Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Идеал как осознанная необходимость

Архив
автор : Денис Викторов   11.06.2003

Темнеет. В окнах зажигаются огни. Мы слушаем Женю и знаем, что скоро «Компьютерра» расскажет всем вокруг, и даже обитателям круглого дома, о том, зачем нужны компьютеры. Как ими пользоваться и даже — как устроить настоящий идеальный офис.

Темнеет. В окнах зажигаются огни. Мы слушаем Женю и знаем, что скоро «Компьютерра» расскажет всем вокруг, и даже обитателям круглого дома, о том, зачем нужны компьютеры. Как ими пользоваться и даже — как устроить настоящий идеальный офис.

— Ты можешь доходчиво рассказать, что такое идеальный офис? Ну, сам понимаешь, с точки зрения компьютеризации, автоматизации и так далее? — поинтересовался на днях главный редактор «Компьютерра-Adviser».
— На примерах или вообще?
— Лучше на примерах, — ответил редактор. — Так выйдет более убедительно.
— Может быть, рассказать о том, как мы тут работаем? — постарался я облегчить задачу. — Смотри, у нас же типичный идеальный офис!
— Думаешь? — недоверчиво отозвался редактор и подозрительно огляделся по сторонам. — Ну, попробуй. Главное — без особых технических подробностей. Скорее даже — о жизни. Сможешь?
— О жизни — смогу,— заверил я. — О жизни — это запросто!

Желтые ботинки

На дворе девяносто первый год. Жизнь вроде бы налаживается. Но почему-то далеко не у всех. Да и перспективы какие-то смутные.

По утрам мы с другом читаем лекции. Днем ведем семинары и учим студентов программировать. Дисциплина и посещаемость поддерживаются весьма действенными аргументами.

— На программировании можно неплохо заработать, — авторитетно уверяем мы. И в очередной раз предлагаем третьекурсникам выполнить сортировку «методом пузырька». Впрочем, самим нам удалось продать лишь одну программу, написанную на Clipper. Она умеет поддерживать базу данных неведомых нам «поставщиков» и «покупателей».

Наш заказчик — странного вида американец, который целыми днями сидит в бывшей коммуналке на Сухаревке, роняет на пол столбики пепла от «Мальборо» и постоянно с кем-то разговаривает по телефону. Он что-то продает. Или покупает. Кажется, вагонами. В общем, делает бизнес. И, судя по всему, вполне успешно. Большинство событий окружающего мира вызывают у нашего американского заказчика исключительно позитивную реакцию: «файн», «гуд» или, в крайнем случае, — «о’кей».

Мы демонстрируем работоспособность программы, особо подчеркивая изящество интерфейса.
— Файн! — говорит наш заказчик и вновь ведет какие-то загадочные переговоры по телефону.
Воспользовавшись очередной паузой мы предъявляем систему помощи, удобство системы меню и возможность распечатать нужную информацию. Мы нервничаем, поскольку заказчик уделяет нашему программному изделию лишь крохи внимания.

— О’кей — наконец-то снисходит до нас американец, то ли продав, то ли купив по телефону очередную партию товара. — Теперь тут неплохой офис! Как говорят у вас в России... «идеальный»?

Мы хмуро осматриваем желтые обои, засыпанный пеплом пол и возвышающийся над всем этим аскетичным безобразием компьютер, на экране которого светится заставка нашего произведения («Нажмите любую клавишу для начала работы») и признаем, что офис хорош. То есть практически идеален.

— Парни, есть проблема, — неожиданно продолжает владелец желтых ботинок. — Кэша нет...
Мы смущены. Парализованы. Уничтожены. В глубине души мы считали американца человеком, ничего не смыслящим в компьютерах, которому просто понадобилась «русская программа». Но «кэш»... Неужели сейчас начнется допрос по части кэш-памяти, индексных файлов и проклятых сортировок?

— Кэша нет, — продолжает американец, по-своему истолковав кислые выражения наших физиономий, — зато есть аккредитивы. О’кей?

