Фестивали компьютерного искусства
АрхивОдно из последних новшеств на демосцене — Интернет-радио.
Одно из последних новшеств на демосцене — Интернет-радио. Существуют два типа таких радиостанций — музыкальные, например Nectarine (www.scenemusic.net), и информационные, например The Havok (www.thehavok.co.uk).
www.hugi.de
Демосцена — это в первую очередь люди. Без них она была бы кучей поделок, слепленных непонятно кем и непонятно для кого. Как уже говорилось, в 80-е годы демомейкеры контактировали в основном на пиратских BBS. Интернет намного упростил общение. Сейчас в Сети существует множество специализированных IRC-каналов, сайтов и FTP-архивов.
Но одно дело — виртуальное общение, другое — обсудить все за кружечкой пива. Чтобы дать сценерами возможность встретиться в «реале», стало традицией проводить demo party — фестивали компьютерного искусства. На таких мероприятиях можно не только вдоволь пообщаться, но и увидеть, как развивается сцена, что нового она может предложить. Официальная цель фестивалей — выявить лучшие работы в разных направлениях. Победители определяются путем народного голосования: всем посетителям выдаются анкеты и ручки, и после просмотра работ, участвующих в compo (от англ. competition — состязание), они проставляют участникам баллы. На крупных фестивалях практикуется электронное голосование, что упрощает задачу и голосующим, и организаторам. Количество номинаций и размеры призов зависят от масштабов мероприятия. Стандартными конкурсами считаются demo compo, intro compo (с разграничением по объему программ — 64/16/4/1/512), graphics compo (отдельно для пиксельной и 3D-графики) и music compo (отдельно для трекерной и mp3-музыки). Помимо этого иногда проводятся real time coders compo (соревнование между кодерами на скорость выполнения какого-то задания), animation compo (видеоролики в форматах AVI и MPEG), ASCII/ANSI compo (рисунки, сделанные соответствующими символами), wild compo (работы любых направлений, по каким-то причинам не вошедшие в стандартные compo), Flash demo compo (демки, написанные на Flash), game compo (небольшие игры, сделанные сценерами) и, наконец, disk throwing (соревнование по метанию дисков или компьютерных комплектующих на дальние дистанции).
Одно из последних новшеств на демосцене — Интернет-радио. Существуют два типа таких радиостанций — музыкальные, например Nectarine (www.scenemusic.net), и информационные, например The Havok (www.thehavok.co.uk). www.hugi.de |
В каждой номинации, кроме wild compo, есть свои ограничения и требования. Например, для пиксельной графики неприемлемы отсканированные картинки, а правила demo compo запрещают чистую анимацию. На проведение конкурсов отводится строго определенное время, поэтому количество допущенных работ ограничено. Если заявок слишком много, компетентная комиссия проводит среди них предварительный отбор.
Сегодня практически все демо выпускаются к какому-то фестивалю. Во-первых, поспорить за победу с другими претендентами интересно само по себе; во-вторых, есть шанс выиграть призы, которые на крупных зарубежных фестивалях измеряются тысячами долларов. К тому же работа, попавшая в первую тройку на престижном фестивале, уж точно не пройдет незамеченной. Вход на мероприятие обычно платный, но цена билета находится в разумных пределах (в России — около двух долларов). Demo party собирают людей из разных городов и стран и обычно длятся два-три дня. Их много, и каждое примечательно по-своему.
Assembly
Самый крупный в мире фестиваль, проходит в августе в Хельсинки. Представьте себе огромный крытый стадион, в центре которого находится многометровый проектор. В тусклом полумраке по всей площади разбросаны бесчисленные огоньки (при ближайшем рассмотрении ими оказываются мерцающие мониторы компьютеров). Толпы людей занимаются своими делами — кто играет по локалке, кто программирует, кто смотрит выложенные тут же демки или танцует под живую музыку известных исполнителей… Assembly поражает своими масштабами — только гостей приезжает до пяти тысяч, а кроме них в зале круглосуточно находится персонал и спонсоры. Благодаря своей популярности фестиваль имеет хорошее финансирование, и организаторы выделяют для победителей многочисленных compo солидный призовой фонд. Правда, сейчас Assembly больше напоминает геймерскую тусовку — игроманы привозят свои компьютеры, подключаются к сети и играют ночи напролет (наравне с демосценовыми compo там проводятся игровые турниры). Но сценеры решили эту проблему по-своему — они собираются в отдельном помещении и тусуются своим сообществом.
