Два в одном
АрхивДля успешного функционирования в условиях российского рынка все организации, хоть как-то заинтересованные в получении прибыли, должны выбрать себе достаточно узкую сферу деятельности — на языке экономики называющуюся «рыночной нишей».
Для успешного функционирования в условиях российского рынка все организации, хоть как-то заинтересованные в получении прибыли, должны выбрать себе достаточно узкую сферу деятельности — на языке экономики называющуюся «рыночной нишей». Это понятие обозначает четко выделенную клиентуру и пользующийся у нее спросом ассортимент товаров.
Четкое представление о том, что собой представляет потенциальный покупатель, и что ему надобно, является одним из необходимых условий для эффективной торговли и в нашем, компьютерном мире.
Вот и наши отечественные компьютерные компании разделились по группам: кто на каких клиентов охотится. На крупных, то есть оптовых, охотятся те, кто может в одночасье поставить сотню собранных компьютеров или большую партию каких-нибудь мелких железяк1 и обеспечить их сервисным обслуживанием. Они никогда не станут работать с розничными клиентами — это не их уровень: не те прибыли, не те объемы продаж, в конце концов, абсолютно другая модель взаимодействия с клиентом. Они работают по много лет с одной компанией, знают все ее потребности, у них отработанные масштабные программы сервисного обслуживания, включающие в себя не только замену и ремонт вышедших из строя товаров, но и «горячую замену» для того, чтобы деятельность компании-клиента не останавливалась ни на секунду, а также многое другое. Да и сами корпоративные клиенты не горят желанием менять знакомого на протяжении многих лет поставщика — система самодостаточна, и попытка фирм ориентироваться также и на розницу только нарушит равновесие.
Большая часть компаний все же ориентируется на нас с вами — на розничных клиентов. Нам не надо возить грузовиками мониторы, а затем их грузовиками же их увозить на починку в сервис-центр, нам надо всего лишь вежливо и доходчиво объяснить, что к чему, и мы с радостью оставим половину месячного семейного бюджета в кассе. Но за обслуживание и «индивидуальный подход к каждому клиенту» приходится доплачивать, и цена железки возрастает в зависимости от того, насколько «крут» магазин или насколько «крутым» считает себя его начальство. Здесь уже играет роль то, сколько магазин платит за аренду, «крышу» и еще вагон и маленькую тележку вещей, о которых нам с вами знать не положено. Зато они блюдут свою марку — у них никогда (почти) не встретишь поддельных или нелегально ввезенных, так называемых «серых» товаров, у них до мельчайших деталей проработана система гарантийного и постгарантийного обслуживания, а в последнее время и кредитования. Для многих все это будет весомым аргументом, перевешивающим даже несколько завышенные цены.
Еще один тип компьютерных магазинов, появившийся еще при становлении российского рынка, — это кустарные мастерские, собирающие компьютеры на заказ. Такие фирмы, сидящие где-нибудь в подвале или на чердаке какого-нибудь явно не предназначенного для торговой деятельности здания (дабы сэкономить на аренде), состоят из 4–5 человек и иногда способны просто на чудеса. У них зачастую бывают очень выгодные цены, они при необходимости могут собрать какую-нибудь нестандартную конфигурацию, но за ними нужен глаз да глаз, дабы не получить кота в мешке: например, noname память вместо заказанной фирменной. С другой стороны, такая контора, расположенная близко от дома, может серьезно облегчить задачу подбора компьютера. А если у них есть представительство на одном из компьютерных рынков столицы, то там можно найти то, что крупные компании никогда продавать не станут — б/у комплектующие, всякие нестандартные железки. Да и всякие мелочи вроде CD-R болванок покупать у них проще — не надо стоять в очереди.