Мы не знаем, что такое «аккредитивы», поэтому в ответ на вопрос о том, сколько мы хотим за свою работу, испуганно называем на наш взгляд приличную, но… пристойную цифру. Этих денег вряд ли хватит на покупку даже одного настоящего американского ботинка. Но как коммерсанты мы являем собой даже не нули, а отрицательные величины. А значит, результат закономерен.

Впервые окинув нас каким-то даже заинтересованным взглядом, в котором сквозит что-то вроде искренней жалости, американец открывает ящик стола, до отказа набитый этими самыми «аккредитивами». Наш гонорар умещается ровно в три бумажки. Которых в ящике — тысячи. Но мы сами оценили стоимость своей работы по созданию «идеального офиса». А просить еще — стыдно.

В ближайшей сберкассе «аккредитивы» обмениваются на настоящие деньги. Весна. Светит солнце, в руках у нас бутылочки с пивом, а жизнь, в общем-то, прекрасна. Несмотря на общую туманность перспектив.

— Слушай, а ведь ему же наша система в принципе не нужна, — неожиданно высказывается мой друг. — Он ведь даже не смотрел, как там все делать, запускать!

— А ему и не надо, — отвечаю. — Он же сказал, что ему нужен «идеальный офис»! Одно дело, когда у тебя только «Нортон», да «Диггер». А тут — база данных. Солидно!

— Странный тип.

— Странный...

Спустя три года мой друг случайно встретил того американца. Оказалось, что наш первый и последний заказчик вовсе не дурак. И, как ни странно, некоторое время даже пользовался базой данных. Так что, похоже, «идеальный офис» — штука совершенно субъективная. Впрочем, как и сами по себе — идеалы...

Круглый дом

1994-й. С научно-преподавательской карьерой покончено. Я работаю в издательском доме, где выпускают самую интересную компьютерную газету. Ура! Называется — «Компьютерра». Издательство молодое, поэтому обитает пока в подвале. Зато — в подвале совершенно круглого дома. Это обычная панельная девятиэтажка в московском районе «Матвеевское», замкнутая силой воли какого-то передового архитектора в кольцо. Во всем этом есть что-то таинственное и символичное. Но главное, жизнь, в отличие от закольцованного дома, — разомкнулась!

В институте пять лет меня учили, что информационные технологии облегчают жизнь и помогают людям. Живых примеров не показывали, но я — верил. Потом четыре года убеждал в том же студентов. И они тоже, кажется, верили. Однако с примерами опять было худо. А теперь я сам работаю в идеальном офисе. И это здорово!

Сначала приходится учить новые слова. Здесь не принято говорить «контора» или, например, «подвал». Мы говорим — офис. Да, обои кое-где отстают от стен. А окрестные старухи постоянно путают нашу дверь с входом в магазин. Но зато у нас есть специальный человек, который все свободное время возится с компьютерами и проводами, от которых зависит стабильность работы редакции. Гения зовут Женя. Но сам себя он называет таинственным словом — сисадмин. Это значит, что в его ведении находятся компьютеры, мониторы, факс, копир, программы. В интерпретации Жени все устройства — «железо». А любую программу он именует «софтиной». Причем в зависимости от поведения того или иного продукта в голосе Жени звучит либо уважение, либо презрение к разработчикам.

Оказывается, что идеальный офис, по крайней мере, идеально автоматизированный офис, — это, прежде всего, системный администратор, «сисадмин». В его власти превратить работу сотрудников в сущий ад или, напротив, в легкую увеселительную прогулку. Начальство периодически журит Женю. Видимо, в воспитательных целях. Но работать нам удобно. Даже в крупных фирмах люди до сих пор бегают с дискетами. А у нас — локальная сеть и никакой беготни. У других — очередь к единственному компьютеру, к которому подключен принтер. У нас же принтер — сетевой. И опять-таки никакой сутолоки. Наша газета выходит с нетипично малым количеством ошибок, потому что корректоры используют самые свежие системы проверки орфографии. И даже офис-менеджер, дама в возрасте, ведет учет важных встреч, звонков, адресов и телефонов при помощи программы Lotus Organizer. И, что характерно, сама по себе фирма Lotus еще не приобретена огромной IBM.