The Party
Фестиваль открывает двери на Рождество, 27 декабря каждого года в Дании, и собирает около четырех тысяч человек. В последние годы The Party сильно коммерциализовался и из demo party постепенно превращается в LAN-party — соревнования геймеров. Высокоскоростная 100-мегабитная сеть, к которой может подключиться каждый участник, множество всевозможных закусочных, бассейн, европейский сервис по доступным ценам… Но вместе с тем малое количество выставляемых работ и еще меньшее — хорошего уровня. Многие сценеры считают, что The Party как демо-фестиваль умер и предпочитают посещать менее известные, но «более сценовые» мероприятия.
Enlight
Фестивали компьютерного искусства не обошли и Россию. Первой ласточкой стал Enlight, состоявшийся в Санкт-Петербурге 19–20 августа 1995 года и собравший всю немногочисленную элиту российской демосцены. По размаху он, конечно, намного уступал буржуйским монстрам, зато под одной крышей собрались только действительно заинтересованные люди. За два дня, посвященных платформам PC и Amiga, на нем побывало около 250 человек. Отчеты о фестивале были опубликованы во многих форумах и дискмагах, благодаря чему на следующий год народу собралось уже вдвое больше. В третий, последний раз Enlight прошел в 1997 году. Количество приехавших превзошло все ожидания организаторов — в первый день мероприятие посетило более 1200 человек. Проблемы, неизбежно возникшие из-за внезапного наплыва людей (отсутствие профессиональных секьюрити, ряд неприятных инцидентов с «неадекватными» гражданами), привели к тому, что второй день фестиваля организаторы отменили. Из-за невозможности проводить мероприятие на должном уровне — что требует значительных средств — Enlight больше не устраивался. Тем не менее, историческая значимость этого фестиваля для отечественной демосцены не подлежит сомнению.
Paradox
Это ежегодное мероприятие, которое уже в четвертый раз проводится в Ростове-на-Дону, успело завоевать авторитет лучшего в плане организации на российской демосцене. В 2002 году Paradox стал международным — фестиваль посетили не только россияне и украинцы, но и представители других европейских стран. В числе достоинств — надежные секьюрити, профессиональный ведущий, шоу в перерывах между соревнованиями, обеспечение нормального ночлега для приезжих, хорошая техническая оснащенность и достаточно высокий уровень представленных работ (на Paradox 2002 участвовали три платформы: PC, ZX, Amiga), бесплатный вход. Недостатком можно назвать небольшое количество участников — около ста человек.
В России также известны минский фестиваль Millennium, казанский CAFE, петербургский Chaos Construction, московский Bytefall, гродненский Twilight, а также MindResources, ArtComp, BK Mania и некоторые другие. Правда, активно работают далеко не все из них.
Ресурсы
demoscene.ru — крупнейший российский сценовый портал, содержащий только лучшие работы.
scene.org.ru/forum.php — форум, где общаются наши сценеры.
www.enlight.ru/demo/faq — подробный FAQ обо всем, что касается демосцены.
scene.org — самый большой в мире сценерский FTP-архив.
pouet.net — еще один архив.
www.ojuice.net — портал новостей из мира демосцены.
gfxzone.planet-d.net — большая коллекция графических работ известных сценовых художников.
www.hugi.de — сайт популярного сценового журнала «Hugi».
www.256b.com – здесь можно увидеть, что программисты умещают в 256 байт.
www.assembly.org — официальный сайт фестиваля Assembly.
www.banner.scenosaurus.org — коллекция ссылок на ресурсы, посвященные демосцене.