И, наконец, возможный только в нашем отечестве тип магазинов, по которым сразу и не скажешь, с кем они работают. Картина примерно следующая: рядом с красивой витриной находятся замызганные ворота, перед которыми вечно толпятся всевозможные грузовые транспортные средства, мимо которых с опаской (как бы не испачкаться о грязные борта «Газелей» и «Бычков») пробираются покупатели. А за воротами находится святая святых — Дилерский Отдел — отдел, работающий с оптовыми клиентами. Такой необычный симбиоз розницы и опта вызван желанием руководства усидеть сразу на двух стульях. При этом, естественно, ни один из этих стульев не бывает занят полностью. Либо обделенными оказываются оптовики (что редко), либо розничные покупатели (что чаще). Причиной тому совершенно четкая структура доходов компании. Основные доходы фирма получает от оптовых и мелкооптовых клиентов, которых у них из-за громадного ассортимента и выгодных цен хоть отбавляй. Подобные компании служат своеобразным переходным звеном для мелкого и среднего бизнеса, которому уже не хватает разовых розничных закупок, но до крупных оптовых они еще не доросли — оборот не тот. Это и небольшие региональные компьютерные фирмы, регулярно закупающие ширпотреб, и редкие, но довольно крупные закупки других фирм «для себя». Получается, что розничный отдел служит чем-то вроде витрины, своеобразной имиджевой составляющей, не приносящей большого дохода, но, конечно, далеко не убыточной. Поэтому и держать ее в приличном состоянии надо, и деньги вкладывать надо, но от потери пары десятков клиентов, из-за которых маленькие мастерские удавились бы, ничего страшного не произойдет.
Ассортимент обычно выше всяких похвал: прайс-лист на 5–6 страниц неудобочитаемым мелким шрифтом, в котором есть все — от высокотехнологичных ноутбуков до тряпочных ковриков за рупь-двадцать-шесть. И цены оптовые, ко всему прочему, то есть ниже процентов на 5–10, чем везде. Ходить в такие магазины можно как на экскурсии — витрины заставлены мониторами, колонками, всевозможными платами неизвестного назначения. Но при ближайшем рассмотрении видно, что большую часть ассортимента составляют товары, пользующиеся массовым спросом, — недорогие, но качественные комплектующие, по которым ни у кого не появляется вопросов и которые будут легко продаваться как в Москве, так и в любом другом городе, где продавец не поленился приехать в поисках «чего подешевле». Искать редкие вещи смысла не имеет, ведь они не пользуются спросом, и забивать ими и без того громадный склад никто не будет.
Отличия разных фирм друг от друга, в основном, заключаются в ценовой политике и ассортименте. Кто-то наладил устойчивые связи с какой-нибудь малоизвестной компанией, штампующей очень приличную продукцию, типа той же Sapphire, и теперь представляет широкий ассортимент ее продукции; кто-то пошел по другому пути, например, увеличения срока гарантии. Поэтому при выборе магазина полезно просмотреть прайс-лист и выяснить, что интересного компания предлагает покупателям и нужно ли это в данном случае. Естественно, что покупать компьютер целиком лучше в одной конторе, а не бегать по всему городу в поисках монитора дешевле на 2 доллара 10 центов — поэтому необходимо выяснить: предоставляет ли магазин услугу сборки и тестирования и сколько она стоит. Может быть, вообще имеет смысл купить собранную и протестированную модель? Такие предложения есть у многих фирм.
Подобные фирмы обычно имеют несколько филиалов. Естественно, на компьютерных рынках — Савеловский, Буденновский и т.д. Но основные склады находятся достаточно далеко от деловых центров — им нужно много места, а оно денег стоит. Поэтому поиск магазина по адресу «ул. Водопроводная, д. 145, корп. 13, стр. 2» порой превращается в довольно увлекательное занятие.
Процесс покупки в оптово-розничном магазине очень сильно отличается от того, что клиент привык встречать в других магазинах. Если в том же «М-Видео» покупается некое цельное неразборное устройство под названием холодильник, и при этом покупателя совершенно не интересует марка установленного внутри процессора (да и вообще — факт его наличия), то в случае с компьютером все с точностью до наоборот. Клиента очень сильно интересует, что за железо он покупает, с какими характеристиками и по какой цене. Поэтому взаимодействие с клиентом в оптово-розничной фирме строится соответственно.