Мы еще не знаем, что такое «виртуальный офис» и «телекомьютинг». Но уже пробуем элементы удаленной работы: некоторые авторы умудряются переправлять свои статьи по факсу. А в хозяйстве нашего сисадмина имеется не только сканер, но и пара пока что несовершенных программ распознавания. От двух фирм-конкурентов, которым еще предстоит долгая и утомительная борьба за право первенства на рынке систем распознавания текстов. Никто не готов поручиться, что компьютерная обработка факсимильных посланий с последующим удалением ошибок занимает меньше времени, чем обычный ввод с клавиатуры. Но мы не в состоянии лишить себя удовольствия громко зачитывать вслух результаты работы системы распознавания. Впрочем, по части хохм у «распознавалок» есть сильный конкурент — опять-таки неоперившаяся система автоматизированного перевода. В обеденный перерыв «переводчику» подсовывается очередная порция английских текстов, после перевода которых следует неизбежная пятнадцатиминутная порция неутихающего и явно продлевающего жизнь смеха.

Сегодня все это выглядит наивным и смешным. Но на календаре — девяносто четвертый год и, между прочим, никакой Windows 95 еще нет и в помине. А мы… Мы ощущаем аромат хайтека и пробуем его на вкус. Мы уверены, что работаем в идеальном офисе. И готовы хорошенько отдубасить каждого, кто усомнится в целесообразности использования компьютеров в бизнесе.

По вечерам мы выходим покурить в тихий и уютный круглый дворик. Сисадмин Женя вслух мечтает о том, как в выходные будет устанавливать новую версию сетевой операционной системы и что-то прикручивать к серверу. Для наглядности он размахивает толстой пачкой документации, которую небрежно именует «мануалами»...

Темнеет. В окнах зажигаются огни. Мы слушаем Женю и знаем, что скоро «Компьютерра» расскажет всем вокруг, и даже обитателям круглого дома, о том, зачем нужны компьютеры. Как ими пользоваться и даже — как устроить настоящий идеальный офис. В котором главное — вовсе не дорогая мебель и золотые дверные ручки, а технологии, в силу которых мы верим так же сильно, как наш сисадмин Женя в необходимость установки новой сетевой операционной системы. 
 

Тельфер

Летом 1995 года события начинают развиваться с удивительной быстротой. Лично мне наш офис в круглом доме очень нравится. Здесь тесновато, зато уютно. Мы иногда спотыкаемся о разложенные по полу провода и что-то нарушаем в хозяйстве сисадмина Жени, но он быстро восстанавливает работоспособность сети. А заодно ругает на чем свет стоит только что вышедшую Windows 95. Про нее он говорит совсем странные и непонятные вещи — «маздай» и «сакс». Наверное, это все от того, что Женя не только системный администратор, но и «фидошник» — участник сети «Фидонет».

Призрак перемен сначала заводится где-то в углу нашего маленького, но превосходно автоматизированного подвальчика, но вскоре его очертания материализуются. Кто-то наконец произносит — «новый офис». Начальство все больше времени проводит «на объекте». Убедительные слова «подрядчик», «строители», «еврорамы» и «ковролин» быстро пополняют наш лексикон. Мы решительно строим планы относительно жизни в новом прекрасном офисе, о замечательных свойствах которого нам рассказывает сисадмин Женя. Распечатки «мануалов» и быстро освоенная им документация по Windows 95 похоронены за шкафом с архивами. Теперь в руках у Жени длинная, аккуратно склеенная из нескольких листов бумаги «простыня», на которой изображен план новых помещений. В то время как подробный план подвальчика поместился бы, заметим, на крошечном листке блокнота.

И вот наконец-то звучит: переезд. В течение нескольких дней мы сначала грузим коробки и ящики в машины. А затем — едем сами.

Наш новый офис — это бывший цех небольшого заводика в бывшем НИИ. Какие-то оборотистые люди превращают его в офисный центр, и нам досталось длиннющее производственное помещение, из которого выносят последние станки, когда-то выкрашенные зеленой масляной краской. По потолку тянется рельс тельфера. Его крюк похож на перевернутый знак вопроса. Хорошо ли нам будет здесь?

