, ну ведь правда... Зачем читать эту жутко толстую книжищу, если вместо нее можно в очередной раз перечитать «Властелина Колец». А еще лучше — посмотреть его в кино. А потом — еще раз, уже дома, в переводе Гоблина. И еще время на то, чтобы поужинать, останется. Сокращенный же вариант можно и в метро почитать. «Да знаю я этого Карузо. Мне Васька вчерась напел».

Я не понимаю, как при таком отношении к жизни люди еще хоть что-то знают и что-то умеют. Насильно вдолбленные знания — они, увы, недолговечны. И выветриваются из мозгов при первой возможности. А может, уже и не умеют? Или умеют, но много меньше, чем могли бы, если бы писали рефераты, а не скачивали их из Сети?

О, рефераты — это отдельная песня. Посмотрите на любой рейтинг, в котором присутствует раздел «Образование». Вот это и есть нынешнее образование. Кроме рефератов да сочинений, ну и еще изредка английского языка, нашим учащимся ничего не нужно. Куда, скажите, катиться дальше, если даже РБК свой проект «5баллов» анонсирует как «лучшую базу рефератов, вузов, статей» (см. Rambler’s Top100).

Единственное радует. Для того чтобы найти нужные рефераты, необходимо затратить хоть какие-то усилия. И хоть немного, но научиться искусству поиска в Интернете. А оно важно, это искусство. Ведь главное — не владеть информацией. Главное — суметь ее найти, а найдя — использовать. Научить вас использовать найденное Интернет вряд ли сможет. А вот искать... Кто знает...

Большая Свалка

Кроме шуток. Самое ценное, что привнесли компьютеры с интернетами в нашу жизнь, — это возможность поиска информации. Моя жизнь давно уже разделилась на две части. Одна — почти что нормальная, только маленькая какая-то. Вторая — мордой в монитор. И что характерно, ситуация, когда из нормальной жизни приходится обращаться к компьютерной с целью поиска какой-нибудь полезной информации, давно стала обыденностью. Чего далеко идти за примерами... Когда я переехал на новую квартиру, для того, чтобы узнать номер почтового индекса, я набрал в поисковой системе название улицы и номер дома…

Интернет — огромная свалка информации. Или, что почти то же самое, помойка. И роясь в этой помойке, мы находим то, что нам нужно. Благо хорошие люди позаботились о том, чтобы под грудами мусора и отходов имелись залежи золота, платины и драгоценных камней. А другие хорошие люди создали бесценные инструменты, позволяющие находить искомое, практически не испачкав белые ручки.

Увы, далеко не все еще пока можно найти в Интернете. Вот, например, полное собрание сочинений Ленина мне с первого наскока обнаружить не удалось. Сталина — пожалуйста. А Ленина — только избранные произведения. Впрочем, постепенно эта проблема решается. Ведь свалки, при отсутствии жесткого контроля, имеют ярко выраженную тенденцию разрастаться просто-таки до неимоверных размеров. И Интернет верно движется именно в этом направлении. А чем больше свалка — тем больше вероятность, что удастся откопать нужную вещь. Если, конечно, хватит терпения и времени.

А еще на данной свалке обитают люди. Такие же, как и мы с вами. Только с другим набором знаний. И кто знает, возможно, кто-то из них владеет столь интересующей вас информацией. Так что если вы ее не нашли, можете попытаться найти нужного человека. Как? Ну, попробуйте, например, поискать тематические форумы. Это такие специализированные места, где любят почесать языками профессионалы, а также те, кто таковыми стремиться стать, и те, кто пришел позадавать глупые вопросы на указанную тему. Совсем как вы. Быть может, вам ответят. Иногда — пренебрежительно. Или доброжелательно. Если повезет — исчерпывающе и точно. Главное — не наткнуться на деятеля, профессионалом не являющегося, но очень сильно стремящегося таковым выглядеть. Последствия могут быть плачевными...

Ты — мне. А кому я?

На самом деле, подобная взаимопомощь — великое дело. Да, половина тех вопросов, которые я задавал в различных форумах, осталась без ответов. Но, быть может, я просто нашел неправильные форумы? Полудохлые, несовпадающие по тематике, недружелюбные по отношению к чужакам? Но я очень благодарен тем людям, которые отвечали на мои глупые вопросы. Поэтому всегда (в пределах разумного и в границах свободного времени) отвечу на вопросы сам. Чего и вам желаю.

Кстати, задавая вопрос, помните: для того чтобы получить ответ, необходимо правильно сформулировать вопрос. Иначе не ответят. Или ответят, но сообщат совсем не ту информацию, которая вам необходима. А для того, чтобы правильно сформулировать, необходимо знать большую часть ответа. Данная тема была очень красиво описана в одном научно-фантастическом рассказе. Жаль, названия не помню. А уж как жаль, что это всего-навсего фантастика... Было бы, наверное, здорово, если бы действительно существовало нечто, знающее ответы на все вопросы. Сколько всего можно было бы узнать... Включая номер билета, который выпадет завтра на экзамене.

Держи дистанцию

Ох, сколько разговоров слышно нынче о дистанционном обучении! Закончить какие-нибудь полезные курсы, не выходя из дома, выучить иностранный язык, получить ценный сертификат или даже высшее образование. Это ли не чудеса современного мира? Не то ли это, что может в полной мере оправдать факт существования Интернета?