Торговый зал здесь никогда не бывает заставлен под потолок всякими красивыми прибамбасами. Дай бог с десяток корпусов, пара-тройка красивых колонок, несколько новых моделей материнских плат для поддержания имиджа — но не более того. Менеджеры по продажам не дежурят у витрин, а чинно восседают за компьютерами и занимаются приемом заказов.
Что нужно знать для того, чтобы использовать потенциал этого типа магазинов на полную катушку? Во-первых, кому можно туда идти за покупками, а кому нет. Как бы это звучало ни странно, но некоторым туда идти просто противопоказано. Связано это с тем, что здесь в основном закупаются люди, отлично знающие, из чего состоит компьютер и как его надо собирать, что накладывает отпечаток на поведение продавцов. Они вполне обоснованно считают, что если покупатель пришел к Ним, но он обладает достаточными знаниями для общения наравне, и не впадает в ступор от фразы «на каком чипсете вам нужна мама?» Из этого вывод: для начинающего компьютерщика лучше найти себе в компанию знающего человека, который сам соберет нормальный и работоспособный компьютер. Брать его в качестве переводчика, на мой взгляд, смысла не имеет, потому что объяснить доступным языком о чем речь сможет и менеджер, если его об этом попросить, но взаимопонимания с ним, скорее всего, не будет. Для тех, у кого не окажется знакомых-компьютещиков, либо по тем или иным причинам не будет возможности воспользоваться их помощью, можно посоветовать взять один из последних номеров нашего журнала и тщательно его изучить — так можно изучить терминологию и понять, что должно быть внутри системного блока и рядом с ним. После этого все взаимодействие клиента с менеджером сведется к быстрому перечислению заранее заученного или записанного списка комплектующих. Надо только при этом не забыть проверить их наличие в прайс-листе выбранной фирмы, чтобы не заниматься подбором замены, которая не всегда может оказаться равноценной.
Если же заранее подобрать конфигурацию компьютера не удалось, то можно положиться на квалифицированную помощь менеджера. Главное, четко объяснить какой это должен быть компьютер — игровой, офисный, дизайнерский. Конфигурация получится хорошей, но не надо забывать, что компании выгодно продавать дорогие вещи — поэтому об экономии денег можете забыть.
Существует категория людей, которые не видят разницы между холодильником и системным блоком, монитором и телевизором. Нет, они, естественно, знают, какая между ними разница, но недоумевают, почему их продают в отдельных, специализированных магазинах. Вот таким людям ходить в оптово-розничные магазины строго запрещено. Для них существуют такие уважаемые торговые сети, как «Техносила», «М-Видео» и многие другие. Может быть, конечно это и правильно, и со временем все мы будем покупать компьютер, как сейчас покупаем телевизор, но пока пропасть между клиентурой розничных и оптово-розничных магазинов воистину непроходима. И дело не только в ценах — многие известные компании, собирающие компьютеры под собственными торговыми марками, продают их через подобные сети, — а в подходе к делу. Боюсь, не каждый менеджер там сможет объяснить, что находится внутри у модели, которая стоит на втором ряду сверху на четверной витрине от окна, и тем более никогда не сможет обеспечить ту свободу выбора, которую получает покупатель в оптово-розничном магазине.
Теперь надо рассказать о главной области деятельности магазинов, на которой они зарабатывают деньги, — об оптовой торговле. Так как основное внимание все же уделяется оптовой и мелкооптовой торговле, то и система привлечения и удержания клиентов развита очень сильно. В ход идет все: от сложной системы скидок до подарков и других маркетинговых акций.