Поначалу в нашем распоряжении всего две отделанных комнаты. Ковролин деликатно прикрыт газетами. Но чистые белые стены, аккуратные оконные рамы и прочие атрибуты «евроремонта» убеждают: уж здесь-то все должно быть прекрасно. Рабочие быстро делят цех на комнаты, размазывают по гипсокартону «жидкие обои» и вдруг настает момент, когда новый офис оказывается в полном нашем распоряжении. Он прекрасен. Но не идеален. И свидетельством тому — все более озабоченный вид сисадмина Жени.

То, что считалось в старом добром подвальчике «локальной сетью», теперь явно не годится. В руках у Жени — схема коммуникаций, о которых он мечтает. Новенькая офисная АТС легко разбрасывает звонки по нужным комнатам. Но мы снова ходим с дискетами. А затем наступает 1996-й год и... телефоны по всему офису умолкают.

Все оттого, что с начала 1996-го мы «выходим в сеть». В смысле — осваиваем Интернет. Телефоны безжалостно лишены соединительных шнуров и безмолвно взирают на плоды новой технологической революции: модемы наших компьютеров решительно завладели телефонными розетками. Попытки внешнего мира общаться с нами при помощи факсимильных сообщений мы отвергаем с убежденностью революционеров. «Пожалуйста, присылайте ваши сообщения по электронной почте», — гордо рекомендуем мы контрагентам.

Ясно: в своем стремлении работать по-новому мы немного торопимся. Но оторвать нас от Интернета невозможно. И тогда в офисе появляются люди в фирменных комбинезонах, увешанные заграничным инструментом и вооруженные длинными лестницами. Это работники крупной фирмы — системного интегратора. С их помощью мы строим СКС! То есть — структурированную кабельную сеть.

Над фальш-потолком размещаются километры кабелей. Сисадмин Женя ночует в офисе и не расстается со схемой коммуникаций. И вот в каждой комнате появляются «сетевые розетки». Нам раздают пароли и «права доступа». А телефоны — снова звонят. Совершенно не мешая нам бороздить бескрайние пространства Интернета.

Сетевых принтеров — несколько. Никакой беготни с дискетами и теперь уже — навсегда. Внутри офиса мы начинаем общаться при помощи электронной почты, избегая телефонных звонков и утомительной ходьбы по коридору. Нам нравятся информационные технологии и мы пользуемся ими всерьез. Но главное, мы совершаем все меньше лишних движений, а значит, работаем лучше и быстрее.

Иногда наш сисадмин Женя мрачнеет. Тогда мы живо интересуемся причинами.
— Да сон приснился, что пропала схема нашей сетки. А я бегаю как сумасшедший и «прозваниваю» ее, — отвечает Женя.

 Мы понимающе киваем, но без тени легкомыслия. Там, наверху, где когда-то ползал цеховой тельфер, перетаскивая неведомые тяжести, кабелей не меньше, чем в туннеле метро. А в комнате, где сидят гении нашей верстки, в напоминание будущим поколениям сотрудников идеального офиса висит пленка. Та, на которую «выводят» для печати в типографии журнальные страницы. Видимо, схема все-таки пропадала. Поскольку на пленке черным по прозрачному написано: «Просьба сообщить системному администратору о месте выхода этого сообщения». Действительно, система фотовывода — это ведь тоже... печатающее устройство!

Пленка эта висит на стене и сегодня. Все-таки главное в идеальном офисе — это порядок. И... сохранность схемы коммуникаций. Тем более, что системные администраторы иногда меняют место работы...

Офис нового века

Кажется, только вчера мы открывали шампанское, запускали фейерверки и встречали новый век. А теперь вот календарь обыденно сообщает, что на дворе уже 2003 год. Надо как-то соответствовать.
На днях к нам приезжал представитель какой-то фирмы. Интересовался покупкой древней системы фотовывода. У нас она не работает уже года четыре. Интересно, зачем она ему понадобилась?

Наши журналы отправляются в финскую типографию «по проводам». То есть — через Интернет. Это раньше в штате приходилось держать специальных людей, которые дожидались вывода последней полосы журнала и стремительно неслись на вокзал, чтобы передать проводнику пленки. Теперь все проще. Сверстали, проверили — отправили. Специальная программа показала, что сервер типографии успешно принял очередную страницу. Как только соберется полный комплект, безостановочно работающий печатный конвейер в течение часа превратит переданные файлы в новенький глянцевый журнал. И все. У них идеальный офис. У нас — не хуже.