Вон сейчас разные западные университеты начали образовывать альянсы для предоставления услуг по дистанционному образованию. Желающие могут попробовать, например, зайти на www.ukeu.com и попытаться получить настоящее Кембриджское образование. Не бесплатно, конечно. Между прочим, серьезнейший проект. Затеян не кем-нибудь, а самим правительством Соединенного Королевства при поддержке Sun Microsystems. И ведь, главное, все довольны. Университеты увеличивают свою клиентуру за счет тех, кто по каким-то причинам не может на пару лет приехать к ним пожить. Ну а клиентура получает возможность получить заветное образование, не выходя из дома.

Удобно. С одногруппниками общаешься в чате. Захотел, чтобы тебя увидели, — подключил web-камеру, благо стоит она (по сравнению со стоимостью образования или компьютера) копейки. Работу сделал — отправил на проверку по e-mail. Преподавателю тоже удобно. Нужно прочитать студентам лекцию — богатейший выбор: можно или разослать ее по той же почте просто в виде текста, можно — зачитать в режиме реального времени с помощью, скажем, RealVideo, попутно принимая вопросы от студентов на каком-нибудь форуме. Можно записать порцию компакт-дисков и отправить студенту обычной почтой, дабы не напрягать его несчастный модем выкачиванием гигабайт информации.

В общем, можно практически всё, что и в обычном реальном учебном заведении. Только вот пива после лекций с одногруппниками попить не получится. Можно, конечно... Каждый — у своего монитора. Но это, извините, извращение.

Наша дистанция

Я просто-таки железно уверен, что наше образование — самое образовательное образование на свете. А в его главе просто-таки обязан находиться Самый Главный Вуз Страны.

Кто у нас за главного? Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, наверное. Я знаю — у него есть сайт: www.msu.ru. Так откроем же его. На первой странице сайта — крупная ссылка «Учеба», под которой, в том числе, фигурируют волшебные слова «дистанционное обучение». Что ж, зайдем. Что видим? «Ссылки. Аннотированные ссылки на университетские и российские ресурсы дистанционного обучения». Ну... тоже, наверное, неплохо. Погуляем? Что может быть лучше прогулки в хорошей компании?

Ссылка номер раз.

«Физический факультет». Очень подробный список учебных курсов по кафедрам и семестрам, с краткими аннотациями.
Хм. Это, конечно, безумно важная информация, но какое отношение она имеет к дистанционному обучению?
Ссылка номер два.

«Химический факультет». Курсы лекций, задачи, практикумы, программы и др. учебные пособия — по некоторым дисциплинам.
О! А здесь действительно полно информации. Лекции, еще что-то жутко химическое. И не только химическое. Есть раздел «Программирование и решение задач на ЭВМ». В конце концов, не химией единой... Но всё тексты, тексты. Верю, для студентов-химиков они могут быть бесценны. Прогулял лекцию — посмотрел на сайте. Может, это и есть дистанционное обучение по-русски?

Ссылка номер три.

«Факультет почвоведения». Общие слова о дистанционном обучении, курсы лекций (один по биологии, другой по почвоведению). Представлена система под названием «Дистанционное обучение в МГУ» (преподавателям предлагается размещать свои лекционные курсы в формате HTML, система упрощает создание гипертекстов).

Дистанционное обучение! Вот оно! О... копирайт от 2000 года. Неужто уже так давно сделано, а я до сих пор ничего об этом не знаю? Но нет, нет... Ничего гарантировать, конечно, нельзя, но, по-моему, с 2000 года нога человека здесь не ступала...

Все, хватит с меня ссылок. Погуляли — и довольно. Я на сто процентов уверен, что у других вузов России дела с дистанционным образованием обстоят на два порядка лучше. И они не ограничиваются в рамках сего процесса вкладыванием в Сеть ряда лекций.

Но хватит издеваться над нашим несчастным высшим образованием. Давайте лучше пофантазируем. Представим: вот наш отечественный вуз, выпускающий ценных специалистов. Столь ценных, что наличие его диплома — серьезный плюс при поступлении на работу. И вот вуз открывает дистанционное образование. Полноценное. То есть можно, не выходя из дома, из любого глухого уголка тайги или районов крайнего севера, получить настоящее высшее образование. Ничем не отличающееся ни по качеству, ни по «весу» диплома в обществе от обычного очного образования. Внимание, вопрос: через сколько времени появятся добровольцы, готовые за умеренную плату написать за каждого желающего любые контрольные и рефераты, сдать зачеты и экзамены? Вот и я не знаю. Наверное, вообще никогда не появятся.

Не вешать нос...

Быть может, все не так уж и плохо? В конце концов, какое мне дело до человека, который не желает учиться? Вот если не пожелает учиться мой сын... Значит, я буду виноват. Но это будет моя проблема, не ваша. Или и ваша тоже? Все-таки живем все вместе в одной стране. А события имеют обыкновение переплетаться самым неожиданным способом. И кирпич если падает, то, в лучшем случае, на ногу. Причем самым болезненным образом.

Если человек не хочет учиться — можно его попробовать заставить, но эффект, увы, будет соответствующий. Если человеку нужна корочка об образовании, а не образование, — эффект будет в чем-то другой, но похожий. А вот если человек учиться хочет — здесь, извините, медицина бессильна. Вряд ли что-то способно ему помешать. И для подобного человека Интернет может стать поистине бесценным источником информации. И столь же бесценным инструментом коммуникации с нужными ему людьми. Как для меня.  

Из новостей:

«Деканат римских католических церквей выделил средства для управления исполнения наказаний министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю. Эти деньги пойдут на реализацию программы дистанционного обучения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы...» (Regions.ru).
«Как минимум 50% категорий работников МВД РФ будут проходить обучение и переподготовку с помощью Интернета» (ABNews.ru).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.