Систем скидок здесь представляет несколько так называемых «колонок». Первая колонка — это розничные цены, то есть цены, по которым закупаются рядовые покупатели. Вторая колонка — это колонка для постоянных клиентов. Для того чтобы стать таким постоянным клиентом, необходимо сделать единовременную покупку на определенную сумму. Сумма эта варьируется в районе 500 долларов и дает возможность сэкономить несколько процентов. Однако надо отметить, что во многих фирмах понятия «постоянный клиент» нет вообще — оно равнозначно понятию оптовый, и поэтому к сумме 500 долларов можно смело приписывать справа еще один ноль. Последняя колонка — это колонка для крупнооптовых клиентов. Там сумма обязательного заказа существенно больше 10000 условных единиц — таких клиентов, естественно, мало.
Еще один вопрос, связанный с оптовой торговлей компании, — это деятельность вспомогательных подразделений: склада и сервисного отдела. Они изначально ориентированы на работу с оптовыми клиентами и их обслуживают в первую очередь. Поэтому часто можно встретиться с ситуацией, когда один розничный покупатель, который всего-то и хочет получить свои 256 мегабайт оперативной памяти одним модулем примерно час ждет, пока некие ребята корпоративной внешности загрузят старенькую «Газель» под завязку. Это неприятно, но вполне естественно, так как никто в здравом уме не станет делать отдельные склады для розничных и для оптовых клиентов. Философия простая: кому надо — подождет. Та же история с сервисными центрами. Обслуживаются в первую очередь именно оптовые клиенты, а розничные по остаточному принципу: если время осталось — пожалуйста. Вот такая ложка дегтя в достаточно большой, не спорю, бочке меда. Ситуацию со складом может немного исправить наличие интернет-магазина, но в некоторых компаниях доступ к нему возможен только для постоянных клиентов. Если же нет — то добро пожаловать, если, конечно, вас не пугает необходимость отдельно оплачивать доставку. А вот со странным сервисом скорее всего придется смириться.
Координаты магазинов и некоторые полезные данные. Никс (www.nix.ru). Компания специализируется на оптовой и розничной продаже комплектующих, периферии, оргтехники, сетевого оборудования, расходных материалов, а также на поставке компьютеров под собственной торговой маркой. Объем прайс-листа — 3556 наименований. На рынке с 1991 г. Адрес магазина: Звездный бульвар, д. 19 (станция метро «Алексеевская»). Олди (www.oldi.ru). Известнейшая фирма является авторизированным дилером 56 компаний — производителей аппаратного и программного обеспечения. Прайс-лист насчитывает более 3000 позиций и отличается более чем гуманными ценами. Имеется собственное производство компьютеров на заказ. На рынке более 10 лет. Адреса магазинов: ул. Малышева, 20 (станция метро «Текстильщики»); ул. Трифоновская, 45 (станция метро «Рижская»); ул. Донская, 32 (станция метро «Шаболовская»). Пирит (www.pirit.ru). Начинавшая в 1990 году фирма по расширению памяти компьютеров к 2003 году развилась в одного из столпов российского компьютерного рынка. Сейчас основные направления деятельности — это дистрибуция компьютерных комплектующих и оборудования, сетевые проекты для корпоративных клиентов, консалтинг, производство компьютеров, розничная торговля, издание журнала «UPGRADE — новый уровень ваших компьютеров». Объем прайс-листа более 1000 наименований. Адреса магазинов: Нахимовский пр-т, д.36, корпус 1 (станция метро «Профсоюзная»); Коломенский проезд, 1а (станция метро «Коломенская»); ул. Большая Полянка, 28 (станция метро «Полянка»). ЮСН (www.usn.ru). Крупная оптово-розничная фирма, объем прайс-листа около 3500 наименований, имеется развитая система скидок. Единственная из списка имеет филиалы на компьютерных рынках столицы. Адреса магазинов: Малый Калужский переулок, д. 15, стр. 16; ТЦ Савеловский павильон A-37, C-14, D-36; пр. Буденного, д.53, кор.2, стр.2, павильоны: К-3, Д-18. |
Сравнительная таблица цен на некоторые распространенные модели комплектующих.
Прочерк обозначает отсутствие товара в данном магазине. |