Наша офисная инфраструктура — это уже давным-давно интранет. То есть не просто компьютеры, соединенные в сеть, а набитая всяческими полезными данными информационная система. Здесь доступно все — от архивов до справочной документации. И мы не уверены, что может быть иначе.

Недавно расширившееся интернет-подразделение переехало в другой офис. Что нисколько не сказалось на совместной работе. Мало того, кое-кто даже не знает, что редакторы и авторы наших интернет-сайтов находятся вне головного офиса. Поскольку офис по сути — виртуальный. Серверы установлены в центре интернет-хостинга крупной компании. Систему групповой работы, обеспечивающей управление сайтами, мы давно научили работать без сбоев. И не важно, где находится тот или иной сотрудник — в мире телекоммуникаций это уже никого не волнует.

Только что мой коллега прислал SMS-сообщение: сидит на пресс-конференции в одном из московских отелей и одновременно доделывает материал, который мы должны получить через пятнадцать минут, иначе...

Но никаких «иначе» не произойдет. Нас не пугают пробки на дорогах и расстояния. Ровно через пятнадцать минут при помощи ноутбука и мобильного телефона заветная статья поступает в почтовый адрес редакции. Оттуда — выпускающему редактору, который не сходя с места пересылает материал редактору литературному. От него статья уйдет на компьютер верстальщика, в электронном почтовом ящике которого уже лежит одна из требуемых фотографий — пять минут назад в отеле, где проходит пресс-конференция, щелкнул затвор цифрового фотоаппарата. А теперь вот, отправленная через GPRS, картинка уже «стоит на полосе».

Не хватает фотографии крупного столичного чиновника? Не беда. Выпускающий редактор открывает интернет-сайт крупного фотоагентства и через пару минут получает превосходного качества фотографию. Все, статья сверстана. И через пару часов вместе с другими материалами будет отправлена в типографию.

Заметим, никто не бегал с дискетами. Не диктовал по телефону текст машинистке. Не несся с риском для жизни на автомобиле, стараясь вовремя передать фотографию. Мало того, мы давно не знаем, что такое «проявитель», «фиксаж» и «увеличитель». В бывшей фотолаборатории устроен чулан, а руководитель фотослужбы гордо демонстрирует новое приобретение — портативный винчестер, на который можно «сбрасывать» фотографии прямо с цифрового фотоаппарата.

Вчера мы брали интервью у немного нервной дамы. А сегодня, прислав нам согласованный текст, она интересуется, какую фотографию мы выбрали. В ответ отправляем ей уже сверстанные страницы. «Ой, как здорово!» — обнаруживаем мы электронное письмо через пару минут. А что, обычное дело!

С некоторыми авторами и даже постоянными сотрудниками мы видимся теперь раз месяц. Они работают дома. Но вовсе не потому, что больны или ленивы. Просто они экономят время и деньги на дорогу, — вовсю используя возможности выделенного доступа в Интернет.

Особый случай — наш менеджмент. В отличие от сотрудников «творческих», им нужен порядок во всем. Для этого у них есть все — от возможности назначать встречи по сети до системы, обеспечивающей управление отношениями с клиентами. Называется — CRM (Customer Relationship Management). А значит, о том, что уважаемая фирма просит разместить свое рекламное объявление ровно через месяц на задней обложке журнала «Компьютерра», просто невозможно забыть.

Как и десять лет назад мы уверены, что работаем в идеальном офисе. И не верим, что может быть иначе.

Эпилог

Маленький карманный компьютер снова заверещал в кармане. Он вечно обо всем помнит. И честно напоминает о том, что пора заканчивать эту статью и высылать ее главному редактору этого журнала. Потому что впереди еще масса забот. Лет десять назад список дел, который теперь удается провернуть за один день, потребовал бы недели усилий, нервов и сил. Вот почему мы и построили идеальный электронный офис.

Кстати, очень рекомендуем. В отличие от черной магии и заклинаний, снимающих венец безбрачия, эта штука действительно — работает.
Проверено! 
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.